Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468610)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Взгляд на просвещение в Китае

0   0
Первый авторБичурин Иакинф
Страниц15
ID2821
АннотацияЧасть первая
Кому рекомендованоТруды
Бичурин, И. Взгляд на просвещение в Китае : Статья / И. Бичурин .— 1838 .— 15 с. — Этнография

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Одни увѣряютъ, что сіе Государство есть одно изъ просвѣщеннѣйшихъ въ Азіи; другіе положительно утверждаютъ, что Китайцы находятся въ большомъ невѣжествѣ {Это очень нерѣдко доводится мнѣ слышать отъ ученыхъ людей.} <...> Онъ объемлетъ только четыре рода Ученыхъ Заведеній, болѣе или менѣе сложные. <...> Въ послѣднемъ, по моему мнѣнію, Китайцы имѣютъ преимущество предъ образованнѣйшими въ Европѣ народами. <...> Въ училищахъ нѣтъ никакихъ учебныхъ книгъ, приведенныхъ въ систему; a въ основаніе принято Четырекнижіе и такъ называемыя пять классическихъ книгъ, которыя по ихъ древности признаны основными, и имѣютъ предъ всѣми прочими такую же важность, какъ y Хрисиіанъ Библейскія Книги. <...> Четырекнижіе состоитъ изъ четырехъ разныхъ небольшихъ сочиненій, извѣстныхъ подъ названіями: Лунь-юй, Мынъ-цзы, Великая Наука и Обыкновенная Средина. <...> Лунь-юй содержитъ въ себѣ мнѣнія мудреца Кхунъ-цзы, записанныя и собранныя пятью его учениками. <...> Великая Наука и Обыкновенная Средина суть два нравственныя сочиненія. <...> Первое изъ нихъ написано Ученымъ Цзэнъ-цзы, ученикомъ мудреца Кхунъ-цзы, a второе написано внукомъ послѣдняго. <...> Четырекнижіе почитается вмѣстилищемъ Богословія и Философіи, a потому сія книга составляетъ основаніе первоначальнаго ученія {Въ Европѣ несправедливо называютъ Четырекнижіе Философіею мудреца Кхунь-цзы.} <...> Кхунъ-цзы, желая представить сію Исторію основаніемъ Законодательства, исключилъ <...>
Взгляд_на_просвещение_в_Китае.pdf
Жуpналъ министерства народного просвещения 1838 N V. Май. OCR Бычков М. Н. http://az.lib.ru Взглядъ на просвѣщеніе въ Китаѣ. Много говорили, много писали о Китаѣ. Одни увѣряютъ, что сіе Государство есть одно изъ просвѣщеннѣйшихъ въ Азіи; другіе положительно утверждаютъ, что Китайцы находятся въ большомъ невѣжествѣ {Это очень нерѣдко доводится мнѣ слышать отъ ученыхъ людей.}. По моему мнѣнію, и тѣ и другіе основываются на шаткихъ началахъ. Чтобы безошибочно изложить свое мнѣніе по сему предмету, надобно съ большимъ вниманіемъ обозрѣть состояніе наукъ и приспособлеше оныхъ къ политическому быту народа, потомъ дѣлать заключеніе о степени его образованія. Кругъ просвѣщенія въ Китаѣ ограниченъ тѣсными предѣлами. Онъ объемлетъ только четыре рода Ученыхъ Заведеній, болѣе или менѣе сложные. Это суть: Училища -- часть наиболѣе сложная, Институты Педагогическій и Астрономическій и Приказъ Ученыхъ, соотвѣтствующая Академіямъ Наукъ въ Европѣ. Въ Училищахъ занимаютъ Воспитанниковъ одною Словесностію, которая смѣшанно объемлетъ Исторію, Поэзію, Религію, Правовѣдѣніе и Политическую Экономію. Знаніе Музыки и обрядовъ составляетъ существенную часть въ образованіи юношества; Географіи своего отечества, Математикѣ, Химіи, Медицинѣ, Ботаникѣ, Архитектурѣ и Гидравликѣ обучаются произвольно и безъ отдѣльнаго преподаванія упомянутыхъ Наукъ. Все, что не нужно на службѣ отечеству, Китайцы считаютъ безполезнымъ; и по сему предубѣжденію никакого не обращаютъ вниманія на то, что донынѣ сдѣлано въ Европѣ по части Наукъ. Педагогическій Институтъ занимается приготовленіемъ учителей для Училищъ. Въ Астрономическомъ Институтѣ исключительно упражняются въ Математическихъ Наукахъ. Приказу Ученыхъ предоставлено сочиненіе книгъ, въ которыхъ ясность въ изложеніи, вѣрность въ описаніи и сообразность съ духомъ Законодательства требуютъ общаго усилія Ученыхъ. Въ послѣднемъ, по моему мнѣнію, Китайцы имѣютъ преимущество предъ образованнѣйшими въ Европѣ народами. Въ училищахъ нѣтъ никакихъ учебныхъ книгъ, приведенныхъ въ систему; a въ основаніе принято Четырекнижіе и такъ называемыя пять классическихъ книгъ, которыя по ихъ древности признаны основными, и имѣютъ предъ всѣми прочими такую же важность, какъ y Хрисиіанъ Библейскія Книги. Сіи пять книгъ суть: Книга перемѣнъ, Древняя Исторія, Древнія Стихотворенія, Весна и Осень, и Записки объ обрядахъ. Четырекнижіе состоитъ изъ четырехъ разныхъ небольшихъ сочиненій, извѣстныхъ подъ названіями: Лунь-юй, Мынъ-цзы, Великая Наука и Обыкновенная Средина. Лунь-юй содержитъ въ себѣ мнѣнія мудреца Кхунъ-цзы, записанныя и собранныя пятью его учениками. Мынъ-цзы есть нравственное сочиненіе одного древняго мудреца, извѣстное подъ его же. именемъ. Великая Наука и Обыкновенная Средина суть два нравственныя сочиненія. Первое изъ нихъ написано Ученымъ Цзэнъ-цзы, ученикомъ мудреца Кхунъ-цзы, a второе написано внукомъ послѣдняго. Четырекнижіе почитается вмѣстилищемъ Богословія и Философіи, a потому сія книга составляетъ основаніе первоначальнаго ученія {Въ Европѣ несправедливо называютъ Четырекнижіе Философіею мудреца Кхунь-цзы.}. Книга перем нъ содержитъ въ себѣ понятія о Богѣ и Естествѣ, изложенныя не словами, a параллельнымъ начертаніемъ трехъ цѣльныхъ и трехъ ломаныхъ линій, представленныхъ въ 64-хъ разныхъ видахъ. Государь Фу-си, жившій, по увѣренію древнихъ преданій, почти за 3000 лѣтъ до Р. X., первый постигъ тайну изображать помянутыми чертами мысли, и симъ открытіемъ проложилъ путь къ изобрѣтенію Китайскихъ письменъ. Въ слѣдъ за самъ Государь Янь-ди сдѣлалъ нѣкоторыя измѣненія въ его системѣ. Наконецъ Государь Вынь-ванъ за 1100 лѣтъ до Р. X. написалъ третью систему, въ которой къ ѣ
Стр.1