УДК 17.021.2 И.Е.Марина, кандидат психологических наук, доцент АНТИСТРЕССОВАЯ СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТИ ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» Незначительные стрессы неизбежны в процессе жизнедеятельности человека, но чрезмерный стресс и частые стрессовые ситуации приводят к дистрессу, оказывая свое негативное влияние на психосоматическое здоровье. <...> Стресс оказывает на организм человека не только тонизирующее воздействие, но и создает возбуждение как реакцию на напряженные ситуации. <...> В связи с этим различают негативное и позитивное влияние стресса на человека, а также типы реагирования на стрессоры: либо в виде поведенческого шаблона, либо в виде мобилизации внутренних ресурсов на поиск новых путей и решений. <...> В.Б.Шапарь определяет стресс как совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) [9, с. <...> Это наша реакция на изменения внешней среды или внутреннего состояния [6]. <...> Современный словарь по психологии определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально-сложных условиях. <...> Энциклопедический словарь дает следующее толкование: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)». <...> Стресс – это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. <...> В переводе с английского языка слово stress означает «нажим, давление, напряжение» [2]. <...> Поскольку истощение адаптационных защитных систем организма приводит к состоянию напряжения, а стресс – это напряжение как эмоциональное, так и физическое, актуальным становится вопрос построения антистрессовой стратегии. <...> 21-23] считает, что тому, кто сильно подвержен стрессу, стоит разработать свою личную антистрессовую <...>
Антистрессовая_стратегия_личности.pdf
УДК 17.021.2
И.Е.Марина,
кандидат психологических наук,
доцент
АНТИСТРЕССОВАЯ СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТИ
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Незначительные стрессы неизбежны в процессе жизнедеятельности человека, но
чрезмерный стресс и частые стрессовые ситуации приводят к дистрессу, оказывая свое
негативное влияние на психосоматическое здоровье.
Стресс оказывает на организм человека не только тонизирующее воздействие, но и
создает возбуждение как реакцию на напряженные ситуации. В связи с этим различают
негативное и позитивное влияние стресса на человека, а также типы реагирования на
стрессоры: либо в виде поведенческого шаблона, либо в виде мобилизации внутренних
ресурсов на поиск новых путей и решений.
В.Б.Шапарь определяет стресс как совокупность защитных физиологических реакций,
наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных
факторов (стрессоров) [9, с.636].
Стресс – это напряжение, дисбаланс, нарушение внутреннего покоя, размеренности,
гармонии. Это наша реакция на изменения внешней среды или внутреннего состояния [6].
Современный словарь по психологии определяет стресс как состояние психического напряжения,
которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в
экстремально-сложных условиях. Г.Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение
обстоятельств [5]. Энциклопедический словарь дает следующее толкование: «Совокупность
защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в
ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)». Стресс – это
напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. В переводе
с английского языка слово stress означает «нажим, давление, напряжение» [2].
Итак, в настоящее время любое воздействие на организм является стрессом: если оно
причиняет вред, его называют дистрессом, а если приносит явную пользу - эвстрессом [11].
М.М.Зарубин [4] отмечает, что стрессы являются неотъемлемой частью нашей жизни,
поэтому избежать их невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо
стрессогенны, - это поможет смягчить негативные последствия.
Поскольку истощение адаптационных защитных систем организма приводит к
состоянию напряжения, а стресс – это напряжение как эмоциональное, так и физическое,
актуальным становится вопрос построения антистрессовой стратегии.
Р.Гейссельхарт [3, с.21-23] считает, что тому, кто сильно подвержен стрессу, стоит
разработать свою личную антистрессовую стратегию. Здесь важно выявить личные
раздражители - стрессоры, а затем последовательно устранять их. Различают два вида
стрессоров:
1) внешние (например, цейтнот);
2) внутренние (например, завышенное чувство ответственности или страх потери).
Внешние возбудители стресса легче выявить и работать с ними следует, прежде всего,
эффективно используя свое время, «оптимизируя самоменеджмент».
Во внутренних стрессорах необходимо работать с ощущениями стресса и
перенапряжения, которые вызваны собственными чувствами. Этим возбудителям стресса
можно эффективно противостоять при регулярном расслаблении и концентрации внимания
на своих внутренних ценностях.
Так, можно выделить четыре шага, ведущие к личной стратегии, где не существует
универсальных правил, поэтому важно иметь полное представление о личных возбудителях
стресса.
Стр.1
Предлагаемый Р.Гейсельхартом алгоритм мы представили в схеме 1.
Схема 1 – Построение собственной антистрессовой стратегии по Р.Гейссельхарту
выявление личных стрессоров
разделение личных стрессоров на
внешние
внутренние
воздействие на них посредством
улучшения самоорганизации
применения методов релаксации
Поскольку некоторых стрессов можно избежать, в рамках построения личной
антистрессовой стратегии возникает необходимость развивать в себе навык саморегуляции.
Саморегуляция рассматривается как управление своим психоэмоциональным
состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью
слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием [8].
При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру [9,
с.557]:
1) принятая субъектом цель его произвольной активности;
2) модель значимых условий деятельности;
3) программа собственно исполнительских действий;
4) система критериев успешности деятельности;
5) информация о реально достигнутых результатах;
6) оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
7) решения о необходимости и характере коррекций деятельности.
Под саморегуляцией понимается психорегуляция, которая выступает составной
частью самосовершенствования и оказывает влияние не только на психику, душевный мир,
но и на все органы и системы человека [10].
Анализ литературы, рассматривающей вопросы саморегуляции, показывает, что в
социально-поведенческом аспекте [8] использование приемов, позволяющих владеть своим
эмоциональным состоянием, дает возможность решить проблемы как личностного характера
(например, формирование уверенности в себе), так и проблемы общесоциального плана
(например, вопросы эффективной коммуникации).
С точки зрения психосоматического подхода [10], преимущество сеансов
психорегуляции заключается в том, что их действие направлено не только на
психологический компонент заболевания (например, неврозы, страхи, комплексы), но и на
Стр.2