На правах рукописи ХАМИТОВ РАВИЛЬ ГАБДУЛХАКОВИЧ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань 2006 Работа выполнена в Казанском государственном технологическом университете и Институте развития образования Республики Татарстан Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Курамшин Искандер Якубович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Зарипов Ренат Назипович доктор педагогических наук, профессор Ибрагимова Елена Михайловна Ведущая организация: Казанский государственный университет Защита состоится «____» ____________2007 г. в «____» часов на заседании диссертационного Совета Д 212.080.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казанском государственном технологическом университете: 420015, Казань, ул. <...> Особое значение это имеет для учителей естественно-математического цикла, в силу характера, специфики и социальной значимости этих учебных предметов. <...> Вместе с тем, анализ опыта профессиональной деятельности учителей естественно-математического цикла показывает, что уровень их информационно-технологической подготовки не соответствует в полной мере современным требованиям общества, образовательной практики и личности. <...> Стремительное развитие информационных технологий, непрерывное обновление их содержательных и технологических характеристик лишь обостряет данную ситуацию, с которой учителю самостоятельно справиться все сложнее. <...> Очевидно, что разрешение и развитие данной ситуации представляется возможным в системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров, которая может обеспечить процесс формирования и совершенствования информационно-технологической <...>
Информационно-технологическая_подготовка_учителей_естественно-математического_цикла_в_системе_дополнительного_профессионального_образования._Автореферат.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Интеграция России в общемировое
экономическое и культурное пространство, вхождение в общество
информационных технологий (как часто называют постиндустриальное
общество) ставят жизненно важную задачу широкого внедрения
информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.
Перед системой образования встала проблема своевременной подготовки
людей к условиям жизни и профессиональной деятельности в
высокоавтоматизированной информационной среде.
Информатизация системы образования является одним из основных
условий, определяющих последующее успешное развитие экономики, науки
и культуры. Одним из главных субъектов этого процесса является учитель с
высоким уровнем информационно-технологической подготовки, способный
применять новые информационные технологии
и осуществлять
преподавание в соответствии с требованием времени. Особое значение это
имеет для учителей естественно-математического цикла, в силу характера,
специфики и социальной значимости этих учебных предметов.
Вместе с тем, анализ опыта профессиональной деятельности учителей
естественно-математического цикла показывает, что уровень их
информационно-технологической подготовки не соответствует в полной
мере современным требованиям общества, образовательной практики и
личности. Стремительное развитие информационных технологий,
непрерывное обновление их содержательных и технологических
характеристик лишь обостряет данную ситуацию, с которой учителю
самостоятельно справиться все сложнее.
Очевидно, что разрешение и развитие данной ситуации представляется
возможным в системе дополнительного профессионального образования
педагогических кадров, которая может обеспечить процесс формирования и
совершенствования информационно-технологической компетентности
учителей естественно-математического цикла в рамках соответствующей
информационно-технологической подготовки, которая выступает не только
как феномен реальной педагогической действительности, но и как важный
комплексный объект научного и практико-ориентированного исследования.
В настоящее время такая работа ведется достаточно активно. В то же
время приходится констатировать, что отсутствие необходимых научно
обоснованных практико-ориентированных разработок по ее обеспечению и
опыта
реализации содержательных и процессуальных
сторон
информационно-технологической подготовки учителей естественноматематических
дисциплин существенно затрудняет этот процесс и
снижает его эффективность.
Следует отметить, что проблемы компьютеризации образования,
вопросы развития новых информационных технологий, подготовка
специалистов различного профиля в области информационных технологий
достаточно подробно и широко исследуются в работах С.И. Архангельского,
3
Стр.3