РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ФГБОУ ВПО Красноярский государственный педагогический университет им. <...> В.П.Астафьева Охрана здоровья является важным направлением деятельности любого образовательного учреждения. <...> Внедрение нового Федерального государственного стандарта (ФГОС ВПО), предлагающего переоценку основ образования, делает актуальным исследование возможностей здоровьесберегающей работы вуза, которая сводится к владению средствами самостоятельного, методически грамотного использования методов воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, обеспечивающих успешную деятельность. <...> Ключевой момент в подготовке студента к работе в контексте сохранения и укрепления здоровья - это идея формирования личного ценностного отношения к собственному здоровью и как результат осознание важности этой идеи в воспитании подрастающего поколения. <...> Важным этапом на этом пути развития личности является процесс саморегуляции. <...> В современной науке накоплен большой пласт знаний о саморегуляции человека. <...> Большое количество исследований посвящено вопросу физиологической регуляции (П.К.Анохин, Б.Г.Ананьев, И.М.Сеченов), саморегуляции поведения, деятельности и произвольной активности (К.А.Абульханова-Славская, Л.Г.Дикая, О.А.Конопкин), психических состояний, психической устойчивости ( М.Ф.Секач, Д.Г.Бадмаева). <...> Саморегуляция определяет высший уровень регуляции поведенческой активности биологических систем, отражающих качественную специфику, реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности и самого себя, своей активности и деятельности, поступков, саморегуляция их оснований [2]. <...> Феномен саморегуляция характеризуется сложностью, многозначностью и множеством аспектов исследования. <...> Таким образом, в изучении этого феномена можно выделить следующие подходы: Физиологический <...>
Роль_саморегуляции_в_формировании_здоровой_личности_с_позиции_компетентностного_подхода.pdf
РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ
КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
ФГБОУ ВПО Красноярский государственный педагогический университет
им.В.П.Астафьева
Охрана здоровья является важным направлением деятельности любого
образовательного учреждения. Сегодня она связывается уже не только с
прогрессом гигиены и здравоохранения, но и модернизацией образовательного
процесса. Внедрение нового Федерального государственного стандарта (ФГОС
ВПО), предлагающего переоценку основ образования, делает актуальным
исследование возможностей здоровьесберегающей работы вуза, которая
сводится к владению средствами самостоятельного, методически грамотного
использования методов воспитания и самовоспитания для повышения
адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, обеспечивающих
успешную деятельность. Ключевой момент в подготовке студента к работе в
контексте сохранения и укрепления здоровья - это идея формирования личного
ценностного отношения к собственному здоровью и как результат осознание
важности этой идеи в воспитании подрастающего поколения. Важным этапом
на этом пути развития личности является процесс саморегуляции.
В современной науке накоплен большой пласт знаний о саморегуляции
человека. Большое количество исследований посвящено вопросу
физиологической регуляции (П.К.Анохин, Б.Г.Ананьев, И.М.Сеченов),
саморегуляции поведения, деятельности и произвольной активности
(К.А.Абульханова-Славская, Л.Г.Дикая, О.А.Конопкин),
психических состояний, психической устойчивости ( М.Ф.Секач, Д.Г.Бадмаева).
Саморегуляция определяет высший уровень регуляции поведенческой
активности биологических систем, отражающих качественную специфику,
реализующих ее психических средств отражения и моделирования
действительности и самого себя, своей активности и деятельности, поступков,
саморегуляция
Стр.1
их оснований [2]. Феномен саморегуляция характеризуется сложностью,
многозначностью и множеством аспектов исследования.
Таким образом, в изучении этого феномена можно выделить следующие
подходы:
Физиологический подход, согласно которому объектом исследования
являются биологические и физиологические показатели, а регулирование
осуществляется на основе обратной связи. Особый вклад в теорию психической
регуляции внес И.М.Сеченов. Он считал, что саморегуляция связана с
сознанием и осуществляется через работу определенных нервных центров,
связанных с сознательным отражением. Позднее были сформированы основные
принципы регулирования живых систем (П.К.Анохин, Б.Г.Ананьев,
Н.А.Берштейн и др.) По мнению П.К.Анохина, процессы саморегуляции
представляют собой необходимое условие функционирования любой системы,
от социальной до биологической. В.М.Бехтерев рассматривает процесс
саморегуляции как сознательное воздействие человека на собственную сферу
психических явлений с целью поддержания или изменения характера их
функционирования [1].
Субъектный подход, в котором объектом являются осознанные виды и
формы произвольной активности личности, при этом человек инициирует
собственную активность в соответствии с осознаваемой целью. О.А.Конопкин,
выделяет саморегуляцию как «системно организованный психический процесс
по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и
формами внешней и внутренней активности, которые направлены на
достижение субъектом целей» [3]. Таким образом, этот регуляторный процесс
включает в себя: планирование целей, моделирование значимых условий,
программирование действий, оценивание результатов и коррекция действий.
Деятельностный подход, согласно которому объектом является
деятельность и активность личности. Этот подход трактует саморегуляцию как
основной методологический принцип исследования поведения, деятельности, в
целом развитие людей. Л.Г.Дикая определяет саморегуляцию как деятельность с
Стр.2