МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ШУЙСКИЙ ФИЛИАЛ ИвГУ РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД Д.М. <...> Правдов, А.В. Корнев МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Монография Шуя 2013 2 ББК 372.363 УДК 74.100.54 П 68 Печатается по решению редакционноиздательского совета Шуйского филиала Ивановского государственного университета Правдов Д.М., Корнев А.В. <...> Модель инклюзивного физического воспитания детей дошкольного возраста. <...> Рецензенты: Нежкина Н.Н. д.м.н., профессор кафедры физической культуры, лечебной физкультуры и врачебного контроля ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России Никитин С.Н. д.п.н., профессор кафедры физического воспитания и спорта Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики В монографию включены результаты для специалистов, научноисследовательской работы по проблеме инклюзивного физического воспитания детей дошкольного возраста. <...> 2013 © Шуйский филиал ИвГУ, 2013 образовательной сфере, а так же может быть рекомендована студентам педагогических образовательных учреждений. <...> 27 2.1 Анализ развития системы образования детейинвалидов на примере образовательных организаций Ивановской области………………………………………… 27 2.2 Инклюзивное физическое 3. <...> МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО воспитание ВОСПИТАНИЯ в дошкольных образовательных учреждениях ……………. <...> Результаты анкетирования педагогов специальных учреждений по проблеме инклюзивного физического воспитания детей…………………………………………… 50 3.2. <...> 56 3.3 Особенности организации двигательной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью в инклюзивных группах дошкольных учреждений на основе учета психофизиологических особенностей……… 68 инклюзивного образования, инклюзивного физического воспитания … <...> Инклюзивное образование в России и за 14 4 3.4. <...> Характеристика и этапы обучения <...>
Модель_инклюзивного_физического_воспитания_детей_дошкольного_возраста_(1).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ШУЙСКИЙ ФИЛИАЛ ИвГУ
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД
Д.М. Правдов, А.В. Корнев
МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Монография
Шуя 2013
Стр.1
2
ББК 372.363
УДК 74.100.54
П 68
Печатается
по решению редакционноиздательского
совета Шуйского филиала
Ивановского государственного университета
Правдов Д.М., Корнев А.В.
Модель инклюзивного физического воспитания детей
дошкольного возраста. Научное издание [Текст]: монография /
Д.М. Правдов, А.В. Корнев. – Шуя. Изд-во ФГБОУ ВПО
«ИвГУ» Шуйскирй филиал, 2013. – 116 с.
Рецензенты:
Нежкина Н.Н. д.м.н., профессор кафедры физической
культуры, лечебной физкультуры и врачебного контроля
ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская
академия» Минздрава России
Никитин С.Н. д.п.н., профессор кафедры физического
воспитания и спорта Санкт-Петербургского государственного
университета сервиса и экономики
В монографию включены результаты
для
специалистов,
научноисследовательской
работы по проблеме инклюзивного
физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предназначена
работающих
РГНФ проект № 13-36-01270
ISBN 978-5-86229-321-0
© Правдов Д.М., Конев А.В. 2013
© Шуйский филиал ИвГУ, 2013
образовательной сфере, а так же может быть рекомендована
студентам педагогических образовательных учреждений.
Монография подготовлена при финансовой поддержке
в
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………... 5
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………………. 8
1.1.
Характеристика инклюзии,
рубежом...
ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) И
ИНКЛЮЗИВНОЕ
ИНВАЛИДОВ:
ОБРАЗОВАНИЕ
СОСТОЯНИЕ,
ДЕТЕЙПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ,
ТЕХНОЛОГИИ…………………….. 27
2.1 Анализ развития системы образования детейинвалидов
на примере образовательных организаций
Ивановской области………………………………………… 27
2.2 Инклюзивное
физическое
3.
МОДЕЛЬ
ФИЗИЧЕСКОГО
воспитание
ВОСПИТАНИЯ
в
дошкольных образовательных учреждениях ……………. 42
ГЛАВА
ИНКЛЮЗИВНОГО
ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………... 50
3.1. Результаты анкетирования педагогов специальных
учреждений по проблеме инклюзивного физического
воспитания детей…………………………………………… 50
3.2. Особенности отношения педагогов, родителей и
детей в аспекте проблемы инклюзивного физического
воспитания………………………………………………….. 56
3.3
Особенности
организации
двигательной
деятельности детей с умеренной умственной отсталостью
в инклюзивных группах дошкольных учреждений на
основе учета психофизиологических особенностей……… 68
инклюзивного
образования, инклюзивного физического воспитания …. 8
1.2. Инклюзивное образование в России и за
14
Стр.3
4
3.4. Характеристика и этапы обучения двигательным
действиям в процессе инклюзивного физического
воспитания детей дошкольного возраста…………………. 77
3.5. Подготовка и организация занятий физическим и
упражнениями со слабовидящими детьми в инклюзивных
группах……………………………………………………………… 88
3.6. Модель инклюзивного физического воспитания
детей в дошкольной образовательной организации …….. 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …… 115
Стр.4
5
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие во всех странах мира
уделяется большое внимание решению проблем детейинвалидов
(Е.Т. Лильин, 2002; Л.И. Каримова, 2005; С.Н.
Пузин, 2008; В.Н. Доскин, 2007; O. Kwan, 2001; E.Kitazumi,
2003). Для детей с ограниченными возможностями успех
социализации и дальнейший жизненный путь зависит от
получения
максимально
образования.
Известно, что образование всегда являлось мощной и
активной технологией социализации детей и семьи в целом.
По оценкам Минобрнауки России, в настоящее время детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) около 450
тыс. человек (более 4,5% от общего числа обучающихся в
образовательных учреждениях). Из них получает образование
250 тыс. детей-инвалидов (140 тыс. обучаются в
общеобразовательных школах, 40 тыс. – на дому и только 70
тыс. детей в системе специального образования). Около 45%
детей-инвалидов школьного возраста не включены в систему
обучения. Детям с ограниченными возможностями
практически нереально получить образование в специальных
(коррекционных) учреждениях по месту жительства,
поскольку последние составляют менее 4% от общего числа
общеобразовательных учреждений и имеются далеко не
повсеместно.
Установлено, что одной из серьезных социальных
проблем является неравная доступность образования для
различных социальных групп, имеющих неравные стартовые
условия. Особенно это касается детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
для
которых
получение
возможного,
качественного
Стр.5
124
Подписано к печати 24.10.2013 г. Формат 60х84/16.
Бумага ксероксная. Печать ризография. Гарнитура Таймс.
Заказ № 3471
Усл. печ. листов 6 Тираж 500 экз.
Издательство Шуйского филиала ИвГУ
155908, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Кооперативная, 24
Телефон (49351) 4-65-94
Отпечатано на оборудовании Шуйского филиала ИвГУ
155908, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Кооперативная, 24
Стр.124