ISBN 978-5-89647-258-2 В мировой науке давно уже сложилась и стала общепризнанной традиция соотносить образ Ивана Карамазова с целым рядом масштабных, метафизически-знаковых персонажей мировой литературы. <...> В книге Виктора Ляху образ Ивана осмысляется как аллюзия на «первоангела Денницу». <...> Библейский сюжет о Люцифере, восставшем против Творца, стал, по мысли автора книги, для русского художника парадигмой, которая была им востребована в логике собственной интертекстуальной стратегии. <...> С оглядкой на смыслы библейского прототекста Достоевский художественно воплотил в «Братьях Карамазовых» фундаментальную идею своей эпохи, идею бунтующего своеволия. <...> Люциферов бунт Ивана Карамазова Глава 1 Введение 5 Содержание Об Иване Карамазове, библейском Люцифере и райских ослушниках (В. Н. Захаров). <...> . . . . . . . . . .88 Прототипичность Ивана Люциферу в деструктивных и созидательных интенциях . <...> . . . . . . . .129 Глава 3 Диалектика характера Ивана Карамазова и трагедийная природа его бунта: от статики к динамике. <...> Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы» Предисловие 9 Об Иване Карамазове, библейском Люцифере и райских ослушниках Достоевском, о романе «Братья Карамазовы» и о брате Иване написано не просто много, а избыточно много. <...> В представленной книге предпринята попытка дать новую концепцию одного из признанных героев мировой литературы, Ивана Карамазова: в библейском контексте герой предстает как Люцифер или, в уточняющем развитии этой метафоры, как Люцифер Нового времени, люциферианец ХIХ века, потомок Люцифера. <...> Очевидно также, что все эти наименования имеют не прямые, а переносные, метафорические значения, как и ключевой тезис автора книги, прибавляющего к ним Люцифера. <...> Люциферов бунт Ивана Карамазова ном герое, вслед за автором романа воспринимает его как «страдающего неверием атеиста», отказывается видеть в нем «исчадие ада». <...> Он — первый небесный богоборец, но были и райские ослушники, и земные богоборцы. <...> Первый из них — Иаков <...>
Люциферов_бунт_Ивана_Карамазова._Судьба_героя_в_зеркале_библейских_аллюзий.pdf
4
УДК 244.82
ББК 86.37
Л 98
С ЕРИЯ «Б ОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ »
Верстка: Николай Оськин
Обложка: Дмитрий Купреев
Ляху Виктор
Люциферов бунт Ивана Карамазова. Судьба героя в зеркале
библей ских аллюзий / (Серия «Богословские исследования»).
— М.: Библейско-богословский институт св. апостола
Андрея, 2011. – 282 с.
ISBN 978-5-89647-258-2
В мировой науке давно уже сложилась и стала общепризнанной
традиция соотносить образ Ивана Карамазова с целым рядом масштабных,
метафизически-знаковых персонажей мировой литературы.
Но в «поэтике памяти» Достоевского особое место занимал
художественно-образный мир Библии, который становится для
него в творческом плане определяющим интертекстом, «великим
напоминанием». В книге Виктора Ляху образ Ивана осмысляется
как аллюзия на «первоангела Денницу». Библейский сюжет о Люцифере,
восставшем против Творца, стал, по мысли автора книги,
для русского художника парадигмой, которая была им востребована
в логике собственной интертекстуальной стратегии. С оглядкой
на смыслы библейского прототекста Достоевский художественно
воплотил в «Братьях Карамазовых» фундаментальную идею своей
эпохи, идею бунтующего своеволия. Кульминацией этой борьбы
стало, в конце концов, как писал сам художник, «столкновение двух
самых противоположных идей, которые только и могли существовать
на земле: человекобог встретил Богочеловека».
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме, включая размещение
в сети интернет, без письменного разрешения владельцев авторских
прав.
© Виктор Ляху, 2011
© Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия
standrews@ standrews.ru, www.standrews.ru
Виктор Ляху. Люциферов бунт Ивана Карамазова
Стр.4
Глава 1 Введение
5
Содержание
Об Иване Карамазове, библейском Люцифере
и райских ослушниках (В. Н. Захаров). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Глава 1
Библейская аллюзия: ее природа и место в романе
Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». . . . . . . . . . . . . . . .36
Природа аллюзии: семантические границы понятия. . . . . . . . .36
Формы интертекстуального взаимодействия . . . . . . . . . . . . . . . .44
Вербальные параллели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Тематические параллели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Структурные параллели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Глава 2
Иван Карамазов и библейский Люцифер: метафизическое
родство в типологических параллелях. . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Иван Карамазов как аллюзия на Люцифера:
приметы родства в статуарных констатациях . . . . . . . . . . .88
Прототипичность Ивана Люциферу
в деструктивных и созидательных интенциях . . . . . . . . . .114
Диалектическое единство формулы «pro et contra» . . . . . . . . .129
Глава 3
Диалектика характера Ивана Карамазова и трагедийная
природа его бунта: от статики к динамике. . . . . . . . . . . . . . .130
Дополнительные свидетельства о библейской
прототипичности люциферианца ХIХ столетия. . . . . . . .130
«Черт», «сатана», «Люцифер» — библейский контекст . . . . . .132
О «довременном» провиденциальном
«секрете» черта как архетипическом мотиве. . . . . . . . . . .135
Стр.5
6
Виктор Ляху. Люциферов бунт Ивана Карамазова
Явление Ивана Карамазова в мирском граде
Скотопригоньевска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
«Схватка» в граде Божием, Скотопригоньевском монастыре:
искусительное богомыслие Ивана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
Идейное столкновение Ивана Карамазова с отчим домом:
прельщение «царства Карамазовых» . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
О вере и неверии люциферианца-парадоксалиста . . . . . . . . . .171
Отчий дом «пал»: «треть» карамазовского
царства — в соблазне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Трагическая тяжба «светоносного»
Ивана-Люцифера с Богом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
Два равновеликих богоборца — библейский Иов
и скотопригоньевский Иван —
торжество отчаяния и надежды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
Справедливость Божия и слезинка ребенка . . . . . . . . . . . . . . . .217
Демиург новой Вселенной:«титаническая
гордость человекобога» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .234
Тяжба Ивана Карамазова со Христом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
Христология от Ивана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Антроподицея versus христодицея. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251
Via dolorosa Ивана Карамазова: «завтра крест...». . . . . . . . . . . .256
Апокатастасис или вечная гибель
Скотопригоньевского Люцифера? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
Именной указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
Стр.6