Ю. М. Бычков ТРЕНЕР В УРОКЕ ФЕХТОВАНИЯ Монография Москва Издательство «Физическая культура» 2006 УДК 796.86 Б 95 Рецензенты: В. К. Бальсевич, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО С. Д. <...> Рассмотрены и проанализированы типовые ошибки тренеров различных категорий, состав, степень значимости ошибок среди компонентов специализированной деятельности, факторы, влияющие на их появление. <...> Двигательные действия тренера в уроке фехтования . <...> Типовые ошибки в специализированной двигательной деятельности тренера и методики их предупреждения. <...> Основные объекты моделирования в составе двигательных действий тренера по этапам многолетней тренировки фехтовальщиков . <...> Показатели проявлений ошибок у тренера при моделировании атак, защит, подготавливающих действий . <...> Воздействие факторов, определяющих индивидуальные особенности в составе типовых ошибок среди двигательных действий тренеров различных категорий . <...> Профессионально-педагогическая деятельность тренера многогранна, при различиях в уровне значимости ее отдельных компонентов, а его двигательные действия в различных видах единоборств, имеют характерные особенности, одной из составляющей которых является непосредственное взаимодействие в уроке с обучаемым. <...> В свою очередь, приемы, освоенные спортсменами в фехтовании и моделируемые тренером, отличаются весьма сложной координацией при манипулировании оружием в пространстве и времени, требующего проявлений высокой точности и быстроты специализированных движений участников учебных схваток. <...> В уроке фехтования и упражнениях между партнерами возможно концентрированное решение разносторонних педагогических задач обучения и совершенствования спортсменов, ранжируемых по характеру усилий тренера и обучаемого, включая оптимизацию пара5 метров противодействий между ними, в соответствии с требуемыми дистанционными и моментными характеристиками учебных схваток. <...> Поэтому в тренировке <...>
Тренер_в_уроке_фехтования.pdf
УДК 796.86
Б 95
Рецензенты:
В. К. Бальсевич, доктор биологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
С. Д. Неверкович, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Бычков Ю. М.
Б95 Тренер в уроке фехтования / Ю. М. Бычков. – М. : Физическая культура,
2006. – 176 с.
ISBN 5-9746-0053-3
Монография посвящена проблемам совершенствования профессиональнопедагогических
навыков тренера на примере фехтования. Большое внимание
уделено моделированию двигательных действий тренера, востребованных по
этапам многолетней подготовки, выделены объекты моделирования. Рассмотрены
и проанализированы типовые ошибки тренеров различных категорий, состав,
степень значимости ошибок среди компонентов специализированной деятельности,
факторы, влияющие на их появление.
Монография предназначена для специалистов в области физической культуры
и спорта, преподавателей единоборств и спортивных игр, а также может
быть полезна студентам, магистрантам, аспирантам физкультурных вузов.
УДК 796.86
ISBN 5-9746-0053-3
2
© Издательство «Физическая культура», 2006
© Бычков Ю. М., 2006
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 5
I. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ТРЕНЕРА И ИХ МОДЕЛИРОВАНИЯ В
УРОКЕ ФЕХТОВАНИЯ (по данным специальной литературы)
....................................................................................................... 7
1.1. Содержание и направленность профессиональной подготовки
тренера в спортивной педагогике.................................. 7
1.2. Организационно-методические компоненты специализированной
деятельности тренера по фехтованию.................. 11
1.3. Двигательные действия тренера в уроке фехтования .............. 14
1.4. Типовые ошибки в специализированной двигательной
деятельности тренера и методики их предупреждения........... 18
1.5. Направленность требований к специализированности
профессионально-педагогических навыков и умений у
тренера по фехтованию............................................................... 27
1.6. Объективные предпосылки овладения моделированием
двигательных действий в педагогической практике
тренера .......................................................................................... 31
II. ПОКАЗАТЕЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА (на примере фехтования)
................................................................................................ 36
2.1. Теоретические и методические основы овладения моделированием
двигательных действий тренера в уроке
фехтования ................................................................................... 36
2.2. Специализированные характеристики типовых составов
двигательных действий тренера в видах фехтования.............. 47
2.3. Объемы упражнений, направленных на моделирование
ситуаций для тренировки специальных умений и применения
методов технико-тактического совершенствования..............................................................................................
58
3
Стр.3
III. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ИХ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
МАСТЕРСТВЕ ТРЕНЕРА..................................................... 65
3.1. Основные объекты моделирования в составе двигательных
действий тренера по этапам многолетней тренировки
фехтовальщиков ........................................................... 65
3.2. Компоненты специализированной деятельности в уроке
фехтования и ранжирование их значимости для тренеров
различных категорий............................................................ 83
IV. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ В ДВИГАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ
ТРЕНЕРОВ ПО ФЕХТОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ..................................................................................................
94
4.1. Состав типовых ошибок в моделируемых действиях
тренера .......................................................................................... 94
4.2. Степень значимости разновидностей возможных ошибок
в двигательных действиях тренера и частота их
проявлений ................................................................................... 99
4.3. Показатели проявлений ошибок у тренера при моделировании
атак, защит, подготавливающих действий .............. 115
4.4. Воздействие факторов, определяющих индивидуальные
особенности в составе типовых ошибок среди двигательных
действий тренеров различных категорий ................ 123
V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИК ОВЛАДЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЕМ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ТРЕНЕРА В
УРОКЕ ФЕХТОВАНИЯ................................................................... 131
5.1. Показатели применения экспериментальных методик
обучения и повышения квалификации тренеров ................... 131
5.2. Содержание и направленность совершенствования специализированных
навыков тренера, предупреждения и
исправления возможных ошибок............................................. 141
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................................................. 148
4
Стр.4