МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КСЕНОФОНТ УТКИН СБОРНИК ТРУДОВ В 16 книгах Якутск 2010 МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КСЕНОФОНТ УТКИН СБОРНИК ТРУДОВ Книга 6-я ПЕДАГОГИКА МУДРОСТИ Якутск 2010 УДК 37.032(=512.157)(081) ББК 74.200(2Рос=Як)я44 У84 Редактор-составитель: К.Е. Гагарина Редакционная коллегия: А.А.Пахомов, К.Е. Гагарина, К.Д. Дьячковский, М.Н. Егоров, И.Г. Васильев Рецензенты: Н.И. Шарин, заслуженный учитель школ РФ, Н.Д. Неустроев, д-р пед. наук, профессор, А.Г.Новиков, д-р филос. наук, профессор, К.Д.Дьячковский, канд. филос. наук, доцент Уткин, Ксенофонт Дмитриевич. <...> 26 Обычно говорят: «КиЬи тыла сэттээх, киЬи тыла сулуЬуннээх» («Слово человека способно обернуться злом, человеческий язык несет в себе яд»). <...> Старики неспроста говорят: «Эдэрбин диэн эрэнимэ, кырдьадаспын диэн туурунумэ» («Не надейся, что молод, не отчаивайся, что стар»). <...> 30 И когда наступает критическая ситуация в судьбе или на каком-то переломном этапе жизни, когда обстоятельства и обстановка навязывают человеку выбор типа: «КиЬи буолабын дуу, кии буолабын дуу? <...> Каждому поколению известна пословица: «Ки1ш уйэтэ аттаах киЬи туннугунэн элэс гынан ааЬарын курдук» («Век человека подобен промелькнувшему в окне всаднику, так коротка жизнь человека»). <...> 35 По представлениям предков, помимо осознанного опыта поколений «вркен ей» («Положительная мудрость народа») есть еще и «Урдук вй» («Высший Ум»), сопоставляемый с Абсолютным мировым Разумом. <...> Наш педагог-исследователь К.С.Чиряев исключительное значение придавал системным ценностям семейной педагогики. <...> 3 Константин Спиридонович после поездки по северным улусам вернулся с убеждением, что у тундровых народов система воспитания отличается от якутских традиций. <...> Почти идентичный вывод сделал К.С.Чиряев, основатель Оросунского музея народной педагогики, мудрый толкователь и исследователь семейного института: «Семья давно переживает <...>
Сборник_трудов._Книга_6-я._Педагогика_мудрости.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
КСЕНОФОНТ
УТКИН
СБОРНИК ТРУДОВ
В 16 книгах
Якутск
2010
Стр.4
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
КСЕНОФОНТ
УТКИН
СБОРНИК ТРУДОВ
Книга 6-я
ПЕДАГОГИКА
МУДРОСТИ
Якутск
2010
Стр.5
УДК 37.032(=512.157)(081)
ББК 74.200(2Рос=Як)я44
У84
Редактор-составитель:
К.Е. Гагарина
Редакционная коллегия:
А.А.Пахомов, К.Е. Гагарина, К.Д. Дьячковский,
М.Н. Егоров, И.Г. Васильев
Рецензенты:
Н.И. Шарин, заслуженный учитель школ РФ,
Н.Д. Неустроев, д-р пед. наук, профессор,
А.Г.Новиков, д-р филос. наук, профессор,
К.Д.Дьячковский, канд. филос. наук, доцент
Уткин, Ксенофонт Дмитриевич.
У84 Сборник трудов : в 16 кн. / Ксенофонт Уткин ; М-во
науки и проф. обр. РС(Я). — Якутск : Бичик, 2004. —
Кн. 6.: Педагогика мудрости/ [ред.-сост. К. Е. Гагарина]. —
2010. - 352 с.
ISBN 978-5-7696-3202-0.
Агентство CIP НБР Саха
В книге статьи, доклады и размышления профессора К.Д.Уткина по
проблемам синтеза педагогической науки и народной мудрости по формированию
целостной личности.
УДК 37.032(=512.157)(081)
ББК 74.200(2Рос=Як)я44
© Уткин К.Д., 2010
ISBN 978-5-7696-3202-0
© Оформление. НКИ «Бичик» РС(Я), 2010
Стр.6
Посвящается Марку Николаевичу Егорову,
ученику и последователю
Автор
ПРЕДИСЛОВИЕ
Педагогикой не приходилось заниматься специально,
тем более профессионально. Только в
последние десятилетия поворот судьбы привел
меня в образовательную систему, притом
прямо в высшее звено. И вот, общаясь непосредственно
со студентами, профессорско-преподавательским
составом, начал размышлять о
проблемах уровня знаний студентов, качестве
их обучения. По общепринятой логике нередко
обращаем внимание на нынешнюю систему
школьного образования, на взаимоотношения
педагогического коллектива с родителями.
Помнятся опыт работы 30-летней давности
в составе родительских комитетов, музейная
практика по школьному краеведению. В
середине 80-х годов впервые начал разработку
системы образовательно-воспитательного процесса
с последовательной структурой начального,
среднего и старшего звеньев школьного
обучения.
Последний период моей деятельности органически
связан с подъемом и возрождением духовности
в обществе, возвратом к истокам
народной мудрости, а также поиском путей
сближения академической педагогики с укладом
жизни народа и системой семейного воспитания.
Естественно, вместе с коллегами и единомыш5
Стр.7
ленниками по различным аспектам этих проблем выступаем
на конференциях, семинарах, круглых столах. Встречи с энтузиастами,
творческими людьми дают подпитку для нового
витка размышлений. Результаты совместных усилий, личных
устремлений освещены в статьях, докладах по проблемам педагогических
инноваций. Меня интересуют как традиционные
системы воспитания человека, так и новые подходы современной
педагогики. Мне больше импонируют ищущие педагоги,
чувствующие динамику развития общества, подводные течения
современных процессов. Они зеркально отражают спектр
моих интересов в области мировоззренческих осмыслений, а
также контуры концептуальных видений, в частности, в
сфере саморазвития личности и общего обустройства жизни.
Конечно, идеи, исходящие из индивидуального опыта и размышления
о собственных мировоззренческих парадигмах, не
всегда совпадают с узаконенными принципами педагогической
практики, с позициями учителей. Но уверен в одном: заинтересованный
подход к моим педагогическим раздумьям даст
дополнительный импульс к новым размышлениям в совершенствовании
системы образовательных процессов. Хочется,
чтобы состоялся конструктивный диалог.
Автор
Стр.8