МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Соликамский государственный педагогический институт»
(СГПИ) <...> Л. В. Чугайнова
Теоретические основы обучения
естествознанию
Учебно-методическое пособие
Соликамск
СГПИ
2012
УДК 37
ББК 74.202.42
Ч 83
Рецензенты: кандидат биологических наук, доцент кафедры МБД ФГБОУ ВПО
«Соликамский государственный педагогический институт» Наталия Юрьевна
Сугробова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и физики
МБД ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт»
Татьяна Васильевна Рихтер
Ч 83
Чугайнова, Л. В.
Теоретические основы обучения естествознанию: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.
В. Чугайнова; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». <...> Учебно-методическое пособие содержит систему опорных материалов,
которые помогут эффективно и грамотно спланировать и построить учебную
и внеучебную работу с младшими школьниками. <...> © Л. В. Чугайнова, 2012
© ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт», 2012
Содержание
Начальное общее образование
Примерная программа (статус, структура)..............................4
Окружающий мир. <...> Примерная программа
(статус, структура)
Пояснительная записка
Характеристика первой ступени
школьного образования
Начальная школа – самоценный, принципиально новый
этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение
в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный
статус и увеличивается потребность в самовыражении. <...> В этот период идет формирование
основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки
ребенка. <...> Кроме этого, определение в
программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются <...>
Теоретические_основы_обучения_естествознанию.pdf
УДК 37
ББК 74.202.42
Ч 83
Рецензенты: кандидат биологических наук, доцент кафедры МБД ФГБОУ ВПО
«Соликамский государственный педагогический институт» Наталия Юрьевна
Сугробова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и физики
МБД ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт»
Татьяна Васильевна Рихтер
Ч 83
Чугайнова, Л. В.
Теоретические основы обучения естествознанию:
учебно-методическое пособие [Текст] / Л.
В. Чугайнова; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт». – Соликамск:
СГПИ, 2012. – 112 с. – 100 экз.
которые помогут эффективно и грамотно спланировать и построить учебную
и внеучебную работу с младшими школьниками.
Данное пособие составлено в соответствии со стандартом ГОС ВПО
Учебно-методическое пособие содержит систему опорных материалов,
«Начальное образование» высшего профессионального образования, изучающих
дисциплину «Теоретические основы и технологии обучения естествознанию».
Издание может быть рекомендовано преподавателям высших, средних учебных
заведений в работе со студентами, а также учителям начальной школы для
организации учебных и внеучебных занятий с младшими школьниками.
УДК 37
ББК 74.202.42
Рекомендовано к изданию решением РИСо СГПИ
Протокол № 29 от 01. 07. 2011.
и программой по «Теоретическим основам и технологиям обучения
естествознанию».
Пособие предназначено для студентов направления «Педагогика», профиль
© Л. В. Чугайнова, 2012
© ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт», 2012
Стр.2
Содержание
Начальное общее образование
Примерная программа (статус, структура)..............................4
Окружающий мир. Примерная программа..............................9
Тематическое планирование..................................................19
Рекомендации к подготовке урока
(учебного занятия, мероприятия)...............................................20
Схема самоанализа урока
(учебного занятия, мероприятия)...............................................23
Системный анализ урока
(мероприятия, занятия). Критерии оценки...............................26
Вопросы, предлагаемые ученикам
в конце урока................................................................................28
Схема составляющих (компонентов) урока
(занятия, мероприятия)...............................................................28
Основные элементы современного урока.........................29
Проектирование целей урока................................................29
Типы и виды уроков..................................................................33
Структура (этапы) уроков........................................................35
Методы обучения.......................................................................37
Методические приемы.............................................................38
Средства обучения.....................................................................39
Формы обучения.........................................................................40
Организационные формы обучения учащихся...............40
Общеучебные умения и навыки............................................41
Организация наблюдения......................................................42
Этапы подготовки и проведения экскурсии.......................43
Основные критерии выставления отметок........................44
Формы экологического образования.................................45
Контрольный тест
по теоретическим основам преподавания естествознания
в начальной школе...........................................................................50
Приложение
Планы-конспекты уроков по курсу «Естествознание»..........55
Список литературы...................................................................105
3
Стр.3