Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Типы религиозной жизни (220,00 руб.)

0   0
АвторыМать Мария (Скобцова)
ИздательствоМ.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Страниц68
ID280111
АннотацияРабота преподобномученицы Марии (Елизаветы Юрьевны Скобцовой; 1891—1945), написанная в 1937 г., посвящена анализу русской православной церковности, сложившейся к этому времени в России и в эмиграции. Целью статьи является не просто изображение характерных «религиозных типов» с их сильными и слабыми сторонами — мать Марию тревожат «бесчисленные подмены христианства». XX век потребовал от чад Церкви переосмысления самих принципов своей жизни и выверения их по евангельским принципам. Внутреннее понимание и ответственное приятие этого требования ставит работу матери Марии в один ряд с выдающимися достижениями богословской мысли русской эмиграции и делает ее воистину пророческой.
ISBN978-5-89100-94-0
УДК23/28.01
ББК87/37
Типы религиозной жизни / Мать Мария (Скобцова) .— Москва : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2009 .— 68 с. — ISBN 978-5-89100-94-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/280111 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мать Мария (Скобцова) религиозной жизни Типы Мать Мария (Скобцова, 1891—1945) Средь хаоса — отчизны вечной почва, Средь хляби водной — каменный оплот. <...> Мать Мария, «Стихи» (1937) Мать Мария (Скобцова) религиозной жизни Типы Издание 4е СВЯТОФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНОХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКВА 2ОО9 УДК 23/28.01 ББК 87/37 С 44 Мать Мария (Скобцова). <...> ISBN 9785891000940 Работа преподобномученицы Марии (Елизаветы Юрьевны Скоб цовой; 1891—1945), написанная в 1937 г., посвящена анализу рус ской православной церковности, сложившейся к этому времени в России и в эмиграции. <...> Целью статьи является не просто изоб ражение характерных «религиозных типов» с их сильными и слабыми сторонами — мать Марию тревожат «бесчисленные подмены христианства». <...> Внутреннее понимание и ответственное приятие этого требования ставит работу матери Марии в один ряд с выдающи мися достижениями богословской мысли русской эмиграции и делает ее воистину пророческой. <...> © СвятоФиларетовская московская высшая православнохристианская школа, 2002 ISBN 9785891000940 © Журнал «Вестник РХД», 1997 (статья «Типы религиозной жизни») ОТ ИЗДАТЕЛЯ В издании впервые представлен текст статьи «Типы религиозной жизни», выверенный свящ. <...> Сергием Гаккелем на основе не только машинописных версий этой статьи, на ходящихся в западноевропейских архивах матери Марии, но и на основе рукописи, обнаруженной им в НьюЙорке1 Эта находка позволила прибавить и новое «Предисловие автора». <...> МАТЬ МАРИЯ И ЕЕ «РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ» Эта статья была одной из многих, написанных матерью Марией в тридцатые годы1 . <...> Бунтует против “духовного комфорта”, “христиан ского благополучия”, “обрядового благочестия”» 2 Воинственным духом веет от каждого слова матери Ма . рии. <...> «Бесчис ленные подмены христианства» 4 ее волновали уже с дав них пор. <...> Но здесь ее экзистенциальное монашество, которое она считала самой необходимой формой монашеского или, более того, христианского служения <...>
Типы_религиозной_жизни.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.68
Типы_религиозной_жизни.pdf
Мать Мария (Скобцова) религиозной жизни Типы
Стр.1
Мать Мария (Скобцова, 1891—1945)
Стр.2
Средь хаоса — отчизны вечной почва, Средь хляби водной — каменный оплот. Среди пустынь — касанье длани Отчей И солнца незакатного восход. Мать Мария, «Стихи» (1937)
Стр.3
Стр.4
Мать Мария (Скобцова) религиозной жизни Типы Издание 4е СВЯТОФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНОХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКВА 2ОО9
Стр.5
УДК 23/28.01 ББК 87/37 С 44 Мать Мария (Скобцова). С44 Типы религиозной жизни. 4е изд. / Предисловие прот. Сергия Гаккеля. – М.: СвятоФиларетовский православнохри стианский институт, 2009. – 68 с. ISBN 9785891000940 Работа преподобномученицы Марии (Елизаветы Юрьевны Скоб цовой; 1891—1945), написанная в 1937 г., посвящена анализу рус ской православной церковности, сложившейся к этому времени в России и в эмиграции. Целью статьи является не просто изоб ражение характерных «религиозных типов» с их сильными и слабыми сторонами — мать Марию тревожат «бесчисленные подмены христианства». XX век потребовал от чад Церкви переосмысления самих принципов своей жизни и выверения их по евангельским прин ципам. Внутреннее понимание и ответственное приятие этого требования ставит работу матери Марии в один ряд с выдающи мися достижениями богословской мысли русской эмиграции и делает ее воистину пророческой. © СвятоФиларетовская московская высшая православнохристианская школа, 2002 ISBN 9785891000940 © Журнал «Вестник РХД», 1997 (статья «Типы религиозной жизни»)
Стр.6
ОТ ИЗДАТЕЛЯ В издании впервые представлен текст статьи «Типы рели гиозной жизни», выверенный свящ. Сергием Гаккелем на основе не только машинописных версий этой статьи, на ходящихся в западноевропейских архивах матери Марии, но и на основе рукописи, обнаруженной им в НьюЙорке1 Эта находка позволила прибавить и новое «Предисловие автора». . 1 Columbia University Libraries. Расшифровкой отдельных мест рукописи занималась Т. Емельянова.
Стр.7
Стр.8
МАТЬ МАРИЯ И ЕЕ «РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ» Эта статья была одной из многих, написанных матерью Марией в тридцатые годы1 . Однако Константин Мочуль ский отметил ее особое значение для того времени. «Мать написала замечательную статью о христианстве синодаль ном, эстетическом, аскетическом и евангельском, — писал он в 1937 г., — она охвачена воинственным духом, любит борьбу. Бунтует против “духовного комфорта”, “христиан ского благополучия”, “обрядового благочестия”» 2 Воинственным духом веет от каждого слова матери Ма . рии. Этим духом проникнута даже манера ее письма, в чем я недавно смог убедиться, работая над ее рукописью в нью йоркском архиве, где она бережно хранится. Помимо пре дисловия, которое впервые публикуется в настоящем изда нии, вся статья написана стремительно, на одном дыхании, сплошным текстом, без деления на абзацы, параграфы или подразделы. Выделены только главные разделы статьи. Параграфы введены позднее, при наборе текста стара тельной машинисткой. И поскольку рукописного текста у издателей не было, статья так и вышла в свет, разделенная на параграфы3 1 Полное собрание сочинений матери Марии в пяти томах под редакцией Т. Емельяновой готовится к выходу в издательстве 2 «Русский Путь» (Москва). К. Мочульский. Монахиня Мария Скобцова // Третий час. 3 1946. № 1. С. 71. Мать Мария. Типы религиозной жизни // Вестник русского христианского движения. П.; Н.Й.; М., 1997. № 176. С. 5—53. 9 . В самом деле, текст в таком виде читает
Стр.9
ся легче, и при этом переиздании было решено сохранить это же деление. Принципы христианской жизни, на которых настаива ла мать Мария в 1937 г., для нее не новы и находят отзвук во всех ее трудах. Она всегда считала своим долгом бороть ся с ложными представлениями в области веры. «Бесчис ленные подмены христианства» 4 ее волновали уже с дав них пор. Но именно в этом году у нее были особые причи ны говорить об этом. Она подвизалась тогда в Париже на улице Лурмель, 77. Но здесь ее экзистенциальное монашество, которое она считала самой необходимой формой монашеского или, более того, христианского служения, вызывало раздраже ние у сестер монахинь, глубоко преданных уставному мо нашеству. Именно к таким людям могли бы относиться слова матери Марии о том, что у них «подлинная вера в спасительность субботничания» 5 . До такой степени все это было ей чуждо, что она даже хотела оставить общежи тие. «Мать продолжает бунтовать, — отмечал Мочульский в это время. — Она говорит, что отдаст дом другим мона хиням и пойдет скитаться по Франции». В этой связи он цитирует ее слова: «Мне хочется просто бродить по све ту и взывать: “покайтесь, ибо приблизилось Царство не бесное”» 6 . Этим объясняются и отчаянные слова в ее за писной книжке: «Меня мучает, что даже среди самых близ ких чувствуется стена в основном. Благочестие, благо честие, а где же любовь, двигающая горами? Чем далее, тем более принимаю, что только она мера вещей»7 не могло быть выбора. «Или христианство — огонь, или его нет», — говорила она Мочульскому в том же году 8 Таким образом, становится понятным, что побудило мать Марию написать эту статью, хотя следует отметить, 4 . Здесь . Мать Мария. Христианство: Неизданная заметка. Ньюйорк 5 ский архив. Мать Мария. Неизданная записная книжка. Ньюйоркский 6 архив. 7 Мочульский. С. 71. 8 Мать Мария. Неизданная записная книжка. Авторский архив. Мочульский. С. 71. 10
Стр.10
что содержание ее выходит далеко за пределы огорчений и противоречий того года. Сразу после того, как статья была написана, она была прочитана в виде доклада. Об этом вспоминает Лев Александрович Зандер9 . И вполне возможно, что именно после чтения этого доклада Софья Борисовна Пиленко определила «Религиозные типы» как «очень интересный труд матери Марии <...>, как все гово рят» 10 . В любом случае, нет никакого сомнения в том, что статья стала достоянием широкой общественности, — к чему и стремилась мать Мария. Этим и объясняется ее намерение включить статью в книгу, название которой нам неизвестно, но о которой мать Мария упоминает в «Предисловии». И это несмотря на то, что, по словам Зан дера, «мы тогда не советовали ей эту статью печатать»: она написана «слишком остро, слишком метко и потому для многих обидно»11 . Но это еще не все. Мать Мария стремилась действитель но достигнуть слуха людей, или хотя бы тех, кто был спо собен ее услышать. «Задача этой работы <...> найти дру зей, более того — соратников и соработников». И это не просто еще одна цель в ряду многих других, которые она перед собой ставила. Это — ее насущная нуж да: «У меня потребность както перекликнуться с этими уединенными и затерянными единомышленниками, по чувствовать просто, что они существуют»12 . Эти люди, как и она сама, не могли примириться с пра вославием, основной функцией которого было бы лишь внешнее осуществление традиции. Ни «синодальный», ни «аскетический» или «эстетический» пути в правосла вии не могут быть удовлетворительными, решительно на стаивает она, какими бы важными они ни считались в свое время. Некоторые из них являются просто духовно 9 10 Л.А. Зандер // Вестник церковной жизни. 1947. № 8. С. 67. С.Б. Пиленко. Заметка в тетрадке матери Марии, которая содержит рукопись статьи «Религиозные типы». Ньюйорк 11 ский архив. Выделено мной. — С.Г. 12 Зандер. С. 67. См. ниже предисловие м. Марии к статье «Религиозные ти пы» (с. 14). 11
Стр.11
опасными. В любом случае они не должны быть канони зованы, а тем более насильственно внедрены. Ибо «мы должны в свободе делать дело церковное». И, занимаясь этим делом, «мы должны четко отличать Православие от всех его украшений и одежд»13 . В то же время единственное, к чему должны стремить ся люди, — это быть преданными Христу. И эта предан ность должна проявляться в условиях абсолютной свобо ды. Кроме того, она должна быть жертвенной. И даже если в этой преданности Христу в какойто мере будет проявляться юродство — этого не следует опасаться. «Лучше кликушествовать и юродствовать, чем попивать чаек с просфоркой», — писала она в 1937 г. 14 Все это, несом ненно, выходит за пределы споров и столкновений одного того года. Здесь, скорее, ответ на призвание свыше: «Пусть мы призваны к духовной нищете, к юродству, к гонениям и поношениям — мы знаем, что это единственное призвание, данное самим гонимым, поносимым, нищающим и умаля ющимся Христом». Так пишет она в этой статье15 . Всего более она была готова свидетельствовать о Спа сителе, не заботясь о своем личном или монашеском об лике в глазах других. За это свидетельство она заплатила дорогой ценой своей жертвенной жизни. Увенчано же оно было ее мученической смертью. Прот. Сергий Гаккель 13 Мать Мария. Положение эмиграции. Ньюйоркский архив (неизданная рукопись). Об отношении матери Марии к сво боде см. мою статью: На страже свободы: Мать Мария и Ни 14 колай Бердяев // Христианос. Рига, 2000. №9. С. 65—81. 15 Мочульский. С. 71. См. с. 66. Цитируется по тогда еще не изданной машинописи (авторский архив) в моей книге «Мать Мария (1891—1945)» (Париж, 1980. С. 79).
Стр.12
МАТЬ МАРИЯ (СКОБЦОВА) ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ Издание 4е СвятоФиларетовский православнохристианский институт 105062, Москва, ул. Покровка, 2938. Тел. (495) 6230380 Email: info@sfi.ru http://www.sfi.ru Ответственный за выпуск — Лариса Мусина Оформление, верстка — Анна Данилевич Текст набран шрифтом ITC NewBaskerville (Тагир Сафаев, ParaType, 1993) В оформлении обложки использована акварель Александра Иванова «Хождение по водам» Подписано в печать 14.05.2009. Формат 84×108/32. Бумага офсетная №1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2.125. Тираж 2000. Отпечатано в типографии ООО «Примапринт» при содействии Благотворительного культурноинформационного центра «Путь, Истина и Жизнь» Тел. (495) 7427807
Стр.68