Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сборник трудов. Книга 5-я. Предфилософия олонхо: антитеза натурализма супранатурализму (290,00 руб.)

0   0
АвторыУткин Ксенофонт Дмитриевич
Издательство Бичик
Страниц282
ID279714
АннотацияВ монографии прослежены и исследованы морфологические структуры мировоззренческих систем триединой связки: мифологии, религии, предфилософии на примере обшетипических характеристик якутских олонхо и типологических сравнений с другими эпическими параллелями. Кроме того, включены ракурсы видений автора по мировоззренческим аспектам эпического наследия, разработанные в предыдущие годы.
ISBN978-5-7696-3253-2
УДК130.2:398.22
ББК82.3
Сборник трудов. Книга 5-я. Предфилософия олонхо: антитеза натурализма супранатурализму / К.Д. Уткин .— Якутск : Бичик, 2010 .— 282 с. — ISBN 978-5-7696-3253-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/279714 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

/КСЕНОФОНТ v4 --3 УТКИН > ЯКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙ МЕЦЕНАТСТВА И ЦЕНТР ДУХОВНОСТИ «ТУЛАЬА» КСЕНОФОНТ УТКИН СБОРНИК ТРУДОВ В 16 книгах Якутск 2010 9 U ЯКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙ МЕЦЕНАТСТВА И ЦЕНТР ДУХОВНОСТИ «ТУЛАЬА» КСЕНОФОНТ УТКИН СБОРНИК ТРУДОВ Книга 5-я ПРЕДФИЛОСОФИЯ ОЛОНХО: АНТИТЕЗА НАТУРАЛИЗМА СУПРАНАТУРАЛИЗМУ Федера. l-. <...> Агентство CIP НБР Саха В монографии прослежены и исследованы морфологические структуры мировоззренческих систем триединой связки: мифологии, религии, предфилософии на примере обшетипических характеристик якутских олонхо и типологических сравнений с другими эпическими параллелями. <...> ПРЕДФИЛОСОФИЯ ОЛОНХО ПРЕДИСЛОВИЕ Олонхо — духовный космос народа саха, его своеобразный космогонический мир. <...> Этот знаковый момент обуславливает успешное осуществление программы «Десятилетие олонхо», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штыровым от 29 декабря 2005 г. «О мерах по сохранению, изучению и распространению якутского героического олонхо». <...> ). Как утверждает Л.Н. Семенова, в олонхо разворачивается мифологическое пространство: вертикальное (Аал-Луук мае) и горизонтальное (центр — периферия), что выражает космогонический смысл мировосприятия (Л.Н. Семенова. <...> Целостный подход к обширному исследованию якутских сказаний в контексте сопоставления с типологическими параллелями других народов положительно может сказаться на степени осмысления эпического наследия народа саха. <...> В якутской эпической традиции к субстанциональным первоосновам можно отнести безличные понятия относительно воды, огня, земли, воздуха, пространства, времени, ума-разума, духа-души и т.д. вй-санаа (Ум-Разум), Кут-сур (Дух-Душа), Дьылда (Рок, Судьба), Кэм-кэрдии (Время, Движение), Сэт-сэлээн (Карма), Алгыс (Благословение), Сиэр-туом (Обряд), Ойуен (Месть), Кырыыс (Проклятье), Анда <...>
Сборник_трудов._Книга_5-я._Предфилософия_олонхо_антитеза_натурализма_супранатурализму.pdf
/КСЕНОФОНТ v4 --3 УТКИН >
Стр.1
Стр.2
ЯКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙ МЕЦЕНАТСТВА И ЦЕНТР ДУХОВНОСТИ «ТУЛАЬА» КСЕНОФОНТ УТКИН СБОРНИК ТРУДОВ В 16 книгах Якутск 2010
Стр.3
9 U ЯКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ МУЗЕЙ МЕЦЕНАТСТВА И ЦЕНТР ДУХОВНОСТИ «ТУЛАЬА» КСЕНОФОНТ УТКИН СБОРНИК ТРУДОВ Книга 5-я ПРЕДФИЛОСОФИЯ ОЛОНХО: АНТИТЕЗА НАТУРАЛИЗМА СУПРАНАТУРАЛИЗМУ Федера. l-. •. Ч в х 'Г - Т - - ~ учреждепие высшего npocj4. образования "Якутская государствам !,;ч Якутск 2010 X' сельскохозяйственная академия" 1;; • НАУЧНАЯ -&*• БИБЛИОТЕКА •■ ■ ■ ,.i
Стр.4
УДК 130.2:398.22(=512.157) ББК 82.3(2Рос=Як) У84 Редакционная коллегия К.Е. Гагарина, К. Д. Дьячковский, И. Г. Васильев, М.Н. Егоров Научный редактор К.Е. Гагарина, кандидат педагогических наук Рецензенты Л. Г. Новиков, д-р филос. наук, профессор К.Д. Дьячковский, канд. филос. наук, доцент Е.С. Сидоров, канд. филол. наук, доцент Уткин, Ксенофонт Дмитриевич. Сборник трудов : в 16 кн. / Ксенофонт Уткин ; Якут. гос. с.х. акад., Каф. яз. и культуры, Музей меценатства и центр духовности «ТулаЬа». — Якутск : Бичик, 2004 —. Кн. 5 : Предфилософия олонхо : антитеза натурализма супранатурализму [науч. ред. К. Е. Гагарина, к. п. н.]. — 2010. — 280 с. ISBN 978-5-7696-3253-2. Агентство CIP НБР Саха В монографии прослежены и исследованы морфологические структуры мировоззренческих систем триединой связки: мифологии, религии, предфилософии на примере обшетипических характеристик якутских олонхо и типологических сравнений с другими эпическими параллелями. Кроме того, включены ракурсы видений автора по мировоззренческим аспектам эпического наследи^разработанные в предыдущие годы. * УДК 130.2:398.22(=512.157) ББК 82.3(2Рос=Як) © Уткин К.Д., 2010 ISBN 978-5-7696-3253-2 © Оформление. НКИ «Бичик» РС(Я), 2010
Стр.5
I часть. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ОЛОНХО ПРЕДИСЛОВИЕ Олонхо — духовный космос народа саха, его своеобразный космогонический мир. Само Время, Пространство отшлифовали системную целостность, художественное совершенство эпического творения. У многих народов мира памятники устной народной поэзии сохранились как реликты культурно-исторического наследия. В цивилизованной среде сказительство не может и не могло существовать как животворное явление. Нет среды — нет и самого создания. Если рассмотреть в контексте мирового эпосотворчества, то у народов Сибири вплоть до начала и даже до середины XX века фиксировались единичные сведения бытования тюркоязычных и монголоязычных сказаний. По замечаниям фольклористов-собирателей, в конце XIX—начале XX веков в каждом улусе Якутии были свои олонхосуты, профессионально практикующие исполнители, количество которых иногда достигало 80 — 90. Даже в 40 — 50-е годы прошлого столетия в сельских глубинках звучали голоса-речитативы, протяжное пениетойук местных олонхосутов на тему борьбы и противоборства фольклорно-эпических героев. После довольно большого промежутка времени нынче возрождается интерес общества к эпосотворчеству на новом витке духовного подъема. Естественно, через преломление и переосмысление современных носителей социокультурного процесса. Заново воссоздается среда, на фоне которой осуществляется трансляция духа и опыта эпического творчества. Вместе с тем делаются пробные шаги по освоению духовного наследия предков. Отрадно то, что повсеместно начат создаваться очаги детского исполнительства, ряд лет проводятся конкурсы, смотры, фестивали по устнопоэтическому жанру олонхо. По крайней мере создается впечатление, что дух и душа олонхо окончательно не покинули свой родовой материк. В народе созревает сознание причастности, гордости великим созданием своих предков, повышается интерес к сохранению национального достояния, предмета особой гордости. Провозглашение ЮНЕСКО якутского эпоса олонхо шедевром 5
Стр.6
устного и нематериального наследия человечества (25ноября 2005г.) является актом особого исторического значения. Якутская духовная культура получила общемировое признание и законно вошла в сокровищницу общечеловеческих национально-культурных достижений. Этот знаковый момент обуславливает успешное осуществление программы «Десятилетие олонхо», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штыровым от 29 декабря 2005 г. «О мерах по сохранению, изучению и распространению якутского героического олонхо». Начинается новая полоса углубленного изучения, целостного исследования свода эпических памятников народного творчества. Подключаются смежные отрасли гуманитарных наук, начиная от собственной фольклористики, заканчивая прикладными, теоретическими направлениями философии. Это и есть обнадеживающая, дальновидная перспектива как с точки зрения национально-культурной заинтересованности якутского самосознания, так и с точки зрения сохранности культурного разнообразия народов мира. В Республике Саха (Якутия) на научном, социокультурном и организационном уровнях идет целенаправленная работа по реализации республиканской программы «Десятилетие олонхо», в рамках которой работают общественная ассоциация и отдельные энтузиасты воссоздания духовных ценностей традиционной культуры. По инициативе профессора А. Г. Новикова в дни празднования 50-летия высшего образования в Республике Саха (Якутия) 30 марта 2007г. была проведена межвузовская научно-практическая конференция на базе Якутской государственной сельскохозяйственной академии. В программе были обозначены тематические доклады А.И. Павловой, проректора по НИР ЯГСХА «Олонхо — главное достояние народа саха», А.Н. Петровой, проректора по УР ЯГСХА «Олонхо в образовательном процессе», А.Г. Новикова «Современное осмысление эпоса олонхо», К.Д. Уткина «Сохранятся ли сюжетные каноны олонхо у современных импровизаторов?», В. В. Илларионова «Эволюция олонхо: вчера и сегодня», П.З. Тобукова «Философская картина мира олонхо», К.Д. Дьячковского «Этносемиотика олонхо», В. В. Винокурова «Возможен ли канонический текст олонхо?» и другие. Из современных якутских философов постоянно возвращается к углубленному осмыслению эпоса олонхо профессор А.Г. Новиков. Некоторые ракурсы его философских видений, рациональнологических рассуждений включены в последнюю подтему настоящего исследования. Помимо ученых-философов, проблемами изучения мощного духовно-словесного пласта олонхо занимаются эпосоведы, религиоведы, филологи, культурологи, педагоги и те, 6
Стр.7
кто проявляет живейший интерес к истокам народной мудрости, богатым родникам поэтического наследия. Среди работ современных исследователей традиционной культуры народа саха по этнографии, религии и фольклору особенно выделяются труды А.И. Гоголева и Р.И. Брав иной. Хотелось бы привести цитату из монографии Р.И. Бравиной «Концепция жизни и смерти в культуре этноса»: «...человек традиционного общества осознавал себя как часть Вселенной и потому ему было свойственно внутреннее ощущение своей связи со всем миром природы. Сущность человеческая изначально соединена с природой плотью своей (ср. салгын кут, буор кут). Сам человек — микрокосм, вписывающийся в совершенный порядок мира и отражающий его в себе. Отсюда проистекает сознание своей включенности в судьбы мироздания и необходимости согласовывать свои действия с законами природы» (Р.И. Бравина. Концепция жизни и смерти в культуре этноса. — Новосибирск, 2005. — С. 31.). Как утверждает Л.Н. Семенова, в олонхо разворачивается мифологическое пространство: вертикальное (Аал-Луук мае) и горизонтальное (центр — периферия), что выражает космогонический смысл мировосприятия (Л.Н. Семенова. Эпический мир олонхо. — СПб., 2006. — С. 220). Все это наталкивает на синтез более углубленного постижения пластов олонхо и выверенных обобщений по определению роли его в культурно-исторической трансляции духовных ценностей народа саха, а также по прослеживанию диалектики миросозерцания предков до уровня умозрительных рассуждений и осмысленных истолкований. Автором в последние 10—15 лет написано, отчасти опубликовано ряд статей по отдельным аспектам мифологии, религиозных верований коренных народов Якутии, в том числе и народа саха. Однако они не могут претендовать на всю серьезность и полноту целенаправленного изучения. Задуманный замысел философского осмысления олонхо имеет право на существование только в спектре авторских видений. Следовательно, допускается любая интерпретация религиознофилософских мировоззрений по прояснению сути и системы якутского эпического наследия.
Стр.8