частное образовательное учреждение высшего образования
свято-филаретовский православно-христианский институт
А. В. Гаврилин
ТЕОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Учебное пособие для студентов гуманитарных,
теологических и религиоведческих направлений
и специальных высших учебных заведений
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
Москва • 2020
Стр.1
УДК 930.2 (07)
ББК 63.2
Г 12
Гаврилин А. В.
Г 12 Теория изучения и использования исторических источников : Учебное
пособие для студентов гуманитарных, теологических и религиоведческих
направлений и специальных высших учебных заведений / Пер.
с латыш. Е. Л. Назаровой. — М. : Свято-Филаретовский православнохристианский
институт, 2020. — 160 с.
ISBN 978-5-89100-227-2
Многим известны работы профессора А. В. Гаврилина, посвященные православию
в Латвии и церкви в русском зарубежье. Впервые на русском языке
выходит его труд, посвященный теоретическим основам изучения истории.
К сожалению, тяжелая болезнь не позволила Александру Валентиновичу
прочесть этот основополагающий курс лекций по источниковедению студентам
СФИ. Мы надеемся, что издание восполнит эту упущенную возможность
и станет данью благодарной памяти профессору Гаврилину, ушедшему
из жизни незадолго до выхода этой книги.
Учебное пособие представляет собой зафиксированный курс лекций,
который Александр Валентинович читал на историко-философском факультете
Рижского университета. Оно будет полезным для студентов и преподавателей
высших и средних гуманитарных учебных заведений, в том числе
специализирующихся в направлении теологии, церковной истории и религиоведения,
и может заинтересовать всех, кто неравнодушен к проблемам
истории отечества.
© Гаврилин А. В., 2020
ISBN 978-5-89100-227-2
© Свято-Филаретовский православнохристианский
институт, 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Предисловие к латышскому изданию 7
Предисловие к российскому изданию 9
Введение 10
Тема 1. Предмет источниковедения и развитие
источниковедения как науки 14
Тема 2. Проблемы классификации исторических источников 28
Тема 3. Генезис свидетельств источников 37
Тема 4. Функции исторического источника в научном исследовании 43
Тема 5. Источниковедческий анализ, или научная
критика исторического источника 61
Тема 6. Актовые материалы как исторический источник 84
Тема 7. Анализ хроник (летописей) 91
Тема 8. Делопроизводственная документация 97
Тема 9. Анализ периодической печати 104
Тема 10. Политические сочинения и публицистика
как исторический источник 114
Тема 11. Статистические источники 117
Тема 12. Произведения художественной литературы
как исторические источники 123
Тема 13. Воспоминания, мемуары, дневники и письма
как исторические источники 125
Тема 14. Фольклор как исторический источник 134
Вопросы и задания для семинарских занятий 145
Литература 151
Избранная библиография работ А. В. Гаврилина на русском языке 154
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Христианство — религия историков.
Марк Блок
Дорогой читатель, перед Вами не обычная книга или стандартный
учебник. Здесь запечатлен результат практически сорокалетнего
труда русского ученого, специалиста в области церковной истории,
профессора Рижского университета Александра Валентиновича Гаврилина
(15.07.1953–20.06.2019). Книга, как это видно из названия, посвящена
историческим источникам и помогает начинающему историку
научиться их грамотно и плодотворно использовать. Сегодня,
пожалуй, как никогда актуален вопрос, с которого начинается один
из самых известных трудов Марка Блока «Апология истории». Перефразируя
это вопрошание, можно спросить: «Зачем нужны исторические
источники?»
Вопрос этот не праздный, полки книжных магазинов заполонил
огромный поток литературы, претендующей на исторический статус.
Авторы этих опусов или пренебрегают методами исторической
критики источников, или совсем не опираются на объективные данные.
Пренебрежение методологией исторического исследования и
внимательным отношением к источникам становится современным
тревожным симптомом, который указывает не только на заметное
снижение научного уровня в историческом цеху, но и на потерю личностного
отношения к предмету исследования. Это связано с определенной
самоуверенностью и нечуткостью, а также антропологическим
кризисом, характерным для современной цивилизации.
А. С. Лаппо-Данилевский еще в начале XX в. в своем концептуальном
труде «Методология истории» задал важный критерий в изучении
исторических источников: «…историческая критика источника
появляется при сомнении в исторической ценности или
фактическом значении источника для научного построения исторической
действительности» 1
. Таким образом здоровый скептицизм и
1. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. М. : Издательский дом
«Территория будущего», 2006. С. 405.
Стр.5
6
умение усомниться в исторической ценности источника формирует
качественный подход в историческом исследовании.
Не менее важно для современного исследователя звучат слова
классика источниковедения о том, что «…исторический источник
в качестве продукта человеческой психики есть, конечно, результат
человеческого творчества» 2
. В этом тезисе содержатся несколько важных
смыслов. С одной стороны, напоминание о том, что подлинная
наука — всегда творческий акт, а историческая наука в этом плане
хорошее свидетельство. С другой стороны, творческое начало в исследовательской
работе распространяется и на собственно исторические
источники, которые, являясь продуктом деятельности человека, требуют
внимательного и творческого подхода в изучении и толковании.
Автор этой книги, профессор Гаврилин, в своей научной и учебно-педагогической
деятельности прекрасно сочетал все эти важные
качества: исследовательскую честность, здоровый скептицизм,
личностное и творческое отношение к историческому преданию.
Этому профессор учил своих студентов в аудитории, этим он делится
с читателями на страницах данного издания. Прочитав только эту
книгу профессора Гаврилина 3
, уже можно положительно ответить
на вопрос, который задает Марк Блок всем труженикам исторического
цеха: «какой ремесленник, состарившийся за своим ремеслом,
не спрашивал себя с замиранием сердца, разумно ли он употребил
свою жизнь?» 4
К сожалению, автор не успел увидеть свой труд изданным. 20 июня
2019 г. Александр Валентинович Гаврилин умер. Надеюсь, что этот
сборник его лекций станет не только хорошим пособием для начинающих
историков, но и возможностью для каждого познакомиться
лично и поучиться исследовательскому мастерству у профессора Гаврилина.
Зав.
кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ
Константин Обозный
2. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. М. : Издательский дом
«Территория будущего», 2006. С. 291.
3. Избранная библиография русскоязычных работ автора дается в конце
книги. С. 155.
4. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М. : Наука, 1986. С. 6.
Стр.6
ПРЕ ДИСЛОВИЕ К ЛАТЫШСКОМУ ИЗДАНИЮ
После создания независимой Латвийской республики возникла национальная
историческая наука, которой необходимо было дать теоретическую
основу. Поэтому в учебную программу Исторического
отделения факультета филологии и философии основанного в 1919 г.
Латвийского университета был включен курс теории истории, в который
вошел также курс исследования исторических источников. Этот
курс в межвоенный период преподавал профессор Аугустс Тентелис
(1876–1942). Из-за большой общественной нагрузки в сфере образования
(в 1924 г. — проректор ЛУ, в 1925–1927 и 1929–1931 гг. — ректор
ЛУ, в 1927–1928 и 1931–1933 гг. — декан факультета филологии и ф илософии,
в 1928 и 1935–1938 гг. — министр образования) профессор
Тентелис не успел написать ни одной статьи по теории исследования
исторических источников. Судя по конспектам лекций его студентов,
профессор опирался на выводы классического позитивизма. И это
было закономерно, поскольку исследование национальной истории
надо было начинать с постижения фактологического материала, что
стояло также в числе основных задач историографической школы
позитивистов. После начала советской оккупации 25 октября 1940 г.
народный комиссариат образования Латвийской ССР освободил профессора
Тентелиса от работы в университете, а 19 января 1942 г. Аугустс
Тентелис умер.
После профессора Тентелиса на историческом отделении факультета
философии и филологии Латвийского университета преподавали
только практическое исследование источников, а именно говорили
о конкретных исторических источниках в рамках введения в курс
истории. В 1948 г. на факультете начал работать преподаватель, обладающий
очень широкими энциклопедическими знаниями — библиофил
Самуил Абрамович Левитан (1914–1996). Он весьма свое образно
читал учебный курс «Исследование исторических источников СССР»,
излагая материал слишком академично, даже сухо. Но периодически
он поднимал голову от бумаг и пытался пояснять сказанное на конкретных
примерах. И это было настолько оригинально и интересно,
что именно из-за этих примеров студентам нравилось посещать его
лекции. В 1951 г. Самуил Левитан был осужден как враг народа и вы
Стр.7
8
слан на так называемые исправительные работы в Сибирь. В Ригу и
Латвийский государственный университет он вернулся в 1956 году.
О его возвращении коллеги рассказывали такой анекдот: «Все рижане,
которые были освобождены в 1956 г., приехали домой, только
жена Левитана никак не могла дождаться своего мужа. Она спросила
у тех, кого освободили одновременно с ним, куда исчез ее муж. Ей ответили,
что возвратившись в Ригу, Левитан сказал, что его интересует,
какая историческая литература появилась за последние пять лет,
и пошел в центральный книжный магазин. Вероятно, он все еще там
сидит». После освобождения С. Левитан продолжил преподавать курс
исследования источников по истории СССР.
В 1986 г. доцент Самуил Левитан вышел на пенсию и его сменил доцент
Александр Валентинович Гаврилин. Он основательно переработал
программу курса «Исследование источников по истории СССР», уделив
основное внимание теоретическим вопросам исследования, а в 1988 г.
начал читать совершенно новый курс — «Изучение исторических источников».
В настоящем издании изложены основы данного курса.
Читая эту книгу, надо иметь в виду, что каждая лекция — это экспромт,
который зависит от многих обстоятельств: от студенческой
аудитории, от вдохновения и настроения преподавателя и других
факторов. Читателям предлагается не полный текст курса лекций,
а основные положения лекционного курса.
Стр.8