Мать Мария (Скобцова)
религиозной
жизни
Типы
Стр.1
Мать Мария (Скобцова, 1891—1945)
Стр.2
Средь хаоса — отчизны вечной почва,
Средь хляби водной — каменный оплот.
Среди пустынь — касанье длани Отчей
И солнца незакатного восход.
Мать Мария, «Стихи» (1937)
Стр.3
Мать Мария (Скобцова)
религиозной
жизни
Типы
Издание 4е
СВЯТОФИЛАРЕТОВСКИЙ
ПРАВОСЛАВНОХРИСТИАНСКИЙ
ИНСТИТУТ
МОСКВА 2ОО9
Стр.5
УДК 23/28.01
ББК 87/37
С 44
Мать Мария (Скобцова).
С44 Типы религиозной жизни. 4е изд. / Предисловие прот.
Сергия Гаккеля. – М.: СвятоФиларетовский православнохри
стианский институт, 2009. – 68 с.
ISBN 9785891000940
Работа преподобномученицы Марии (Елизаветы Юрьевны Скоб
цовой; 1891—1945), написанная в 1937 г., посвящена анализу рус
ской православной церковности, сложившейся к этому времени
в России и в эмиграции. Целью статьи является не просто изоб
ражение характерных «религиозных типов» с их сильными и
слабыми сторонами — мать Марию тревожат «бесчисленные
подмены христианства».
XX век потребовал от чад Церкви переосмысления самих
принципов своей жизни и выверения их по евангельским прин
ципам. Внутреннее понимание и ответственное приятие этого
требования ставит работу матери Марии в один ряд с выдающи
мися достижениями богословской мысли русской эмиграции и
делает ее воистину пророческой.
© СвятоФиларетовская
московская высшая
православнохристианская
школа, 2002
ISBN 9785891000940
© Журнал «Вестник РХД», 1997
(статья «Типы религиозной
жизни»)
Стр.6
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
В издании впервые представлен текст статьи «Типы рели
гиозной жизни», выверенный свящ. Сергием Гаккелем на
основе не только машинописных версий этой статьи, на
ходящихся в западноевропейских архивах матери Марии,
но и на основе рукописи, обнаруженной им в НьюЙорке1
Эта находка позволила прибавить и новое «Предисловие
автора».
.
1
Columbia University Libraries. Расшифровкой отдельных мест
рукописи занималась Т. Емельянова.
Стр.7
МАТЬ МАРИЯ И ЕЕ «РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ»
Эта статья была одной из многих, написанных матерью
Марией в тридцатые годы1
. Однако Константин Мочуль
ский отметил ее особое значение для того времени. «Мать
написала замечательную статью о христианстве синодаль
ном, эстетическом, аскетическом и евангельском, — писал
он в 1937 г., — она охвачена воинственным духом, любит
борьбу. Бунтует против “духовного комфорта”, “христиан
ского благополучия”, “обрядового благочестия”» 2
Воинственным духом веет от каждого слова матери Ма
.
рии. Этим духом проникнута даже манера ее письма, в чем
я недавно смог убедиться, работая над ее рукописью в нью
йоркском архиве, где она бережно хранится. Помимо пре
дисловия, которое впервые публикуется в настоящем изда
нии, вся статья написана стремительно, на одном дыхании,
сплошным текстом, без деления на абзацы, параграфы или
подразделы. Выделены только главные разделы статьи.
Параграфы введены позднее, при наборе текста стара
тельной машинисткой. И поскольку рукописного текста у
издателей не было, статья так и вышла в свет, разделенная
на параграфы3
1
Полное собрание сочинений матери Марии в пяти томах под
редакцией Т. Емельяновой готовится к выходу в издательстве
2 «Русский Путь» (Москва).
К. Мочульский. Монахиня Мария Скобцова // Третий час.
3 1946. № 1. С. 71.
Мать Мария. Типы религиозной жизни // Вестник русского
христианского движения. П.; Н.Й.; М., 1997. № 176. С. 5—53.
9
. В самом деле, текст в таком виде читает
Стр.9
ся легче, и при этом переиздании было решено сохранить
это же деление.
Принципы христианской жизни, на которых настаива
ла мать Мария в 1937 г., для нее не новы и находят отзвук
во всех ее трудах. Она всегда считала своим долгом бороть
ся с ложными представлениями в области веры. «Бесчис
ленные подмены христианства» 4
ее волновали уже с дав
них пор. Но именно в этом году у нее были особые причи
ны говорить об этом.
Она подвизалась тогда в Париже на улице Лурмель, 77.
Но здесь ее экзистенциальное монашество, которое она
считала самой необходимой формой монашеского или,
более того, христианского служения, вызывало раздраже
ние у сестер монахинь, глубоко преданных уставному мо
нашеству. Именно к таким людям могли бы относиться
слова матери Марии о том, что у них «подлинная вера в
спасительность субботничания» 5
. До такой степени все
это было ей чуждо, что она даже хотела оставить общежи
тие. «Мать продолжает бунтовать, — отмечал Мочульский
в это время. — Она говорит, что отдаст дом другим мона
хиням и пойдет скитаться по Франции». В этой связи он
цитирует ее слова: «Мне хочется просто бродить по све
ту и взывать: “покайтесь, ибо приблизилось Царство не
бесное”» 6
. Этим объясняются и отчаянные слова в ее за
писной книжке: «Меня мучает, что даже среди самых близ
ких чувствуется стена в основном. Благочестие, благо
честие, а где же любовь, двигающая горами? Чем далее,
тем более принимаю, что только она мера вещей»7
не могло быть выбора. «Или христианство — огонь, или
его нет», — говорила она Мочульскому в том же году 8
Таким образом, становится понятным, что побудило
мать Марию написать эту статью, хотя следует отметить,
4
. Здесь
.
Мать Мария. Христианство: Неизданная заметка. Ньюйорк
5 ский архив.
Мать Мария. Неизданная записная книжка. Ньюйоркский
6 архив.
7 Мочульский. С. 71.
8 Мать Мария. Неизданная записная книжка. Авторский архив.
Мочульский. С. 71.
10
Стр.10
что содержание ее выходит далеко за пределы огорчений
и противоречий того года. Сразу после того, как статья
была написана, она была прочитана в виде доклада. Об
этом вспоминает Лев Александрович Зандер9
. И вполне
возможно, что именно после чтения этого доклада Софья
Борисовна Пиленко определила «Религиозные типы» как
«очень интересный труд матери Марии <...>, как все гово
рят» 10
. В любом случае, нет никакого сомнения в том, что
статья стала достоянием широкой общественности, — к
чему и стремилась мать Мария. Этим и объясняется ее
намерение включить статью в книгу, название которой
нам неизвестно, но о которой мать Мария упоминает в
«Предисловии». И это несмотря на то, что, по словам Зан
дера, «мы тогда не советовали ей эту статью печатать»: она
написана «слишком остро, слишком метко и потому для
многих обидно»11
.
Но это еще не все. Мать Мария стремилась действитель
но достигнуть слуха людей, или хотя бы тех, кто был спо
собен ее услышать. «Задача этой работы <...> найти дру
зей, более того — соратников и соработников».
И это не просто еще одна цель в ряду многих других,
которые она перед собой ставила. Это — ее насущная нуж
да: «У меня потребность както перекликнуться с этими
уединенными и затерянными единомышленниками, по
чувствовать просто, что они существуют»12
.
Эти люди, как и она сама, не могли примириться с пра
вославием, основной функцией которого было бы лишь
внешнее осуществление традиции. Ни «синодальный»,
ни «аскетический» или «эстетический» пути в правосла
вии не могут быть удовлетворительными, решительно на
стаивает она, какими бы важными они ни считались в
свое время. Некоторые из них являются просто духовно
9
10 Л.А. Зандер // Вестник церковной жизни. 1947. № 8. С. 67.
С.Б. Пиленко. Заметка в тетрадке матери Марии, которая
содержит рукопись статьи «Религиозные типы». Ньюйорк
11 ский архив. Выделено мной. — С.Г.
12 Зандер. С. 67.
См. ниже предисловие м. Марии к статье «Религиозные ти
пы» (с. 14).
11
Стр.11
опасными. В любом случае они не должны быть канони
зованы, а тем более насильственно внедрены. Ибо «мы
должны в свободе делать дело церковное». И, занимаясь
этим делом, «мы должны четко отличать Православие от
всех его украшений и одежд»13
.
В то же время единственное, к чему должны стремить
ся люди, — это быть преданными Христу. И эта предан
ность должна проявляться в условиях абсолютной свобо
ды. Кроме того, она должна быть жертвенной.
И даже если в этой преданности Христу в какойто мере
будет проявляться юродство — этого не следует опасаться.
«Лучше кликушествовать и юродствовать, чем попивать
чаек с просфоркой», — писала она в 1937 г. 14
Все это, несом
ненно, выходит за пределы споров и столкновений одного
того года. Здесь, скорее, ответ на призвание свыше: «Пусть
мы призваны к духовной нищете, к юродству, к гонениям и
поношениям — мы знаем, что это единственное призвание,
данное самим гонимым, поносимым, нищающим и умаля
ющимся Христом». Так пишет она в этой статье15
.
Всего более она была готова свидетельствовать о Спа
сителе, не заботясь о своем личном или монашеском об
лике в глазах других. За это свидетельство она заплатила
дорогой ценой своей жертвенной жизни. Увенчано же оно
было ее мученической смертью.
Прот. Сергий Гаккель
13
Мать Мария. Положение эмиграции. Ньюйоркский архив
(неизданная рукопись). Об отношении матери Марии к сво
боде см. мою статью: На страже свободы: Мать Мария и Ни
14 колай Бердяев // Христианос. Рига, 2000. №9. С. 65—81.
15 Мочульский. С. 71.
См. с. 66. Цитируется по тогда еще не изданной машинописи
(авторский архив) в моей книге «Мать Мария (1891—1945)»
(Париж, 1980. С. 79).
Стр.12
МАТЬ МАРИЯ (СКОБЦОВА)
ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ
Издание 4е
СвятоФиларетовский
православнохристианский институт
105062, Москва, ул. Покровка, 2938.
Тел. (495) 6230380
Email: info@sfi.ru
http://www.sfi.ru
Ответственный за выпуск — Лариса Мусина
Оформление, верстка — Анна Данилевич
Текст набран шрифтом ITC NewBaskerville
(Тагир Сафаев, ParaType, 1993)
В оформлении обложки использована акварель
Александра Иванова «Хождение по водам»
Подписано в печать 14.05.2009.
Формат 84×108/32. Бумага офсетная №1.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 2.125. Тираж 2000.
Отпечатано в типографии ООО «Примапринт»
при содействии Благотворительного
культурноинформационного центра
«Путь, Истина и Жизнь»
Тел. (495) 7427807
Стр.68