Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основы использования геоинформационных систем в образовании

0   0
Первый авторМарков Дмитрий Сергеевич
ИздательствоАУ Институт развития образования Ивановской области
Страниц60
ID282916
АннотацияУчебное пособие содержит ответы на вопросы, традиционно возникающие у пользователей при изучении геоинформационных систем. Оно поможет реализовать школьный научно-исследовательский проект на высоком уровне с использованием доступного инструментария современных информационных и коммуникационных технологий. Вопросы и задания к пособию снабжены цифровыми материалами, которые размещены на сайте http://geotown.ru/htm/educatio.html. Учебное пособие представит интерес для школьников и педагогов, а также всех, интересующихся современными технологиями в образовании.
УДК55
ББК26.8
Марков, Д.С. Основы использования геоинформационных систем в образовании : учебное пособие / Д.С. Марков .— Иваново : АУ Институт развития образования Ивановской области, 2012 .— 60 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/282916 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

.16 Что такое географическая проекция и зачем ее учитывать при разработке ГИСпроекта? <...> .19 Что такое данные дистанционного зондирования Земли (ДДЗЗ) – космоснимки? <...> .31 Какие шаги необходимо выполнить для создания ГИС-проекта? <...> .42 Какие инструменты пространственного анализа доступны в QGIS? <...> 51 ВВЕДЕНИЕ Если задать вопрос: «Что такое геоинформатика?», то вряд ли Вы сможете сразу легко на него ответить. <...> В этом случае Вы будете недалеки от истины, так как геоинформатика – это научная дисциплина, изучающая принципы, технику и технологию получения, накопления, передачи, обработки и представления данных о пространственно-временных явлениях. <...> Значительные затруднения у большинства учащихся школ возникают при изучении сложного прикладного программного обеспечения, к которому относятся геоинформационные системы (ГИС). <...> Современные ГИС являются по своей сути программными продуктами, которые предоставляют пользователю инструменты для обработки пространственно-временной информации (обычно привязанной к некоторой части земной поверхности) и используемые для управлению ею [Толковый, 2009]. <...> Однако огромные функциональные возможности ГИС могут быть в полной мере реализованы Вами только в случае разрешения затруднений, возникающих в процессе их изучения. <...> Важнейшие из которых связаны с тем, что помимо освоения общих принципов работы с информацией при выполнении геоинформационных проектов необходимо синтезировать данные, полученные из разных источников (GPS, карты, базы данных и др.), а также выполнять «привязку» всех пространственных и связанных с ними атрибутивных материалов к единой системе координат. <...> Это требует от Вас владения широким спектром компетенций: от базовых знаний теории и практики работы с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) до использования основ программирования и серьезной географической подготовки (без знания основных категорий картографии невозможно выполнить даже простейший <...>
Основы_использования_геоинформационных_систем_в_образовании.pdf
Д. С. Марков Основы использования геоинформационных систем в образовании Иваново – 2012
Стр.1
УДК ББК С Рецензенты: Шептуховский М.В. – доктор педагогических наук, заведующий кафедрой географии и методики обучения ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Марков, Д. С. Основы использования геоинформационных систем в образовании: учебное пособие. – Иваново: АУ «ИРО ИО», 2012. – 80 с. – Библиогр.: с. 64. ISBN Учебное пособие содержит ответы на вопросы, традиционно возникающие у пользователей при изучении геоинформационных систем. Оно поможет реализовать школьный научно-исследовательский проект на высоком уровне с использованием доступного инструментария современных информационных и коммуникационных технологий. Вопросы и задания к пособию снабжены цифровыми материалами, которые размещены на сайте http://geotown.ru/htm/educatio.html. Учебное пособие представит интерес для школьников и педагогов, а также всех, интересующихся современными технологиями в образовании. ISBN  ©. © Марков Д. С., 2011.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .......................................................................................................... 5 1. Теория геоинформатики ............................................................................ 7 Можно ли провести самостоятельное учебно-научное исследование по естественным наукам без использования картографических материалов? ...............................................7 Что такое ГИС? .......................................................................................................................8 Как работают ГИС? ................................................................................................................8 Зачем нужно использовать ГИС? ..........................................................................................9 Как описываются пространственно распределенные объекты и явления в ГИС? .........11 Как представляются данные в среде ГИС? ........................................................................11 Как грамотно создать структуру слоев ГИС? ....................................................................12 Чем различаются растровая и векторная графика? ...........................................................13 Что такое база данных? ........................................................................................................14 Что такое географические координаты?.............................................................................16 Что такое географическая проекция и зачем ее учитывать при разработке ГИСпроекта? .................................................................................................................................17 Какие условные знаки можно использовать в ГИС?.........................................................17 Как работает система GPS? .................................................................................................18 Что нужно учитывать при работе с GPS?...........................................................................19 Что такое данные дистанционного зондирования Земли (ДДЗЗ) – космоснимки? .......20 Вопросы: ................................................................................................................................21 Задания:..................................................................................................................................22 2. Краткий обзор программного обеспечения ............................................ 23 Какие прикладные компьютерные программы относятся к ГИС? ..................................23 Что такое ArcGIS?.................................................................................................................23 Что такое MapInfo? ...............................................................................................................24 Что такое ERDAS IMAGINE?..............................................................................................25 Что такое Surfer? ...................................................................................................................26 Что такое QGIS?....................................................................................................................27 Что такое Google Earth?........................................................................................................28 Каковы условия пользования ГИС? ....................................................................................29 Вопросы: ................................................................................................................................29 Задание:..................................................................................................................................29 3. Алгоритм создания геоинформационных проектов .............................. 31 С чего начинается создание ГИС-проекта?........................................................................31 Какие шаги необходимо выполнить для создания ГИС-проекта?...................................31 Какие данные можно использовать при создании ГИС-проекта? ...................................32 Какие программные средства и материалы мы будем использовать в работе? .............33 Как установить и начать использовать QGIS?...................................................................33 Из каких частей состоит пользовательский интерфейс? ..................................................34 Как провести регистрацию изображения, привязать его к географическим координатам? ........................................................................................................................35 Как определить основные пространственные параметры привязанного растра? ..........37 С чего нужно начать оцифровку карты? ............................................................................38 Как создать графическую часть проекта? ..........................................................................39 Как создать атрибутивные таблицы? ..................................................................................40 Как провести компоновку ГИС-проекта?...........................................................................42 Какие инструменты пространственного анализа доступны в QGIS? ..............................43 Как опубликовать ГИС-проект? ..........................................................................................45 Вопросы: ................................................................................................................................46 Задания:..................................................................................................................................47
Стр.3
Заключение ................................................................................................... 48 Список использованных источников ......................................................... 49 Приложения .................................................................................................. 51
Стр.4