Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Язык и культура. Приложение

Язык и культура. Приложение №1 (2) 2013

0   0
Страниц60
ID285317
АннотацияНаучный журнал «Язык и культура» был создан в 2007 году. В журнале публикуются статьи по языкознанию и теории и методике преподавания. Входит в Перечень ВАК. С 2015 года издание не выходит.
Язык и культура. Приложение .— Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет .— 2013 .— №1 (2) .— 60 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/285317 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 5–18 Антонова Т. Г. Метафорическое моделирование социального конфликта в медиадискурсе: ключевые дискурсивные метафоры // Язык и культура. <...> Отражение в селькупских наименованиях флоры и фауны когнитивной деятельности человека // Язык и культура. <...> Особенности восприятия концепта «толерантность» как репрезентанта томской городской картины мира: опыт экспериментального описания // Язык и культура. <...> Метафорическое моделирование дара в трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» // Язык и культура. <...> Развитие профессионализма средствами иноязычного акмеологического проектирования // Язык и культура. <...> Язык как культурный код народа // Язык и культура. <...> Аутентичность как одно из методических условий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест // Язык и культура. <...> 59–63. языкозНаНие УДК 81 меТаФорическое моделироваНие социальНого коНФликТа в медиадискУрсе: ключевые дискУрсивНые меТаФоры Т.г. антонова аннотация. <...> Рассматривается моделирование социального конфликта в медиадискурсе на материале новостных и аналитических текстов газет и информационных служб, посвященных конфликту в Греции. <...> Выявляются ключевые дискурсивные метафоры и описываются способы метафорической интерпретации социального конфликта в рамках структурных концептуальных моделей. ключевые слова: концептуальная метафора; социальный конфликт; медиадискурс; метафорическая интерпретация конфликта; ключевая дискурсивная метафора; метафорическая номинация. <...> Объектом исследования в данной статье является миромоделирующий потенциал метафоры, представляющий собой один из наиболее активно разрабатываемых в современной лингвистике аспектов изучения метафоры. <...> Цель анализа – определение того, как структурные концептуальные метафоры, задействованные авторами текстов в процессе языковой репрезентации социального конфликта, влияют на характер его интерпретации в СМИ. <...> Необходимо <...>
Язык_и_культура._Приложение_№1_2013.pdf
Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. ЯЗЫКОЗНАНИЕ 5–18 Антонова Т. Г. Метафорическое моделирование социального конфликта в медиадискурсе: ключевые дискурсивные метафоры // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 5–18. 19–23 Быконя В. В. Отражение в селькупских наименованиях флоры и фауны когнитивной деятельности человека // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 19–23. 24–36 Ермоленкина Л. И. , Костяшина Е. А. Особенности восприятия концепта «толерантность» как репрезентанта томской городской картины мира: опыт экспериментального описания // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 24–36. 37–46 Пановица В. Ю. Метафорическое моделирование дара в трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 37–46. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ 47–53 Бельтюкова Н. П. , Житкова Е. В. Развитие профессионализма средствами иноязычного акмеологического проектирования // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 47–53. 54–58 Шилина Е. Н. Язык как культурный код народа // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 54–58. 59–63 Шульгина Е. М. Аутентичность как одно из методических условий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест // Язык и культура. Приложение. 2013. № 2. C. 59–63.
Стр.1
языкозНаНие УДК 81 меТаФорическое моделироваНие социальНого коНФликТа в медиадискУрсе: ключевые дискУрсивНые меТаФоры Т.г. антонова аннотация. Рассматривается моделирование социального конфликта в медиадискурсе на материале новостных и аналитических текстов газет и информационных служб, посвященных конфликту в Греции. Выявляются ключевые дискурсивные метафоры и описываются способы метафорической интерпретации социального конфликта в рамках структурных концептуальных моделей. ключевые слова: концептуальная метафора; социальный конфликт; медиадискурс; метафорическая интерпретация конфликта; ключевая дискурсивная метафора; метафорическая номинация. Объектом исследования в данной статье является миромоделирующий потенциал метафоры, представляющий собой один из наиболее активно разрабатываемых в современной лингвистике аспектов изучения метафоры. Предметом изучения являются способы отражения социального конфликта в медиадискурсе посредством структурной концептуальной метафоры. Цель анализа – определение того, как структурные концептуальные метафоры, задействованные авторами текстов в процессе языковой репрезентации социального конфликта, влияют на характер его интерпретации в СМИ. Необходимо отметить, что мы рассматриваем метафору в рамках лингвокогнитивного подхода, при котором анализ языкового материала, т.е. непосредственно метафорических номинаций, позволяет нам делать выводы о способах когнитивного моделирования действительности посредством концептуальной метафоры. Анализ метафорических номинаций дает возможность нам познать способ восприятия описываемого социального конфликта говорящим. Прежде чем перейти непосредственно к анализу метафорической репрезентации социального конфликта в медиадискурсе, представляется целесообразным остановиться на самом понятии «конфликт». Конфликт – сложное явление, изучаемое, прежде всего, в русле социологии,
Стр.2
6 Т.Г. Антонова психологии и юридической науки. «Социальный конфликт является способом взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью; это столкновение, цель которого – нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника» [1]. Как отмечает А. Здравомыслов [2] и многие другие исследователи, причиной большинства конфликтов являются неудовлетворенная потребность и стремление ее удовлетворить. Неудовлетворенность потребностей, в свою очередь, чаще всего возникает из-за некого «дефицитного ресурса» в обществе. Конфликт как социальное явление имеет свою структуру, т.е. совокупность устойчивых элементов, которые, как свидетельствуют материалы ассоциативных экспериментов, актуальны в языковом сознании говорящих [3. С. 34–42]. К основным компонентам конфликта можно отнести его участников, объект конфликта, его предмет и среду, в которой происходит развитие конфликта, конфликтную ситуацию [4]. Что касается динамики конфликта, то для нас имеют значение три основные стадии конфликта, назовем их предконфликтная (латентная) стадия, конфликтная (открытая) стадия (собственно конфликт), завершение конфликта [1, 4, 5]. В статье исследуется один из способов языковой интерпретации социального конфликта – метафорический. Под языковой репрезентацией конфликта понимается способ представления / интерпретации конфликта в различных текстах и дискурсах, т.е. язык здесь выступает в качестве средства повествования о конфликте. В зависимости от того, какие цели преследует повествующий о конфликте, у аудитории может складываться определенный образ конфликта и его участников, могут формироваться самые разные оценки ситуации. Один и тот же конфликт может интерпретироваться и представляться по-разному в зависимости от целеполагания повествователя, его ценностных установок, которые определяются, в том числе, и условиями самого дискурса. Е.С. Кара-Мурза [6. С. 51] отмечает, что публикация о конфликте – это всегда одна из множества возможных интерпретаций, которая осуществляется либо с личностной позиции самого журналиста, либо с позиции его издания. Нарратив о конфликте можно рассматривать как частный случай конструирования социальной реальности, т.е. как «кусочек» дискурсивной картины мира, являющейся социально обусловленным вариантом языковой картины мира [7. С. 184–194]. Проблема своеобразия метафорического моделирования конфликта решается на тематически ограниченном материале. Исследование проведено на материале новостных и аналитических текстов газет и информационных служб, информирующих о конфликте в Греции на протяжении трех лет (2010–2013 гг.), проанализированы 94 статьи 8 СМИ –
Стр.3