Максимилиан Волошин.
Культура, искусство, памятники Крыма
------------------------------------------------------------------------Статья
из путеводителя
"КРЫМ",
под общ.
редакцией д-ра
И.М.Саркизова-Серазини. 1925 год., cc. 126-148)
Оригинал находится здесь: http://www.kirimtatar.com/Story/voloshin.html
------------------------------------------------------------------------Крым,
Киммерия, Кермен, Кремль... Всюду один и тот же основной корень
КМР, который в древне-еврейском языке соответствует понятию неожиданного
мрака, затмения и дает образ крепости, замкнутого места, угрозы и в то же
время сумрака баснословности.
Остров, отделенный от материка гниющими и зловонными Меотийскими
болотами, солончаковыми озерами, узкими песчаными косами, а море вбирающий
в себя глубокими бухтами, проливами, гаванями.
Материк был для него стихией текущей и зыбкой - руслом Великого
океана, по которому из глубины Азии в Европу текли ледники и лавины
человеческих рас и народов.
Море было стихией устойчивой, с постоянной и ровной пульсацией
приливов и отливов средиземноморской культуры.
"Дикое Поле" и "Маре Интернум" определяли историю Крыма.
Для Дикого Поля он был глухой заводью.
Во время человеческих половодий оно выступало из берегов и затопляло
его. Соседний Кавказ был гребнем, о который чесались все народы, оставляя
на его зубцах клоки руна и шерсти всех мастей - образцы расы. Это делает
Кавказ этнографическим музеем.
Крым
- не музей. Сюда от избытка переливались отдельные струи
человеческих потоков, замирали в тихой и безвыходной заводи, осаждали свой
ил на мелкое дно, ложились друг на друга слоями, а потом органически
смешивались.
Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, печенеги, хазары, половцы, татары,
славяне... - вот аллювий Дикого Поля.
Греки,
армяне,
человеческая
римляне, венецианцы, генуэзцы - вот торговые и
культурные дрожжи Понта Эвксинского.
Сложный конгломерат расовых сплавов и гибридных форм - своего рода
"Асканиа Нова",
действием очень сильных и выдержанных культурных токов.
Отсюда двойственность истории Крыма:
роль самого крайнего сторожевого поста,
все время находящаяся под напряженным
глухая,
провинциальная,
безымянная, огромная, как все, что идет от Азии, - его роль степного
полуострова, и яркая, постоянно попадающая в самый фокус исторических лучей
-
выдвинутого старой
средиземноморской Европой на восток.
Особое значение придавало Крыму то, что он лежал на скрещении морских
дорог с древним караванным путем на Индию.
Если мы поедем по шоссейной дороге из Феодосии в Симферополь, то
заметим вдоль нее, рядом с торопливыми деревянными телеграфными кривулями,
ряд четких и черных невысоких чугунных столбов.
Это линия Индийского телеграфа (Лондон- Калькутта), проведенная
Англией по территории Крыма на основании договора, заключенного после войны
1856 года.
А если мы свернем с теперешнего шоссе, придерживаясь линии Индийского
телеграфа, который обходит с севера гору Агармыш по старой почтовой дороге,
то мы пересечем сперва одну, потом другую долину, которые носят имя Сухого
и Мокрого "Индола".
Йол - по-татарски - дорога.
Инд-Иол - дорога в Индию.
Политическое напоминание недалекого прошлого и древняя филологическая
память встречаются.
Здесь - через крымские степи к Босфору Киммерийскому, а оттуда через
Кавказ и Персию пролегал старый караванный путь, заглохший после того, как
Оттоманская империя залегла на всех торговых дорогах, ведших через переднюю
Азию, а Васко де Гама открыл новые морские направления.
Но нужда в этом сухопутном пути не погасла.
Больше всех в кем заинтересована Англия, как метрополия Индии.
Отсюда и условие, продиктованное России после взятия Севастополя.
Отсюда и железная дорога 45 параллели, проект которой был разработан
Стр.1