УДК 796/799:33 ББК 75.4/65.290-2Я73 ISBN 978-5-8028-0149-9 © Галицын Сергей Викторович, 2012 © Минаев Александр Владимирович, 2012 © Ткаченко Павел Анатольевич, 2012 © ДВГАФК, 2012 3 ВВЕДЕНИЕ Исторический анализ свидетельствует, что ни одна социальноэкономическая формация нерыночного типа не смогла стать эффективной, удовлетворить жизненно важные потребности людей. <...> Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ» обеспечивает правовую основу дальнейшего формирования и развития общественной системы управления базовым и рекордным спортом, созданы условия функционирования профессионального спорта как отрасли зрелищных услуг, значительно расширено правовое поле государственной системы управления, получившей три уровня – федеральный, государственный и местный (муниципальный). <...> Управление физической культурой и спортом (ФКиС) представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей в физическом совершенствовании. <...> Спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях. <...> Спортивный менеджер – это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и владеющий искусством научного управления. <...> Механизм менеджмента в физической культуре и спорте представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающий эффективную реализацию целей физкультурно-спортивных организаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг. <...> Старший тренер Тренер Уч. группа 1 Уч. группа 2 Уч. группа 3 Программно-методические основы учебнотренировочной работы Управленческое решение Уч. группа 1 <...>
Спортивный_менеджмент.pdf
2
УДК 796/799:33
ББК 75.4/65.290-2Я73
Г 158
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор - Добровольский С.С.
кандидат экономических наук, доцент – Загорская Т.П.
Г 158
Галицын, С.В., Минаев, А.В., Ткаченко, П.А. Спортивный менеджмент:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / С.В.
Галицын, А.В. Минаев, П.А. Ткаченко. – Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2012. –
159 с.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
(по направлению подготовки 034300 «Физическая культура», профиль
подготовки «Спортивный менеджмент»).
Издание представляет собой развернутый конспект лекций по
дисциплине специализации «Теория спортивного менеджмента».
В издании раскрываются концептуальные аспекты и содержание
основных направлений и базовых понятий в управлении физкультурноспортивной
деятельностью; принципов финансирования и определения
эконмической эффективности в отрасли физической культуры и спорта,
информационных обеспечений менеджмента и структуры современного рынка
в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей
физкультурных вузов и факультетов физической культуры и может быть
использовано в процессе повышения квалификации тренерско-педагогических
работников и руководителей физкультурно-спортивных организаций.
УДК 796/799:33
ББК 75.4/65.290-2Я73
ISBN 978-5-8028-0149-9
© Галицын Сергей Викторович, 2012
© Минаев Александр Владимирович, 2012
© Ткаченко Павел Анатольевич, 2012
© ДВГАФК, 2012
Стр.2
158
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение ……………………………………………………………………………..… 3
Тема 1.Сущность и основные понятия управления отраслью физической культуры и
спорта ……………………………………………..…………………………..………….. 5
Тема 2.Система менеджмента ………………………..………...…………………….…. 11
Тема 3.Функции, принципы и методы спортивного менеджмента …………. 15
Тема 4. Источники, принципы и порядок финансирования физической культуры и
спорта …………………………………………………………………………...….….… 25
4.1. Бюджетное финансирование физической культуры и спорта ……………...…… 26
4.2. Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта ……….…… 33
4.3. Доходы физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской
деятельности …………………………………………………………….…….…….
36
4.4. Налоговые льготы …………………………………….……………...………...… 39
Тема 5. Эффективность сферы физической культуры и спорта ………………...…… 41
5.1. Критерии экономической эффективности …………………………………..……. 45
5.2. Методика комплексной оценки и анализа эффективности использования
спортивных объектов ……………………………………………………………….…... 47
5.3. Анализ фактической загрузки и пропускной способности спортивных
объектов ………………………………………………………………………….…….... 48
5.4. Альтернативные методы оценки и анализа эффективности использования
спортивных объектов ………………………………………….……………….….…… 51
Тема 6. Информационное обеспечение менеджмента в физической культуре и
спорте ………………………………………………………………...…….……..…..… 59
Тема 7. Физкультурно-спортивная организация ……………………………………… 73
7.1. Управление в различных типах спортивных организаций …………..…….…… 74
7.2. Внешняя среда физкультурно-спортивных организаций …………………….…. 77
7.3. Характеристики внешней среды …………………………………………….….…. 80
7.4. Внутренняя среда физкультурно-спортивных организаций ………………….… 80
7.5. Виды организационных структур ……………………………………………….… 85
7.6. Организация деятельности в области физической культуры и спорта ………… 91
Тема 8. Коммуникации в сфере физической культуры и спорта …………………… 96
8.2. Уровни коммуникации …………………………………………………………….. 99
8.3. Коммуникационные сети …………………………………………………………... 102
8.4. Межличностные и организационные барьеры в коммуникациях ………….…… 105
Тема 9. Физическая культура и спорт в структуре современного рынка
109
9.1. Физкультурно-спортивные услуги, как продукт деятельности физкультурных
и спортивных организаций ……………………………………………………….…….. 109
9.2. Понятие и функции рынка физкультурно-спортивных услуг …………….…….. 113
9.3. Физическая культура и спорт в структуре современного рынка …………..…… 115
Тема 10. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта …………... 127
10.1 Типология предпринимательства ………………………………………………… 127
10.2 Предпринимательская деятельность спортивного клуба в форме общества с
ограниченной ответственностью …………………………………………………….… 135
10.3 Предпринимательская деятельность в сфере оказания фитнес-услуг………….. 140
10.4. Этапы создания собственного предприятия …………………………….………. 144
Условные обозначения …………...………………………………………………….…
Библиографический список ………………………………………………………….…
155
156
Стр.158