Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 513608)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Логика (160,00 руб.)

0   0
Первый авторФилатов Т. В.
ИздательствоИУНЛ ПГУТИ
Страниц102
ID280030
АннотацияВ учебном пособии представлены основные темы классической формальной логики, а также элементы современных логических исчислений (логики высказываний и логики предикатов). Каждый теоретический раздел дополняется контрольной работой, выполнение которой позволяет оценить степень усвоения студентом соответствующего теоретического материала. Специфика пособия заключается в том, что многие темы могут быть опущены без последующего ухудшения восприятия последующих тем. Данное обстоятельство позволяет варьировать расчасовку, а также глубину усвоения материала в зависимости от способностей изучающего логику и специфики его интереса к изучаемому предмету.
УДК16
ББК87.4
Филатов, Т.В. Логика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030602 – Связи с общественностью / Т.В. Филатов .— Самара : ИУНЛ ПГУТИ, 2009 .— 102 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/280030

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Содержание и объем понятия Содержание (интенсионал) и объем (экcтенсионал) - это важнейшие характеристики понятий. <...> Объем понятия - это совокупность предметов, мыслимых в понятии. <...> Каждый предмет, включенный в объем данного понятия, называется элементом объема данного понятия и обозначается символом 5 X; W, (3) принадлежность элемента объему понятия символически записывается следующим образом: (4) т.е. “Х принадлежит объему А”. <...> Объемная диаграмма: А В U С (15) (16) 1.1. депутат парламента, юрист, грызун; 1.2. адвокат, прокурор, судья; 1.3. студентка, отличница, спортсменка; 1.4. студент, школьник, пенсионер; 1.5. депутат парламента, парламентарий, пролетарий; 1.6. родители, мать, отец, сын; 1.7. дед, священник, монахиня; 1.8. крокодил, бегемот, отец; 1.9. змея, бегун, ползун, спортсмен; 1.10. квадрат, круг, геометрическая фигура, циркуль; 1.11. цистерна, стакан, сосуд, решето; 1.12. козленок, который умеет считать, козленок, который умеет считать до десяти, козленок, который не умеет считать; 1.13. козел, баран, человек, рыба; 1.14. скотовод, пастух, рыболов, аквариумист; 1.15. конница, кавалерия, пехота, морская пехота; 1.16. старик, старуха, корыто, Пушкин; 1.17. испанец, американец, русский, еврей; 1.18. наказание, ссылка, тюремное заключение, выборы в президиум; 1.19. смерть, кончина, отход в мир иной, “отбрасывание копыт”; 1.20. президент, космонавт, спортсмен, женщина; 1.21. офицер, жена офицера, сын офицера, теща офицера; 1.22. преступление, действие человека, действие животного, преступное бездействие; 1.23. убийство, самоубийство, преступление, смертная казнь; 1.24. глупость, ум, качество человека, качество животного; 1.25. обжорство, чревоугодие, питание, переедание; 1.26. социалист, фашист, демократ, либерал; 1.27. русский, россиянин, гражданин России, сын русской женщины; 1.28. наводнение, земле14 трясение, потоп, ураган; 1.29. астронавт, космонавт, Гагарин, майор; 1.30. яблоко, груша, редиска, плод. <...> Явные определения, в свою очередь, подразделяются на несколько основных структурных <...>
Логика.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.101
Логика.pdf
ББК 87.4 К 70 Филатов Т.В. Логика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «030602 – Связи с общественностью». – Самара, 2009. –с. В учебном пособии представлены основные темы классической формальной логики, а также элементы современных логических исчислений (логики высказываний и логики предикатов). Каждый теоретический раздел дополняется контрольной работой, выполнение которой позволяет оценить степень усвоения студентом соответствующего теоретического материала. Специфика пособия заключается в том, что многие темы могут быть опущены без последующего ухудшения восприятия последующих тем. Данное обстоятельство позволяет варьировать расчасовку, а также глубину усвоения материала в зависимости от способностей изучающего логику и специфики его интереса к изучаемому предмету. Пособие предназначено для студентов ПГУТИ, обучающихся по специальности «030602 – Связи с общественностью». © ФГОУ ВПО ПГУТИ, 2009 © Филатов Т.В., 2009 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Логику нередко называют математикой мышления. Она учит людей овладевать законами мышления и правильно применять их в своей практической деятельности. Главное в курсе логики - научиться применять на практике логические операции и законы, понимать, проверять, оценивать свои и чужие рассуждения. Исторически логика возникает в Древней Греции, в рамках дискурсивной практики софистов, которые усовершенствовали технику убеждения, выступая в судах, научных собраниях и т.п.. Постепенно софисты добились таких успехов, что могли убеждать кого угодно и в чем угодно. Например, в судах они могли легко доказать как виновность, так и невиновность обвиняемого – в зависимости от того, какая из сторон – обвинение или защита – заплатит им больше. Именно в ходе софистической практики люди впервые столкнулись с логическими парадоксами, известными сегодня как софизмы. Многие из них прочно вошли в историю культуры и даже в фольклор. Примеры подобного рода. Парадокс лжеца. Некто говорит: «Я лгу». Если он говорит правду, то он лжет. Но если он лжет, значит, утверждение «Я лгу» ложно, следовательно, человек говорит правду. Пуговица. Вы подходите к человеку, берете его за пуговицу и спрашиваете: «Тебе нужна эта пуговица?». Если человек говорит: «Да», вы отрываете пуговицу и говорите: «На, возьми!». Если он говорит: «Нет», вы отрываете пуговицу со словами: «Тогда я возьму ее себе!». Рогатый. То, что человек не терял, у него есть. Никто из мужчин не терял рога. Следовательно, каждый мужчина рогат. Отец. У человека спрашивали: «Ты кончил бить своего отца?». Если он отвечал: «Да!», ему говорили: «Как? Ты бил своего отца?». Если же он говорил нет, ему отвечали: «Как? Ты продолжаешь бить своего отца?». Софистической практикой заинтересовался Аристотель, написавший трактат «Опровержение софистических утверждений». Он показал, что софисты могут убедить людей в чем угодно посредством сознательного нарушения логических законов, которых окружающие попросту не знают. Он проанализировал софизмы и показал их ошибочность, попутно сформулировав основные законы правильного мышления, рассмотрев основные типы простых суждений и умозаключений. Дело софистов живет и сегодня, спустя тысячелетия, несмотря на все исторические и культурные изменения. Софистическую практику успешно продолжают юристы, политики, журналисты, религиозные проповедники, представители рекламного бизнеса, все, кому в их практической деятельности приходится прибегать к убеждению. В этом отношении не представляют исключения и специалисты по связям с общественностью. При этом необходимо не только в 4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. Глава 1. ПОНЯТИЕ 4 5 1.1. Содержание и объем понятия. ................... 5 1.2. Виды понятий. ............................................. 8 1.3. Отношения между понятиями. .................. 10 1.4. Определение понятий. ................................ 15 1.5. Деление понятий. ........................................ 20 1.6. Логические операции с классами. Классификация. ............................... 24 Глава 2. С У Ж Д Е Н И Е. ............................... 29 2.1. Определение и структура суждения. Суждение и предложение. ......... 29 2.2. Язык исчисления предикатов. ................... 32 2.3. Объединенная классификация простых суждений по количеству и качеству. .................................................................. 36 2.4. Сложные суждения. .................................... 42 2.5. Законы логики. ............................................ 47 2.6. Модальность суждений. ............................. 50 2.7. Логические отношения между суждениями. .. 54 2.7.1. Логические отношения между простыми суждениями. ..................... 56 2.7.2. Логические отношения между сложными суждениями. .................... 57 Глава 3. У М О З А К Л Ю Ч Е Н И Е. ........... 63 3.1. Определение, виды и структура умозаключения. .................................. 63 3.2. Дедуктивные умозаключения. ................... 65 3.2.-А. ПОЛНЫЕ ВЫВОДЫ. ........................... 66 3.2.-А.a. П р о с т ы е в ы в о д ы .................. 66 3.2.-А.a.I. Простые выводы из простых суждений. ....................................... 66 3.2.-А.a.I.1. Непосредственные простые выводы из простых суждений. ... 67 3.2.-А.a.I.2. Опосредованные простые выводы из простых суждений. ...... 72 3.2.-А.a.II. Простые выводы из cложных суждений. ..................................... 76 3.2.-А.a.II.1. Непосредственные простые выводы из сложных суждений. . 76 3.2.-А.a.II.2. Опосредованные простые выводы из сложных суждений. .... 79 3.2-A.b. Сложные выводы. ................................ 84 3.2.-A.b.I.Сложные выводы из простых суждений........................................ 84 3.2.-А.b.II. Сложные выводы из сложных суждений. ................................... 85 3.2.-B. СОКРАЩЁННЫЕ ВЫВОДЫ. ............. 87 3.2.-В.а. С о к р а щ ѐ н н ы е п р о с т ы е в ы в о д ы. .............................. 88 3.2.-В.а.I. Сокращенные простые выводы из простых суждений. ............... 88 3.2.-В.а.II. Сокращенные простые выводы из сложных суждений. ............ 88 3.2.-B.b. С о к р а щ ѐ н н ы е с л о ж н ы е в ы в о д ы. ............................ 91 3.2.-B.b.I. Сокращѐнные сложные выводы из простых суждений. ............. 91 3.2.-B.b.II. Сокращѐнные сложные выводы из сложных суждений. ........... 92 3.3. Индуктивные умозаключения. .................. 96 3.4. Умозаключения по аналогии. .................... 96 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. ............ 100 101
Стр.101