В данном учебном пособии автором коротко представлена история и эволюция теории адаптации, указано на истоки ошибочности бытующих представлений об адаптации. <...> И единственное, на чем может базироваться современная теория спорта – реально действующие законы физиологии. <...> Ситуация, сложившаяся сегодня и в спортивной медицине и в спортивной педагогике уникальна: искусственно созданные теории безапелляционно принимаются практиками и тиражируются вне зависимости от приносимых ими результатов. <...> Именно законы адаптации определяют формирование тех или иных результатов любой деятельности человека, включая и его деятельность в спорте [С.Е.Павлов, Т.Н.Кузнецова, 1998; С.Е.Павлов, 1999]. <...> Реально работающие законы физиологии – единственное, что может составлять основу спортивно-педагогического процесса. <...> Спортивная физиология, являясь частью общей физиологии, призвана в том числе обеспечить теоретическую базу для теории и методики спортивной тренировки, поскольку основанием для построения любых научных теорий и концепций, в которых рассматриваются принципы реализации того или иного вида деятельности человека, может являться исключительно теория его развития с теорией адаптации в качестве ее неотъемлемой составляющей [С.Е.Павлов, Т.Н.Кузнецова, 1998; С.Е.Павлов, 1999, 2000]. <...> Современная теория и методика спортивной тренировки в редакции Л.П.Матвеева (1997, 1998, 1999), В.Н.Платонова (1988; 1997 и др.) сегодня не только не учитывает реально работающие законы физиологии [С.Е.Павлов, Т.Н.Кузнецова, 1998; С.Е.Павлов, 1999, 2000 и др.], но и не использует (об этом свидетельствуют, в частности, публикации Ю.В.Верхошанского, 1998 a,b) в том числе и основные положения ранее предложенной и широко тиражируемой сегодня теории адаптации [Ф.З.Меерсон, 1981 и др.] <...> . Неспособность современных физиологов перейти от частных аналитических к общим системным принципам [П.К.Анохин, 1968, 1975, 1980] изучения человеческого организма в спортивной физиологии и спортивной <...>
Физиологические_основы_подготовки_квалифицированных_спортсменов.pdf
УДК 796.015:612(024):796.077.5(075.8)
ББК 75
П 12
Рецензенты: д. м. н., профессор Смоленский А.В. (РГУФКСиТ),
к. м. н., доцент Мартинихин В.С. (МГАФК)
Физиологические основы подготовки квалифицированных
спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов
физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка,
2010. – 88 с.
необходимостью представления адаптации как целостного,
системного
Разработка настоящего учебного пособия инициирована
процесса,
лежащего
в
основе
подготовки
квалифицированных атлетов. В данном учебном пособии автором
коротко представлена история и эволюция теории адаптации,
указано на истоки ошибочности бытующих представлений об
адаптации. Отдельная глава посвящена основным положениям
теории функциональных систем, представленной с позиции
современных научных представлений. В учебном пособии описаны
принципы и механизмы «системной» адаптации, даны определения
предметов изучения, относящихся к процессу адаптации, выделены
стадии адаптации человеческого организма к действующим на него
факторам среды, указаны основные «точки приложения»
современной теории адаптации в спортивной педагогике и
спортивной медицине. Учебное пособие предназначено для
студентов и аспирантов университетов, академий и институтов
физической культуры.
Одобрено учебно-методической комиссией и утверждено
Ученым Советом МГАФК в качестве учебного пособия.
© С. Е. Павлов, 2010
© Московская государственная
академия физической культуры, 2010
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................... 3
ГЛАВА I. РАННИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О НЕСПЕЦИФИЧЕСКОМ ЗВЕНЕ АДАПТАЦИИ.................... 7
ГЛАВА II. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АДАПТАЦИОННЫЕ
РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА........................................................... 19
ГЛАВА III. ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ ФИЗИОЛОГИИ .......... 30
ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
СИСТЕМ....................................................................................... 36
ГЛАВА V. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ АДАПТАЦИИ........... 47
ЛИТЕРАТУРА............................................................................. 83
87
Стр.175