Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вестник Томского государственного университета

Вестник Томского государственного университета №9 2007

0   0
Страниц78
ID284718
АннотацияЖурнал является мультидисциплинарным периодическим изданием. Первоначально (с 1889 г.) он выходил под названием «Известия Томского университета», затем - «Труды Томского государственного университета», в 1998 году издание университетского журнала было возобновлено уже под современным названием. В настоящее время выходит ежемесячно. Входит в Перечень ВАК.
Вестник Томского государственного университета : Общенаучный периодический журнал .— Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет .— 2007 .— №9 .— 78 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/284718 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Садово-парковый топос «Повестей Белкина» А.С. Пушкина в контексте развития русской повести первой трети XIX в. <...> Мортальный дискурс в неоавангарде («Разговор на расстоянии» Г. Айги и «Девять книг» В. <...> Проблемы модернизации геронтологической подготовки специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях России . <...> Поствысшее образование в современной России: институциональные и мотивационные аспекты …. <...> Исследовательские практики при изучении старообрядческой семьи: историографический обзор …. <...> Концепция месторазвития П.Н. Савицкого в исторической науке ……………. <...> Коммунарское движение в Томской области в конце 1980-х гг. в контексте общественно-педагогического подъема . <...> К вопросу об использовании аутентичных материалов в процессе обучения реальному общению студентов технического вуза . <...> Радаева С.В., Шилько В.Г. Учебная и внеучебная формы физического воспитания студентов с использованием спортивно-ориентированных технологий . <...> В современной теории текста одновременно сосуществуют разные подходы и способы анализа формы, семантики, функций лексических и синтаксических единиц, организующих художественный текст и отражающих мировоззрение автора: психолингвистический (выявление моделей порождения и восприятия текста), деривационный (анализ способов текстообразования) и др. <...> В данной статье исследованы образные единицы (метафора, сравнение), репрезентирующие содержание двух базовых концептов художественной картины мира В. Астафьева <...> В основу образной единицы война-прибериха положен глагол прибирать, являющийся лексическим мотиватором по отношению к слову прибериха, в значении ‘подавлять, подчинять своей воле’ (негативная семантика), что подчеркивает активную позицию войны. <...> Здесь реализуется основополагающее свойство войны – ‘несущая смерть’. <...> Таким образом, можно выделить следующее свойство войны – ‘причиняющая физическую боль’. <...> В этом же контексте, путем анализа его элементов <...>
Вестник_Томского_государственного_университета_№9_2007.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ № 300 (III) ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБЩЕНАУЧНЫЙ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Июль Свидетельства о регистрации: бумажный вариант № 018694, электронный вариант № 018693 выданы Госкомпечати РФ 14 апреля 1999 г. ISSN: печатный вариант – 1561-7793; электронный вариант – 1561-803Х от 20 апреля 1999 г. Международного центра ISSN (Париж) СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫКОЗНАНИЕ Демидова Т.А. Образные единицы в художественном тексте. Концептуальный анализ ................................................................................... Конончук И.Я. К вопросу о словообразовательной адаптации заимствованных слов в русском языке XVIII в. ........................................... Сахарова Е.В. Садово-парковый топос «Повестей Белкина» А.С. Пушкина в контексте развития русской повести первой трети XIX в. ............................................................................................................................................................................................ Свечкарева Я.В. О деривационном потенциале слова как языковой категории ................................................................................................ Соколова О.В. Мортальный дискурс в неоавангарде («Разговор на расстоянии» Г. Айги и «Девять книг» В. Сосноры) ............................. Стрельникова А.Б. Мотив как способ воплощения авторского сознания переводчика (на материале переводов Ф. Сологубом лирики П. Верлена) ..................................................................................................................................................................... Ярица Л.И. Функционирование точки в конце предложения в письменной речи студентов томских вузов .................................................. ФИЛОСОФИЯ Агишева О.В. Город и его образ в мире политического ……………………………………………………...............................……………….. Жданова И.В. Проблемы модернизации геронтологической подготовки специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях России .............................................................................................................................................................. Кривошеев А.В. Поступок как основание фундаментальной онтологии М.М. Бахтина ……………..............................…………………….. 26 31 Огнев В.Н. Поствысшее образование в современной России: институциональные и мотивационные аспекты ….............................……… 38 Филиппова А.Б. Гражданские ценности как фактор образования ....................................................................................................................... Юрьев Р.А. Тематизация проблемы идеологии в аспекте самообоснования, универсальности применения и описания …................................ ИСТОРИЯ Бабута М.Н. Факторы сохранения этнического самосознания украинцев в Канаде ........................................................................................ Веселова А.П. Исследовательские практики при изучении старообрядческой семьи: историографический обзор ….............................….. 49 52 Ижендеев А.Ю. Томский округ путей сообщения ………………………………...............................………...………………………………… 55 Некрасов В.Л. Энергетический переход. Теоретико-методологические аспекты исследования ...................................................................... Полухин А.Н. Концепция месторазвития П.Н. Савицкого в исторической науке ……………......................………………….......…………. Пучкина Ю.А. Коммунарское движение в Томской области в конце 1980-х гг. в контексте общественно-педагогического подъема ....... Соловьев П.В. Физкультурное движение в Томске в 1920–1930-х гг.: борьба за массововсть ......................................................................... Шипилина Г.В. Демографическое развитие крестьянства Томской области в середине 1940-х – начале 1950-х гг. ................................................. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Беленюк Н.А. К вопросу об использовании аутентичных материалов в процессе обучения реальному общению студентов технического вуза ............................................................................................................................................................................................... Радаева С.В., Шилько В.Г. Учебная и внеучебная формы физического воспитания студентов с использованием спортивно-ориентированных технологий ......................................................................................................................................................... 72 75 КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ................................................................................................................................................................. 78 АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ..................................................................................................................................... 79 57 61 63 66 69 34 41 46 5 8 11 15 17 20 24 2007 3
Стр.1
FEDERAL AGENCY OF EDUCATION № 300 (III) VESTNIC TOMSK STATE UNIVERSITY GENERAL SCIENTIFIC PERIODICAL July Certification of registration: printed version № 018694, electronic version № 018693 Issued by Russian Federation state committee for publishing and printing on April, 14, 1999. ISSN: printed version – 1561-7793; electronic version – 1561-803Х on April, 20, 1999 by International centre ISSN (Paris) CONTENTS LITERATURE STUDIES AND LINGUISTICS Demidova T.A. Image units in fiction. The conseptional analysis ............................................................................................................................... 5 Kononchuck I.Ja. The word-formative adaptation of the borrowed words (loanwords) in the russian language of XVIII ……………………….. 8 Sakharova (Zamyatina) E.V. Landscape topos in «Belkin’s stories» of A. Pushkin in the context of Russian prose development in the first third of nineteen century ....................................................................................................................................................................... Svechkaryova J.V. About the word derivational potentional as a linguistic category ………………………………………………………………. 15 Sokolova O.V. Mortal Discourse in Neoavant-Garde («Conversation on Distance» Aigi’s, «Nine Books» Century Sosnora’s) Strelnikova А.B. The Motif as a Way to Reflect Interpreter’s Сonsciousness (on F.Sologub’s translations from P. Verlaine’s Poetry) .................. 11 17 20 Yaritsa L.I. The usage of punctuation marks in writing of language group ………………………………………………………………………… 24 PHILOSOPHY Agisheva O.V. The city and it’s image in the world of political …………………………..............................................................………………... 26 Zhdanova I.V. The problems of modernization gerontology education of social workers in the Russian higher school .......................................... Krivosheev A.V. The action as a basis of fundamental ontology of M.M. Bakhtin …….......................................................................……………. Ognev V.N. The post-higher education of modern russia: insntitutional and motivational aspects …………………………………………………. 38 Philippova A.B. The Civil Values as a Factor of Education ....................................................................................................................................... 41 Yuriev R.A. Thematisation of the problem of ideology in the aspect of universality of use, of the problem of self-foundation and of the problem of description ………………………………………………………….......……………………………………………... HISTORY Babuta M.N. Factors of ethnic conscience preservation of ukrainians in Canada ...................................................................................................... Veselova A.P. The historic practices of the research of the old Believer’s family: historiographical review ……………………..……………… 49 52 Igendeev A.Y. Tomsks district of roads of communication ………………………………………………………………..………………..………. 55 Nekrasov V.L. Energy change. Theoretical and methodological aspects of research ................................................................................................. Poluhin A.N. The doctrine about mestorazvitie of P.N. Savitskii in system of a historical science ………………………..………………………. 61 Puchkina J.A. The communar motion in Tomsk region in the second half 1980-h years and its role in public-pedagogical development .............. Solovyev P.V. Physical culture in Tomsk in the 1920–1930th years: fight for masses ................................................................................................ 57 63 66 Shipilina G.V. demography development of peasant population and its replenishment at Tomsk region in late 1940-s years ................................. 69 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS Belenyuk N.A. The use of authentic matherials for teaching speaking TPU ILC ........................................................................................................ Radaeva S.V., Shilko V.G. Educational and off educational forms of student’s physical training with use of sports-oriented technologies ............ 72 75 BRIEF INFORMATION ABOUT THE AUTHORS ………………………………………………………………………………………………. 78 SUMMARIES OF THE ARTICLES IN ENGLISH ……………………………………………………………………………………………….. 79 31 34 46 2007 4
Стр.2
№ 300 (III) УДК 808.2-3 Т.А. Демидова ОБРАЗНЫЕ ЕДИНИЦЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ На материале прозы В. Астафьева проводится исследование образных единиц с точки зрения их функционирования в пространстве художественного текста. Выделяются и анализируются два концепта: ВОЙНА и ВОДА. Обращается внимание на семантику образных единиц, используемых для описания каждого концепта. В современной теории текста одновременно сосуществуют разные подходы и способы анализа формы, семантики, функций лексических и синтаксических единиц, организующих художественный текст и отражающих мировоззрение автора: психолингвистический (выявление моделей порождения и восприятия текста), деривационный (анализ способов текстообразования) и др. В последнее время актуальным является концептуальный анализ художественного текста (выделение концептов и описание концептосферы автора) [1–4]. Концептуальный анализ, по мнению Н.С. Болотновой, предполагает «...выявление, моделирование на языковой основе и изучение концептов как единиц концептуальной картины мира автора, “стоящего” за текстом» [1. С. 596]. Своеобразие такого понятия, как «художественный концепт», заключается в совмещении общеязыкового, культурологического содержания концепта и его субъективной, индивидуально-авторской интерпретации. В данной статье исследованы образные единицы (метафора, сравнение), репрезентирующие содержание двух базовых концептов художественной картины мира В. Астафьева: ВОДА (сфера природы) и ВОЙНА (сфера социальных отношений) (на материале повести «Последний поклон» [5]). Анализ выделенных концептов проводится на основе их семантического наполнения, выделяются базовые (ядерные) смыслы. Обратимся к рассмотрению концепта ВОЙНА в прозе В. Астафьева. В.А. Маслова, исследующая базовые концепты русской культуры, относит концепт ВОЙНА к самым значимым концептам русской языковой картины мира: «…слово война существует в языке с древнейших времен, и основное значение его не претерпело существенных изменений, лишь со временем добавлялись некоторые переносные значения и коннотации. Значимость данного концепта подчеркивает и наличие значительного числа пословиц, народных примет со словом война, обилие характеристик, которые народ дает этому явлению» [6. С. 207]. Отношение В. Астафьева к войне – крайне негативное, война практически всегда связана в его произведениях с личной утратой, с личной и общечеловеческой болью. Концепт ВОЙНА в повести «Последний поклон» может быть представлен путем выделения двух смысловых групп: 1) война как некое существо (живое, сильное, активное); 2) описание военных реалий (траншея, военный поезд). Война – это активное живое существо, сила, способная наступать, подавлять, подчинять себе человека. Поэтому в основе образных единиц, используемых для создания образа войны, лежит прием олицетворения: Второй набор. Ребята позаморенней, смирней, но полностью уже обмундированные… Эти учатся уже, как следует: и наглядные пособия, наверное, есть, и учебники, и тетради, и макеты, и инструменты, только кормят их еще хуже, чем нас, – война-прибериха затягивает пояса все туже и туже. В основу образной единицы война-прибериха положен глагол прибирать, являющийся лексическим мотиватором по отношению к слову прибериха, в значении ‘подавлять, подчинять своей воле’ (негативная семантика), что подчеркивает активную позицию войны. Война предстает существом женского пола, но не женщиной, а, скорее, старухой, поскольку лексема прибериха может быть соотнесена со словом старуха, являющимся структурным мотиватором по отношению к слову прибериха. При этом создается образ старухи, подчиняющей себе все вокруг (прибирает к своим рукам), и возникает ассоциация со смертью, в культуре часто предстающей в образе старухи, ищущей свою жертву (образ старухи с косой). Здесь реализуется основополагающее свойство войны – ‘несущая смерть’. Часто война характеризуется не прямо (как рассматривалось выше), а опосредованно (через описание каких-либо военных реалий). Например, в следующем контексте создается образ траншеи-царапины: Я проникался ощущением тишины и величия земного пространства, еще так недавно суженного, стиснутого, зажатого щелью или царапиной траншеи. С помощью метафоры царапина траншеи автор рисует образ живой русской земли, на теле которой война оставила свои раны. Царапина в сознании человека ассоциируется с резкой болью, причиняемой какимлибо острым предметом. Таким образом, можно выделить следующее свойство войны – ‘причиняющая физическую боль’. В этом же контексте, путем анализа его элементов (пространство, суженное, стиснутое, зажатое щелью или царапиной траншеи) может быть выделено еще одно характеризующее свойство войны – ‘ограничивающая восприятие, загоняющая в замкнутое пространство’. Рассмотрим, как реализуется образ поезда, идущего на фронт: Я пошел быстрее от города, …от тяжелых железных мостов, на которых грохотали и грохотали составы на запад, на фронт. Рявкающими гудками они всё распугивали на стороны, черной железной грудью сметая людское скопище, раздвигая перед собой мороз, останавливая встречные пассажирские поезда, сборные товарники, коверкая расписания и железнодорож5 ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Июль ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫКОЗНАНИЕ 2007
Стр.3