Министерство здравоохранения Российской Федерации
Тихоокеанский государственный медицинский университет
В.А. Петров
Методы определения и оценки
состояния здоровья и физического развития
детей и подростков
Учебное пособие
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому
и фармацевтическому образованию вузов России в качестве
учебного пособия для обучающихся по основным профессиональным
образовательным программам высшего образования –
программам специалитета по специальности Педиатрия
Владивосток
Медицина ДВ
2014
Стр.1
УДК 613.96
ББК 51.28
П305
Издано по рекомендации редакционно-издательского совета
Тихоокеанского государственного медицинского университета
Рецензенты:
Савченков М.Ф. – д.м.н., академик РАМН,
заведующий кафедрой общей гигиены ГБОУ ВПО
«Иркутский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Перевалов А.Я. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой
гигиены питания и гигиены детей и подростков
ГБОУ ВПО «Пермская медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера»
Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Заслуженный работник высшей школы РФ, академик РАЕН
Петров, В.А.
П305
Методы определения и оценки состояния здоровья и физического
развития детей и подростков : учебное пособие / В.А. Петров. – Владивосток
: Медицина ДВ, 2014. – 168 с.
Учебное пособие представляет дидактический материал для освоения студентами
важного блока Федерального государственного образовательного стандарта
по специальности Педиатрия с учетом соответствующих компетенций для овладения
будущими педиатрами. Этот материал раскрывает сущность методологии
определения и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков,
которая широко востребована специалистами-педиатрами.
В качестве базиса в учебном пособии использованы современные информационные
ресурсы, в том числе официальные методические документы Министерства
здравоохранения Российской Федерации. При подготовке представляемого
методического издания применен многолетний опыт его составителя в преподавании
соответствующего раздела учебных программ для студентов указанной
выше специальности.
Учебное пособие предназначено для обучающихся по программе высшего
профессионального образования по специальности Педиатрия.
УДК 613.96
ББК 51.28
© В.А. Петров, 2014
© «Медицина ДВ», 2014
Стр.2
АД макс.
АД мин.
ВОЗ
ЖЕЛ
ЖКТ
КЖС
МКБ-10
МР
ПДК
ФГОС
ЧСС
Принятые в учебном пособии аббревиатуры
– артериальное давление максимальное
– артериальное давление минимальное
– Всемирная организация здравоохранения
– жизненная емкость легких
– желудочно-кишечный тракт
– кожно-жировая складка
– Международная классификация болезней
10-го пересмотра
– методические рекомендации
– предельно допустимая концентрация
Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека
– Федеральный государственный образовательный
стандарт
– частота сердечных сокращений
Стр.3
Введение
Физическое развитие детей и подростков является одним из важных
показателей здоровья. Причем, когда речь идет об изучении состояния
здоровья детских контингентов, подразумевается и анализ их
физического развития. Если используют словосочетание «здоровье и
физическое развитие», то это означает желание авторов дифференцировать
понятия «здоровье» и «физическое развитие» по методологии
исследования показателей, характеризующих эти понятия. Критерий
физического развития при оценке здоровья детей и подростков имеет
особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе
непрерывного роста и развития. Исследование физического развития,
как правило, производят одновременно с изучением состояния
здоровья во время углубленных (плановых) медицинских осмотров,
проводимых во всех детских и подростковых учреждениях, детских
поликлиниках, подростковых кабинетах и врачебно-физкультурных
диспансерах. Систематическое наблюдение за физическим развитием
одних и тех же детей (индивидуализирующий метод) необходимо для
индивидуальной оценки их развития.
Помимо указанных наблюдений, проводятся массовые исследования
физического развития детей и подростков, проживающих в
определенной местности, в относительно короткие сроки (генерализующий
метод). Данные этих массовых исследований разрабатываются
статическим методом с целью получения средних показателей
физического развития каждой возрастно-половой группы. Они являются
возрастными стандартами и отражают уровень физического
развития определенных контингентов детей и подростков. Местные
(региональные) стандарты физического развития используются врачами
детских и подростковых учреждений для индивидуальной оценки
физического развития отдельных детей. Динамические наблюдения
за физическим развитием детей и подростков, проводимые генерализующим
методом через более и менее длительные интервалы времени,
позволяют выявить сдвиги в их физическом развитии под влиянием
меняющихся социально-бытовых условий, в частности, дать оценку
процессам акселерации или ретардации.
4
Введение
Стр.4
Изучение состояния здоровья детей и подростков в настоящее
время широко применяется в эпидемиологических наблюдениях для
выявления связи состояния здоровья населения с теми или иными
факторами и условиями среды обитания. При этом детский контингент,
как наиболее чувствительный к неблагоприятным воздействиям,
выступает в роли маркера этих воздействий.
Систематическое наблюдение за физическим развитием и состоянием
здоровья детей позволяет своевременно наметить и осуществить
ряд оздоровительных мероприятий, входит в систему социальногигиенического
мониторинга, в решении задач которого должны принимать
участие и специалисты в области педиатрии.
В связи с определением предназначения настоящего учебного пособия
(специальность Педиатрия) важно, что согласно приказу Минздравмедпрома
России от 14 марта 1995 г. № 60, «центральной фигурой
в организации профилактических осмотров и их комплексной оценке
является педиатр». Причем в процессе указанных осмотров обязательным
становится определение уровня и особенностей физического
развития детей и подростков.
В информационных ресурсах достаточно много источников, посвященных
тематике настоящего учебного пособия. Причем, указанные
источники, в большинстве случаев подготовлены профессионалами
высочайшего уровня. Из этих источников необходимо особо
выделить учебные издания, которые подготовил ведущий специалист
в области гигиены детей и подростков в России профессор В.Р. Кучма
с помощью созданной им школы гигиенистов. В связи с этим, правомерен
вопрос о целесообразности привнесения в указанные дидактические
источники еще одного методического документа.
Приводим обоснование целесообразности издания настоящего
учебного пособия, которое заключается в следующих основных положениях:
1.
Предшествующие настоящему учебному пособию дидактические
материалы локального характера по обсуждаемой теме были созданы
в 2002 и 2006 годах. Эти материалы получили положительные
отзывы студентов и доказали свою эффективность при проведении
различных видов контрольных мероприятий.
2. Изданные учебные материалы содержат огромную и разнообразную
информационную базу. При подготовке компонентов этой
базы авторами далеко не всегда проведен тщательный отбор дидактического
материала. В большинстве случаев этот материал содержит
излишнюю, зачастую, слишком детализированную информацию, что
Введение
5
Стр.5
в значительной степени затрудняет освоение студентами данной темы.
Один из постулатов педагогики: чем больше информации дается обучаемым,
тем меньше они запомнят и усвоят. Поэтому одним из оснований
издания учебного пособия является попытка составителя произвести
рациональный отбор дидактического материала.
3. Во многих информационных источниках не учитываются распорядительные,
нормативные и методические документы, регламентирующие
изучение состояния здоровья и физического развития
детей и подростков. Между тем, использование этих документов – необходимое
условие этой деятельности, обеспечивающее, в частности,
унифицированность методологии, а значит, и сравнимость результатов
изучения состояния здоровья и физического развития детей и
подростков. Кроме того, выполнение распорядительных документов –
показатель исполнительской дисциплины, в данном случае специалистов
педиатрического профиля. Выход за рамки содержания указанных
выше документов в настоящем учебном пособии обусловлен
только необходимостью овладения студентами элементами научноисследовательской
деятельности.
4. Важным основанием для издания настоящего учебного пособия
стала необходимость приведения качества и количества дидактического
материала по теме учебного пособия в соответствие с требованиями
ФГОС по специальности подготовки Педиатрия.
Для удобства пользователей учебного пособия в приложении 1
представлен краткий понятийный аппарат (основные понятия и термины),
а в приложениях 2 и 3 – указатель таблиц и рисунков.
В заключение данного раздела необходимо указать, что представляемое
учебное пособие является самодостаточным, то есть содержит
весь необходимый материал для освоения темы, для работы с контрольными
заданиями. В случаях необходимости уточнения отдельных
вопросов по теме, можно использовать информационные источники,
представленные в рубрике «Рекомендуемая литература».
6
Введение
Стр.6
Глава I.
Методы определения
физического развития детей и подростков
Объективные законы роста и развития организма детей и
подростков как теоретический базис реализации методов
оценки физического развития
Теоретические аспекты методологии определения физического
развития детей и подростков чрезвычайно важны для практической
деятельности в данном направлении. В частности, незнание или игнорирование
объективных законов роста и развития организма детей и
подростков, как правило, приводит к грубейшим ошибкам при интерпретации
результатов обследования.
Несмотря на то, что объективные законы роста и развития организма
детей и подростков часто встречаются во всех без исключения
учебных изданиях по данной тематике, для обеспечения логической
взаимосвязи настоящего учебного пособия эти законы должны быть в
кратком изложении в него включены.
Итак, приводим объективные законы роста и развития организма
детей и подростков с отдельными комментариями.
1 закон. Неравномерность темпа роста и развития
Процессы роста и развития детей протекают непрерывно, носят
поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость
от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и
развития. Это наиболее наглядно отражают повозрастные показатели
длины тела (табл. 1).
На рисунке 1 показаны темпы роста детей до 22 месяцев в зависимости
от возраста. Данные этого рисунка – еще одна убедительная
иллюстрация обсуждаемого закона морфофункционального развития
детей и подростков.
Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а также развитие
отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно.
Неодновременность темпа роста и развития организма на этапе созревания
является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются
и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы,
темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они
опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно
Глава I. Методы определения физического развития детей и подростков
7
Стр.7
и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка»
должен конкретизироваться: хронологический или биологический.
Хронологический возраст – период, прожитый ребенком от рождения
до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу
(день, месяц, год).
Биологический возраст – совокупность морфофункциональных
особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста
и развития.
Одним из важных критериев установления соответствия биологического
возраста хронологическому является степень развития
костной системы ребенка, которая определяется с помощью рентгенографических
исследований только при наличии особых медицинских
показаний – при резко выраженных нарушениях развития. Так
как данный критерий не учтен в соответствующем разделе учебного
пособия, приводим примеры развития костей у детей разного возраста
(рис. 2).
Таблица 1
Изменения длины тела детей и подростков в разные возрастные периоды
Период жизни, годы
1
2
3
Увеличение длины тела, %
на 47
на 13
на 9
4-7
8-10
11–17 (полового созревания)
18-20
на 5-7
на 3
скачок роста
прекращается
Рис. 1. Темпы роста ребенка в зависимости от возраста.
8
Глава I
Стр.8
Кости запястья
ребенка 19 дней.
Ядра окостенения
отсутствуют.
Кости запястья ребенка
5 лет. В запястье 6 ядер
окостенения,
включая эпифизы
лучевой и I пястной кости.
Кости запястья ребенка
8 лет. Образуется 10-е
ядро окостенения
в эпифизе
локтевой кости.
Рис. 2. Кости запястья у детей разного возраста.
2 закон. Неодновременность роста и развития отдельных органов
и систем (гетерохронность роста и развития).
Фундаментальная закономерность роста и развития организма
состоит в том, что фазы максимальной интенсивности деления клеток
(фазы митоза) и фазы их дифференцировки у растущего ребенка
не совпадают во времени. Общая тенденция взаимосвязи этих процессов
определяется законом прогрессивного дифференцирования
И.И. Шмальгаузена: относительная масса индифферентных (недифференцированных,
незрелых) тканей в организме уменьшается обратно
пропорционально возрасту.
На рисунке 3 отражено соотношение темпов роста различных
тканей. Изучая физическое развитие детей и подростков, необходимо
учитывать сущность обсуждаемого закона, так как при оценке результатов
исследований отдельных показателей физического развития
неучет закона может привести к грубым ошибкам.
На рисунке 4 демонстрируются пропорции тела детей и подростков
в зависимости от возраста. Это рисунок также весьма наглядно
показывает сущность обсуждаемого закона.
Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем является
научной основой дифференцированного нормирования факторов
окружающей среды и деятельности детей и подростков.
Методы определения физического развития детей и подростков
9
Стр.9
Рис. 3. Соотношение темпов
роста различных тканей по
Скаммону (за 100% принят
размер, достигнутый к 20
годам): а – лимфатическая
ткань; б – нервная ткань;
в – масса тела; г – половые
органы.
Рис. 4. Изменение пропорций тела в зависимости от возраста.
Еще более наглядно сущность обсуждаемого закона представлена
в таблице 2.
3 закон. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм).
Половой
диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса,
темпа роста и развития отдельных функциональных систем и
организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют
более высокие антропометрические показатели.
В период полового созревания это соотношение меняется: девочки
по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки
превосходят своих сверстников. Наблюдается 1-й перекрест возрастных
кривых этих показателей.
В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они по
своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек.
10
Глава I
Стр.10