Культурное наследие как фактор исторической памяти . <...> Михаил Ломоносов: жизненные стратегии в контексте эпохи . <...> М.К. Любавский и организация 200-летнего юбилея со дня рождения М.В. Ломоносова в Московском университете . <...> Ученый, мыслитель, человек: творческое наследие М.В. Ломоносова в оценке В.И. Вернадского . <...> М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев: к истории научных контактов в XVIII столетии. <...> Правительство РФ создало Организационный комитет по подготовке и проведению юбилея и утвердило план основных мероприятий. <...> В них самую заметную роль играет Московский государственный университет, носящий имя великого юбиляра. <...> Жизненные обстоятельства и достижения М.В. Ломоносова, казалось бы, хорошо известны: он прошел путь от крестьянинапомора Архангелогородской губернии до первого отечественного ученого-естествоиспытателя мирового значения, поэта, художника, филолога и историка, статского советника, ведущего ученого, внес огромный вклад в сокровищницу мирового научного знания, в работу Санкт-Петербургской академии наук. <...> Один из лучших 3 учеников Славяно-греко-латинской академии в Москве, воспитанник Марбургского университета и Фрейбургской научной школы химии и металлургии, М.В. Ломоносов воспринял и реализовал силу европейской университетской системы в России. <...> Тем не менее очередной юбилей Ломоносова 2011 г. заставляет историков вновь и вновь возвращаться к этой знаковой фигуре, уточняя подробности творческой деятельности и детали биографии. <...> Исторические работы Ломоносова были призваны служить формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, утверждению державности, просвещению народа. <...> Придавая большое значение наглядности в истории, в 1754 г. Ломоносов предложил Академии начать работу по составлению «медалической истории», посвященной деяниям Петра I, Екатерины I, Петра II и Елизаветы Петровны. <...> Так, в академическом отчете о работе над «Древней <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_8._История_№5_2011.pdf
Вестник
Московского
университета
Серия 8
ИСТОРИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (С.П. Карпов) .
.
.
.
.
. 3
Кошман Л.В. Культурное наследие как фактор исторической
памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Кулакова И.П. Михаил Ломоносов: жизненные стратегии в
контексте эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Наумова Г.Р., Никонов А.В. М.В. Ломоносов и историография
России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Андреев А.Ю. Университетская идея в понимании М.В. Ломо -
носова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Рождение университета:
сподвижник М.В. Ломоносова Иван Иванович Шувалов. . .69
Лачаева М.Ю. Принципы исторического повествования в творческом
наследии М.В. Ломоносова (из опыта преподавания отечественной
историографии). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Цыганков Д.А. М.К. Любавский и организация 200-летнего
юбилея со дня рождения М.В. Ломоносова в Московском университете
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
Моряков В.И. А.Н. Радищев о М.В. Ломоносове .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Леонова Л.С. Ученый, мыслитель, человек: творческое наследие
М.В. Ломоносова в оценке В.И. Вернадского .
.
.
.
. 114
. 126
Вдовина Л.Н. М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев: к истории
научных контактов в XVIII столетии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Сысоева Е.К. Век XVIII — веку XX: из истории российского
народного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 5 • 2011 • СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
On the 300th Anniversary of M.V. Lomonosov . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Koshman L.V. Cultural Heritage as a Factor of Historical Memory . . . . 7
Kulakov a I.P. M.V. Lomonosov: life strategies in epoch’s scare . . . . . .16
Naumov a G.R., Nikonov A.V. M.V. Lomonosov and the Historio
graphy of Russia .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.39
Andreyev A.Yu. The Idea of a University as Seen by M.V. Lomonosov . .52
Ponomaryo va V.V., Khoroshilov a L.B. The Birth of the University:
M.V. Lomonosov’s Associate Ivan I. Shuvalov . . . . . . . . . . . .69
Lachay e v a M.Yu. The Principles of Historical Narrative in M.V. Lomonosov’s
Heritage (based on the experience of teaching historiography
of Russia) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Tsygankov D.A. M.V. Liubavskiy and the Organization of M.V. Lomo
nosov’s 200th Anniversary in the Moscow State University. . . . . . . .95
Moryakov V.I. A.N. Radischev on M.V. Lomonosov . . . . . . . . . . . 114
Leonov a L.S. A Scientist, a Thinker, a Man: M.V. Lomonosov as
seen by V.I. Vernadskiy .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Vd ovina L.N. M.V. Lomonosov and V.N. Tatischev: On the History
of Scientific Contacts in the 18th century .
.
Sysoyeva Ye.K. Century 18th to Century 20th: From the History of
Russia’s Public Education .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 126
. 142
. 152
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2011
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2011. № 5
К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА
В 2011 г. исполняется 300 лет со дня рождения русского ученого-энциклопедиста
М.В. Ломоносова. ЮНЕСКО объявил этот год
Годом М.В. Ломоносова. Правительство РФ создало Организационный
комитет по подготовке и проведению юбилея и утвердило
план основных мероприятий. В них самую заметную роль играет
Московский государственный университет, носящий имя великого
юбиляра.
Жизненные обстоятельства и достижения М.В. Ломоносова,
казалось бы, хорошо известны: он прошел путь от крестьянинапомора
Архангелогородской губернии до первого отечественного
ученого-естествоиспытателя мирового значения, поэта, художника,
филолога и историка, статского советника, ведущего ученого,
внес огромный вклад в сокровищницу мирового научного знания,
в работу Санкт-Петербургской академии наук. Один из лучших
3
Стр.3