Е.М. Марутина-Катрецкая кандидат филологических наук доцент кафедры русского языка ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" г. Калининград mar-kat@mail.ru Проблемные вопросы грамматики в процессе преподавания русского языка как иностранного в военном вузе Рассматривается субстантивация в практике преподавания русского языка как иностранного. <...> Дается описание ряда тематических групп субстантивированных прилагательных и причастий, которые оказываются востребованными иностранными учащимися военного образовательного учреждения в курсе довузовской подготовки Ключевые слова: субстантивация; субстантивированные прилагательные и причастия; субстантиваты Процесс преподавания русского языка как иностранного ставит своей целью формирование у иностранных обучающихся коммуникативной компетенций, в основе своей опирающейся на языковую компетенцию, под которой понимается знание системы изучаемого языка, её аспектов: фонетики, лексики, грамматики. <...> Прочные языковые знания в области грамматики являются необходимым условием реализации коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности. <...> Принадлежность русского языка к числу флективных языков и, как следствие, наличие в нем разветвленной предложно-падежной и видовременной системы, сложной синтаксической организации, требует внимательного отношения к отбору и подаче грамматического материала на занятии. <...> Грамматика в общем курсе РКИ играет значительную роль, но в то же время эта роль служебная, сугубо прикладная [6]. <...> В.Ф. Занин отмечает, что «практическая направленность обучения иностранцев характеризуется отсутствием «чистых» уроков по грамматике… Однако в работе самого преподавателя грамматика – это постоянная организующая основа, определяющая план всей работы» [4]. <...> Отсутствие специальной грамматической работы может легко привести к нарушениям «коммуникативно адекватной речи» [6]. <...> Современный русский язык как любой живой организм <...>