Воровщиков Сергей Георгиевич, д. п. н., профессор кафедры управления образовательными системами, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки Московского педагогического государственного университета; Орлова Елена Владиславовна, к. п. н., доцент кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета, директор ГБОУ СОШ № 26 г. Москвы С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Москва 2012 С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Монография Московский педагогический государственный университет Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Монография МПГУ Москва-2012 УДК 373 ББК 74.202.4 В751 Рецензенты: Шклярова О. А., кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами, зам. декана ФПК и ППРО Московского педагогического государственного университета; Волошко И. Г., директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1234, г. Москва; Рябова Н. П., директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения центр образования № 2030, г. Москва; Свирин А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета В751 Воровщиков С. Г., Орлова Е. В. <...> Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебнометодического и управленческого <...>
Развитие_универсальных_учебных_действий_внутришкольная_система_учебно-методического_и_управленческого_сопровождения_(1).pdf
УДК 373
ББК 74.202.4
В751
Рецензенты:
Шклярова О. А., кандидат педагогических наук, профессор
кафедры управления образовательными системами, зам. декана
ФПК и ППРО Московского педагогического государственного
университета;
Волошко И. Г., директор государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением английского языка
№ 1234, г. Москва;
Рябова Н. П., директор государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения центр образования № 2030,
г. Москва;
Свирин А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры
управления образовательными системами Московского
педагогического государственного университета
В751 Воровщиков С. Г., Орлова Е. В. Развитие универсальных
учебных действий: внутришкольная система учебнометодического
и управленческого сопровождения: Монография.
– М.: МПГУ, 2012. – 210 с.
Монография содержит теоретические и практические материалы
экспериментальной работы по созданию, обоснованию
и апробации внутришкольной системы учебно-методического
и управленческого сопровождения развития универсальных
учебных действий учащихся. Рассмотрены идеологические, содержательные,
дидактические, методические и управленческие
аспекты решения проблемы освоения учащимися метапредметного
содержания образования. Создание, теоретическое обоснование
и апробация представленных материалов осуществлялось
в рамках сетевой экспериментальной площадки Московского
педагогического государственного университета.
Монография обращена к руководителям и педагогам
школ, студентам и преподавателям педагогических вузов,
осознающих важность целенаправленного развития умений
учащихся учиться.
ISBN 978-5-4263-0095-8
© МПГУ, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ,
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ
И «БРИТВА ОККАМА» (вместо приветствия) ......... 6
Лирическое отступление.
Тоффлер Э. «Шок будущего» ....................... 16
1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ,
ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ:
история определения приоритетного
компонента содержания
общего образования ............................... 17
Лирическое отступление.
Соловьев В. С. «Письма разных лет» ................. 48
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ
УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ:
деятельностный компонент
метапредметного содержания
образования ...................................... 49
Лирическое отступление.
Гессен С. И. «Основы педагогики.
Введение в прикладную философию» ................ 70
3. МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА: проект целостной
внутришкольной системы
учебно-методического сопровождения
формирования и развития
общеучебных умений .............................. 72
Лирическое отступление.
Ильенков Э. В. «Школа должна учить мыслить» ...... 99
4. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБЩЕУЧЕБНЫХ
УМЕНИЙ: определение ключевых понятий
и основных процедур ............................. 101
Лирическое отступление.
Флоренский П. А. Письмо В. И. Вернадскому ........ 127
Стр.4
5. ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ
И РАЗВИТИЕМ ОБЩЕУЧЕБНЫХ
УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ: управление созданием
и реализацией внутришкольной системы
учебно-методического сопровождения
формирования и развития
общеучебных умений ............................. 128
Лирическое отступление.
Лихачев Д. С. «Раздумья» ......................... 168
6. КЕЙСОВЫЕ ЗАДАНИЯ: определение уровня
сформированности профессиональной
компетентности педагогов
по организации освоения учащимися
универсальных учебных действий ................ 169
Лирическое отступление.
Мамардашвили М. К.
«Проблема человека в философии» ................. 191
ЕЩЕ РАЗ О РАЗВИТИИ
ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(вместо прощания) ............................... 192
Лирическое отступление.
Брунер Дж. «Культура образования» ............... 197
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............... 198
Стр.5