СОДЕРЖАНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Воронина Н. И. Этос «Мы» и проблема самоидентификации....................................... 5
Курьянова Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика............................12
Новикова Н. Л., Тремаскина И. В. Модернизм и постмодернизм:
к проблеме соотношения ................................................................................................19
Перуцци А. От двух культур к одной. Короткие заметки о наследии
одной научно-гуманитарной дискуссии .........................................................................26
Пирогов С. В. Город как феномен культуры: когнитивный подход .............................31
Шевчик А. В. Зоонимы русского и английского языков: мотивационносопоставительный
анализ в лингвокультурологическом аспекте ..................................38
Ширко К. Н., Загоскин Д. В. Культурный капитал как условие и фактор
инновационного развития регионов Росии: к теоретико-методологической модели
исследования...................................................................................................................45
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Козлова И. Д. К опыту осмысления эволюции православной иконографии:
о Богородичной иконе «Никейская» – «Бысть чрево Твое святая трапеза...»................52
БИБЛИОТЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Ботова В. А. Портреты работы Г. Гиппиуса из библиотеки Строганова:
история создания и публикации (к постановке проблемы) ............................................59
Жеравина О. А., Колосова Г. И. Формирование первоначального фонда
Научной библиотеки Томского государственного университета сквозь призму
концепции «Университетская исследовательская библиотека».....................................64
Кузоро К. А. Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности:
опыт исследования в отечественном библиотековедении..............................................70
Ляпкова А. А. Информация о библиотеках гимназий на сайтах муниципальных
образовательных учреждений (на примере сайтов гимназий г. Томска) .......................81
Масяйкина Е. А. Библиотека в единой информационно-образовательной среде
школы (по материалам сайтов общеобразовательных учреждений Верхнекетского,
Тегульдетского и Чаинского районов) ...........................................................................88
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Буденкова В. Е., Жеравина О. А., Савельева Е. Н. Научно-методический семинар
«Интегративные исследования культуры».....................................................................95
Сизова И. А., Черняк Э. И. Региональная научная конференция «Роль совместных
конкурсов РГНФ и администрации Томской области в развитии гуманитарных
исследований» ..............................................................................................................101
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .......................................................................................108
АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ..........................................110
Стр.1
CONTENTS
CULTUROLOGY, THE THEORY AND CULTURAL HISTORY
Voronina N. I. Ethos «We» and self-identification problems.............................................. 5
Kuryanova T. S. Cultural heritage: the semantic field and practice....................................12
Novikova N. L., Tremaskina I. V. Modernism and postmodernism: to the problem
of correlation....................................................................................................................19
Peruzzi A. From two cultures to one. A short note on the legacy
of the science-humanities debate .......................................................................................26
Pirogov S. V. City as the phenomenon of culture: cognitive approach................................31
Shevchik A. V. Russian and English zoonims: motivational and comparative analyses
in the cultural-linguistic aspect ..........................................................................................38
Shirko K. N., Zagoskin D. V. Cultural capital as the conditions and factors
of the innovation development of Russia's regions: theoretic model
of the methodological research..........................................................................................45
ART HISTORY
Kozlova I. D. To the experience of the conception of the Orthodox iconography evolution :
about «The Mother of God Nikeyskaya» ...........................................................................52
THE ROLE OF LIBRARIES IN CULTURE IN HISTORY AND MODERN TIMES
Botova V. A. The portraits by G. Hippius from the Stroganov library: the creation history
(to the problem statement).................................................................................................59
Zheravina O. A., Kolosova G. I. Formation of the initial fund of the scientific library
of the Tomsk state university in the light of the «University research library» concept ........64
Kuzoro K. A. Management and marketing of library: experience of research
in Russian library science..................................................................................................70
Lyapkova A. A. Information about classical school libraries on the school web-sites
(on the example of Tomsk’ classical schools web-sites) .....................................................81
Masyaikina E. A. Library in the united educational and informational sphere of school
(in the example of the web sites educational institution of Verkhneketsky, Teguldetskiy,
Chainsky Districts of Tomsk region) .................................................................................88
SCIENTIFIC LIFE
Budenkova V. E., Zheravina O. A., Savelieva E. N. Scientific workshop «Integrative
studies of Culture»............................................................................................................95
Sizova I. A., Cherniak E. I. Regional science conference «The role of joint competition
RHF and the Administration of Tomsk region in the development
of humanities researches» ...............................................................................................101
INFORMATIONS ABOUT THE AUTHORS..............................................................108
SUMMARIES OF THE ARTICLES IN ENGLISH.....................................................110
Стр.2
2011
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Культурология и искусствоведение
№ 2
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 811.111’373.234
Н. И. Воронина
ЭТОС «МЫ» И ПРОБЛЕМЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Хронотоп играет большую роль в жизни любого человека, идентифицируя его с определенным
местом в пространстве (эпоха, время, воздух исторической ауры), маркируя
с кругом семьи, друзей, коллег, наконец, с творчеством. Важно не только осмысление
самих явлений российской культуры, но и ее творцов, включая их биографии в этос «мы»,
в воздух истории. Первое «мы» – «это «я» плюс общество, в котором комфортно. Другое
«мы» создается тотальным единством. Переживать два «мы» всегда сложно:
стать собой, но при этом сохранить верность чувству «мы» как исходному принципу
нравственной ответственности и культуры.
Ключевые слова: этос, культура, идентификация, личность, время.
В своей последней книге «Антропология с прагматической точки зрения»
(1798) И. Кант утверждает, что «физиологическое человековедение
имеет в виду исследование того, что делает из человека природа, а прагматическое
– исследование того, что он как свободно действующее существо
делает или может делать из себя сам» [1. С. 35]. Не отвлекаясь на природные
задатки человека, остановимся на хронотопических факторах, которые играют
большую роль в жизни любого человека, идентифицируя его с определенным
местом в пространстве – с этим на все времена родным телом, родной
землей или Родиной. Она в сознании русского ассоциируется с широким
полем и березами, а в сознании африканца – с пустыней и пальмой на берегу
моря. Эта родная земля из нейтрально-географического превращается в
культурно-ценностное понятие родного дома, Отчизны, в живое пространственно-временное
поле жизни человека и его народа во веки веков.
«Древние полагали, что каждое место оправдывает genius loci (гений
места). Об этом же толкует старинная русская поговорка: «Не стоит село без
праведника». Каждое место одухотворено, спасено и оправдано праведником,
рожденным там или проходившим по этим местам», – пишет Е. Я. Бурлина
[2. С. 283]. Значит, идентификация – категория историческая, в которой
преломляются пространство и время, эпохальность и повседневность.
Обратившись к своей истории, остро ощутив изъяны в ее исследовании,
начинаешь круто изменять осмысление не только самих явлений российской
культуры, но и ее творцов, включать их биографии в этос «мы», в воздух
истории. Наши «культурные герои» жили в разные эпохи.
Чем они интересны сегодня, в дни краха империи, идеологии, «русской
идеи», кризиса культуры? Что можно почерпнуть из них в начале нового
ХХI в.? Думаю, что новая ситуация приложима почти к каждой одаренной
личности в России. Целый ряд мыслителей и художников (среди них те, чьи
имена появятся в дальнейшем контексте) переживали и переживают действительность
на свой лад, идентифицируя себя с эпохой, со временем, пита
Стр.3