Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №4 2012

Ислам в петровской России (60,00 руб.)

0   0
Первый авторАрапов
Страниц9
ID378425
АннотацияАнализируется политика Петра I в отношении ислама и мусульман в России. Рассматривается деятельность антиисламской публицистики, которая поощрялась основателем Российской империи.
УДК94(470+571)"17/1917"
Арапов, Д.Ю. Ислам в петровской России / Д.Ю. Арапов // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2012 .— №4 .— С. 3-11 .— URL: https://rucont.ru/efd/378425 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 Д.Ю. Арапов (доктор ист. наук, профессор кафедры истории России до начала XIX в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ИСЛАМ В ПЕТРОВСКОЙ РОССИИ Статья посвящена анализу политики Петра I в отношении ислама и мусульман России. <...> Рассматривается деятельность антиисламской публицистики, которая всячески поощрялась основателем Российской империи. <...> Подчеркивается, что политика Петра I и его ближайших преемников на русском троне по отношению к исламу носила достаточно жесткий характер. <...> Ключевые слова: Петр I, ислам, мусульмане России, Соборное уложение, антиисламская публицистика, перевод Корана, Д. <...> * * * Конфессиональная политика Петра I строилась на основе его представлений о главной задаче своей деятельности — всемерном упрочении и укреплении Российского государства. <...> Основатель империи Романовых оценивал религию как одно из условий «общественного благополучия», а религиозные учреждения и их служителей — прежде всего как орудие «нравственного воспитания» и одновременно поддержания «порядка» среди своих подданных. <...> Следует подчеркнуть, что воззрения Петра Великого на роль конфессиональных институтов в жизни страны оказались близки взглядам его наиболее достойной преемницы на русском троне Екатерины Великой. <...> Они оба с неодобрением воспринимали «невежество» и «фанатизм», встречавшиеся в среде духовных лиц всех вероисповеданий, критически относились к монашеству и отшель* Арапов Дмитрий Юрьевич, тел. <...> Петр I (как позднее и Екатерина II) был твердо убежден в том, что религиозные структуры всех конфессий империи должны беспрекословно подчиняться государству, все их служители сверху донизу обязаны быть прежде всего верными помощниками светской власти, высшим приоритетом в их деятельности должно являться служение «державным интересам». <...> Подобные требования Петр предъявлял к служителям главной государственной религии русской монархии — официальному православию1. <...> В историографии <...>