Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. <...> При прямом способе анализа результативный показатель разделяется на составные части, а при обратном отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель. <...> Например, прибыль от продаж продукции зависит от объема продаж продукции каждого вида, структуры производства, себестоимости, среднереализационных цен. <...> В общем случае под экономическим факторным анализом понимают раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. <...> При прямом факторном анализе выявляются отдельные факторы, влияющие на изменение результативного показателя, устанавливаются формы функциональной (детерминированной) или стохастической (вероятностной) зависимости между результирующим показателем и определенным набором факторов. <...> В экономическом анализе используют в основном математические модели, которые описывают экономические явления и процессы с помощью соотношений, функций, уравнений, неравенств и других математических средств. <...> Чем выше адекватность модели, тем правомернее результаты исследований и обоснованнее выводы. <...> При проведении анализа сами аргументы могут представлять собой результирующие показатели, представляющие интерес для анализа. <...> Тогда, если аргумент 1a можно представить в виде суммы a a . , то конечная факторная система может быть (5) (6) В качестве примера конструирования факторной модели рассмотрим коэффициент рентабельности авансированного капитала: Крент ВБ ,П (8) где П – прибыль предприятия от продаж за отчетный период; ВБ – величина валюты баланса. <...> Крент ВА ОА , В П В В где ВА – внеоборотные активы; ОА – оборотные активы. <...> Анализ количественного влияния факторов на изменение результативного показателя Следующим <...>
Экономический_анализ_в_коммерческой_деятельности.pdf
УДК 338.2:334.7(075.8)
ББК 65.290–2я73
М44
Рецензенты:
А. Ю. Ускова, канд. экон. наук, заместитель министра экономики
Свердловской области;
Н. А. Истомина, канд. экон. наук, доцент кафедры «Государственные
и муниципальные финансы» ФГАОУ ВПО «Уральский государственный
экономический университет»
Научный редактор – д-р соц. наук, канд. экон. наук, проф.
А. И. Кузьмин
М44
Мезенцева, О. В.
Экономический анализ в коммерческой деятельности : учебное
пособие / О. В. Мезенцева, А. В. Мезенцева. – Екатеринбург
: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 232 с.
ISBN 978-5-7996-1247-4
Настоящее пособие содержит ключевые аспекты применения методов экономического
анализа в целях снижения рисков коммерческой деятельности при установлении
устойчивых связей хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.
В работе приводятся особенности проведения экономического анализа в
коммерческой деятельности, а также методы диагностики кризисного состояния
предприятия-контрагента.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов экономических специальностей,
а также специалистов, занимающихся вопросами организации коммерческой
деятельности, стратегическим планированием и управлением предприятий.
Библиогр.: 23 назв. Рис. 5. Табл. 7.
УДК 338.2:334.7(075.8)
ББК 65.290–2я73
ISBN 978-5-7996-1247-4
© Уральский федеральный
университет, 2014
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................... 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ........................................................... 4
2. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
И АНАЛИЗ ФАКТОРНЫХ СИСТЕМ ....................................................... 11
2.1. Анализ количественного влияния факторов на изменение .......... 14
результативного показателя ................................................................... 14
2.2. Индексный метод .............................................................................. 15
3. ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ
ПРОИЗВОДСТВА ....................................................................................... 24
4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ............................ 34
5. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ....... 40
6. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА .................. 45
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ............................................................... 45
7. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ...................................................... 61
8. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ..................................... 67
9. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА СЕБЕСТОИМОСТИ ЕДИНИЦЫ
ПРОДУКЦИИ .............................................................................................. 93
10. АНАЛИЗ АКТИВОВ И ПАССИВОВ .................................................. 95
11. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ..................................... 99
И КОЭФФИЦИЕНТОВ ............................................................................... 99
11.1. Анализ хозяйственной, инвестиционной и
финансовой деятельности предприятия .............................................. 102
11.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия ....................... 104
11.3. Анализ показателей платежеспособности и ликвидности ........ 110
11.4. Анализ деловой активности предприятия .................................. 118
11.5. Система показателей для оценки рентабельности и
прибыльности ........................................................................................ 124
11.6. Анализ возможности безубыточной деятельности .................... 129
12. ДИАГНОСТИКА БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ..................... 135
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................................... 138
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................... 140
230
Стр.231