Федеральное агентство связи Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА Самара 1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики Г.А. Доброзракова Сергей Довлатов: диалог с классиками и современниками Монография Самара, 2011 2 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики Рецензенты доктор филологических наук, профессор Надежда Борисовна Алдонина, Поволжская государственная социальногуманитарная академия; кандидат филологических наук, доцент Екатерина Сергеевна Шевченко, Самарский государственный университет Научный редактор доктор филологических наук, профессор Юрий Борисович Орлицкий, Российский государственный гуманитарный университет В монографии в контексте традиций русской литературы рассматриваются произведения раннего, зрелого и позднего периодов творчества С.Д. Довлатова. <...> Этапы творческой эволюции: авторская переделка рассказа «Человек, которого не было» . <...> Довлатов стал героем документальных фильмов и художественных произведений. <...> Это, прежде всего, писатели, на которых манера письма Довлатова оказала непосредственное влияние: М. Веллер <...> Кроме того, появились многочисленные мемуаристы, которые в своих воспоминаниях о Довлатове, опираясь на его художественные достижения и используя его любимый жанр литературного анекдота, подражают Довлатову. <...> Необходимо отметить, что довлатовский миф, бытующий в русской литературе и средствах массовой информации и сопровождающийся ритуалами почитания объекта культового поклонения, каковым стал Довлатов после своей смерти, развивается по нарастающей. <...> К юбилею писателя Пушкинский музей-заповедник «Михайловское» планирует создать специальный экскурсионный довлатовский <...>
Сергей_Довлатов_диалог_с_классиками_и_современниками.pdf
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики
Рецензенты
доктор
филологических наук, профессор
Надежда Борисовна Алдонина, Поволжская государственная социальногуманитарная
академия;
кандидат филологических наук, доцент
Екатерина Сергеевна Шевченко, Самарский государственный университет
Научный редактор
доктор филологических наук, профессор
Юрий Борисович Орлицкий, Российский государственный гуманитарный
университет
В монографии в контексте традиций русской литературы рассматриваются
произведения раннего, зрелого и позднего периодов творчества С.Д. Довлатова.
Прослеживаются многочисленные интертекстуальные связи довлатовской
прозы с произведениями М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М.
Достоевского, А.П. Чехова и с прозой современных русских авторов.
Книга предназначена для преподавателей, студентов, широкого круга читателей.
3
Стр.3
Cодержание
Введение ......................................................................... 5
Глава 1. Путь Сергея Довлатова к прозе..................... 9
1.1 Поэтическое творчество С. Довлатова .................. 9
1.2. Этапы творческой эволюции: авторская переделка рассказа «Человек,
которого не было» ....................................................... 28
Глава 2. С. Довлатов и русская классическая литература XIX – XX веков
2.1. О природе смеха в прозе С. Довлатова .............. 33
2.2. Лермонтовский код автопсихологической прозы С. Довлатова
40
2.3. Рецепция Гоголя в творчестве С. Довлатова ..... 49
2.4. Тургеневские реминисценции в повести С. Довлатова «Филиал» 67
2.5. Достоевский в художественном сознании С. Довлатова
2.6. Чехов в прозе С. Довлатова ................................. 90
74
2.7. Интертекстуальные связи повести С. Довлатова «Чемодан» с
произведениями русской литературы XIX – XX веков
97
2.8. К вопросу о соединении русской и американской традиций в творчестве С.
Довлатова ................................................................... 102
Глава 3. Диалог с современниками ......................... 108
3.1. Миф об Америке в творчестве В. Аксенова и С. Довлатова 108
3.2. Летопись «третьей волны»: перекличка произведений
Гладилина, В. Аксенова ............................................ 120
3.3. Интертекстуальные связи повести С. Довлатова «Филиал» с повестью А.
Битова «Сад» .............................................................. 125
3.4. Ориентация на приемы довлатовской поэтики в мемуаристике как форма
манифестации мифа о Довлатове ............................ 129
3.5. Модели довлатовского мифа в кинодокументалистике 135
3.6. Проза С. Довлатова на сцене............................. 138
Заключение ................................................................ 150
Библиографические ссылки и примечания............. 153
33
С. Довлатова, А.
4
Стр.4