ЗАСЫПКИН НЕПОЛНЫЕ И ОДНОСОСТАВНЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РОМАНСКИХ ЯЗЫКАХ: ДИАЛОГ. <...> Ясперс «Смысл и назначение истории») Проблемы существования, функционирования и лингвистический статус различных в лексико-грамматическом отношении неполных и односоставных предложений издавна привлекает внимание лингвистов. <...> В романской лингвистической традиции неполные и односоставные предложения изучались в основном на материале французского языка (Васильева 24, 26; Илия 71; Васильева, Пицкова 30; Веденина 36, 35; Гаврилова 43; Дебренн 55; Епифанцева 57; Остринская 99; Пинаева 109; Boer 158; Grevisse 185). <...> В частности, грамматическая организация неполных и односоставных вопросительных предложений и способы реализации последними вопросительной установки не стали ещё предметом специального исследования. <...> К тому же такого рода вопросительные построения почти не изучались в рамках диалогической речи. <...> 5 Г Л А В А 1 ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РОМАНСКИХ ЯЗЫКАХ КАК ОБЪЕКТ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В настоящей главе дается критический анализ теоретических исследований, посвященных общим вопросам и проблемам изучения вопросительных предложений и вопросительности в лингвистке и логике. <...> Диалог и вопросительное предложение в процессе познания: логические и лингвистические основания исследования Общеизвестно, что основой речи или речевой деятельности является диалог, поэтому «вопрос» или вопросительное предложение должны рассматриваться неразрывно, а именно как основа диалогической речи. <...> В другой книге, «Французская диалогическая речь (вопросительное предложение)», автор Голубева-Монаткина Н.И. утверждает, что вопросительные предложения являются основой диалогической речи, и что, следовательно, могут считаться и основой разговорной речи. <...> А.Д. Гетманова в своем учебнике по логике рассматривает вопросительные предложения как форму выражения проблемы, утверждая, что вопрос формулируется в вопросительном <...>
Неполные_и_односоставные_вопросительные_предложения_в_романских_языках_диалог._Типология._Функции..pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
В.П. ЗАСЫПКИН
НЕПОЛНЫЕ И ОДНОСОСТАВНЫЕ
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В РОМАНСКИХ ЯЗЫКАХ:
ДИАЛОГ. ТИПОЛОГИЯ. ФУНКЦИИ
Сургут
2004
Стр.1
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
« ... человек осознает бытие в целом,
самого себя и свои границы.
Перед ним открывается ужас мира
и собственная беспомощность.
Стоя над пропастью,
он ставит радикальные вопросы,
требует освобождения и спасения».
(К. Ясперс «Смысл и назначение истории»)
Проблемы существования, функционирования и лингвистический
статус различных в лексико-грамматическом отношении
неполных и односоставных предложений издавна привлекает
внимание лингвистов. Наиболее глубоко эти вопросы разработаны
в трудах славистов на материале русского языка (Беренштейн
6; Божок 10; Бырдина 17; Вардуль 19; Гордиевская 50;
Игнатченко 69; Лекант 82; Пешковский 108; Попова 112; Грамматика
118; Шапиро 138). В романской лингвистической традиции
неполные и односоставные предложения изучались в основном
на материале французского языка (Васильева 24, 26;
Илия 71; Васильева, Пицкова 30; Веденина 36, 35; Гаврилова 43;
Дебренн 55; Епифанцева 57; Остринская 99; Пинаева 109; Boer
158; Grevisse 185). На материале испанского языка данный вопрос
не исследован в достаточной степени, хотя и существуют
работы, посвященные номинативным предложениям (Майнова
87; Мунгалова 92; Грамматика 127) и проблемам эллипсиса
(Vigara 217; Cárdenas 159; Flórez 187; Kovacci 194). В некоторых
исследованиях, выполненных на материале испанского языка,
вопросы, касающиеся неполных или односоставных предложений,
освещаются в связи с другими, смежными, проблемами
(Васильева-Шведе 32). Вместе с тем в перечисленных выше исследованиях
недостаточно полно освещен вопрос о различных
Стр.2
4
коммуникативных типах неполных и односоставных предложений
(повествовательных, вопросительных, побудительных). В частности,
грамматическая организация неполных и односоставных вопросительных
предложений и способы реализации последними вопросительной
установки не стали ещё предметом специального исследования.
К тому же такого рода вопросительные построения
почти не изучались в рамках диалогической речи.
В настоящем исследовании ставится несколько взаимосвязанных
проблем:
во-первых, сопоставительное изучение вопросительных
типов неполных и односоставных предложений в двух романских
языках;
во-вторых, выявление особенностей лексико-грамматической
организации тех и других предложений, позволяющее
разграничить их в рамках диалога в двух родственных язы
ках;
в-третьих, определение коммуникативных особенностей
указанных типов вопросительных предложений.
В исследовании использовались различные методы анализа,
что вызвано спецификой предмета исследования и сложностью
рассматриваемого объекта. В частности, использовались: дескритивный
метод, сопоставительный и структурно-семантический,
приемы системного анализа и трансформаций. Единой основой сопоставления
являются: общие принципы выделения лексикограмматических
типов и синтаксических способов построения вопросительных
предложений в диалоге, а также единые принципы
коммуникативного и функционального анализа изучаемых синтаксических
единиц и их составляющих.
В монографии делается акцент на характерологическом аспекте
типологического описания близкородственных языков. Основой
характерологического описания признаются специфические
особенности двух романских языков на синтаксическом уровне в
системе вопросительных предложений. Приемущество характерологического
подхода в типологическом описании близкородственных
языков очевидно, так как он позволяет выявить их существенные
типологические характеристики (тип в языке) на фоне значительного
системного сходства.
Стр.3