ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА Великие Луки, 2013 УДК 378 ББК 65.01 я73 Бескровная В.А., Шитова Л.Ш. <...> Экономико-правовое обеспечение социально-культурного сервиса: учебное пособие для студентов направления «Сервис». <...> Изучение дисциплины способствует повышению уровня экономической и правовой культуры студентов, формируя профессиональные компетенции в сфере социально-культурного сервиса, предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Сервис» и специальности «Социально-культурный сервис и туризм». <...> 65 5.3 Формы осуществления деятельности транспортных организаций, выступающих в роли перевозчиков . <...> 86 7.2 Договор возмездного оказания услуг и его разновидности . <...> Цель данного учебного пособия – изложить в краткой и доступной форме основное содержание дисциплин и способствовать усвоению студентами компетенций в сфере экономико-правового обеспечения социально-культурной деятельности. <...> Другие авторы подходят к определению с акцентом на экономическое различие услуги и товара: «сфера услуг – это система видов деятельности, которая, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, оказывает сервисные услуги, потребительная стоимость которых сводится к процессу предоставления услуг. <...> Сфера услуг как объект исследования и управления: Препринт. <...> Классификатор включает следующие группы: 01 – бытовые услуги; 02 – услуги пассажирского транспорта; 03 – услуги связи; 04 – жилищно-коммунальные услуги; 05 – услуги учреждений культуры; 06 – туристские и экскурсионные услуги; 07 – услуги физической культуры и спорта; 08 – медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги; 09 – услуги правового характера; 10 – услуги банков; 11 – услуги в системе образования; 12 – услуги торговли и общественного питания, услуги рынков; 80 – прочие услуги населению. <...> Туристская и сервисная деятельность - прежде всего деятельность экономическая, поэтому необходимо <...>
Экономико-правовое_обеспечение_социально-культурного_сервиса_.pdf
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Бескровная В.А.,
Шитова Л.Ш.
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОГО
СЕРВИСА
Великие Луки, 2013
Стр.1
УДК 378
ББК 65.01 я73
Бескровная В.А., Шитова Л.Ш.
Экономико-правовое обеспечение социально-культурного сервиса: учебное пособие
для студентов направления «Сервис». - Великие Луки, 2013. – 152с.
Рецензенты: Е.В. Семенова, д.э.н., профессор
Е.В. Лягина, советник юстиции
Рекомендовано к изданию Ученым советом ФГБОУ ВПО «ВЛГАФК» от 8 октября 2013г.
протокол № 2
Учебное пособие написано в соответствии с учебным планом обучения направления
«Сервис». Изучение дисциплины способствует повышению уровня экономической и
правовой культуры студентов, формируя профессиональные компетенции в сфере
социально-культурного сервиса, предназначено для студентов, обучающихся по
направлению «Сервис» и специальности «Социально-культурный сервис и туризм».
Предназначено для преподавателей и студентов сервисных направлений
подготовки и специальностей.
ФГБОУ ВПО «ВЛГАФК», 2013
3
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................ 6
1 ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКЕ .................................................................................................................................... 7
1.1 Услуги как вид экономической деятельности: содержание, состав и структура .............. 7
1.2 Сфера услуг в рыночной экономике .................................................................................... 13
Список литературы ...................................................................................................................... 20
Вопросы и задания для самостоятельной работы .................................................................... 20
2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В
СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА .................................................................. 22
2.1 Правовые акты, регулирующие отношения по оказанию услуг в целом ........................ 22
2.2 Правовые акты, регулирующие
отношения по оказанию отдельных видов услуг26
Список литературы ...................................................................................................................... 37
Вопросы и задания для самостоятельной работы .................................................................... 40
3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СФЕРЕ СЕРВИСА ........................................................................................................................... 41
3.1 Образование юридического лица ......................................................................................... 41
3.2 Прекращение деятельности юридических лиц ................................................................... 45
3.3 Хозяйственные товарищества и общества .......................................................................... 46
3.4 Предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица ..... 50
Список литературы ...................................................................................................................... 51
Вопросы и задания для самостоятельной работы .................................................................... 51
4 ФИНАНСЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ .......................................................... 52
4.1 Категория «финансы организации сферы услуг» ............................................................... 52
4.2 Особенности финансов организаций сферы услуг ............................................................. 53
4.3 Финансы в кругообороте основных и оборотных средств организаций сферы услуг ... 54
4.4 Распределение и использование прибыли организаций .................................................... 55
Список литературы ...................................................................................................................... 58
Вопросы и задания для самостоятельной работы .................................................................... 58
5 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕКОТОРЫХ СФЕРАХ
СЕРВИСА ......................................................................................................................................... 60
5.1 Государственная регистрация туристского предприятия .................................................. 60
5.2 Организация и управление гостиничной деятельностью .................................................. 65
5.3 Формы осуществления деятельности транспортных организаций, выступающих в роли
перевозчиков ................................................................................................................................ 68
5.4 Создание музеев в Российской Федерации ......................................................................... 71
5.5 Правовой статус театра ........................................................................................................ 72
Список литературы ...................................................................................................................... 73
Вопросы и задания для самостоятельной работы .................................................................... 74
6 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СЕРВИСНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ ........................................................................................................................... 75
6.1 Информационное обеспечение управления организациями сферы услуг ....................... 75
4
Стр.3
6.2 Информационная функция бухгалтерского учета и его место в управлении
организацией ................................................................................................................................ 77
6.3 Организация планирования в сфере услуг .......................................................................... 78
6.4 Бюджетирование в организациях сервиса .......................................................................... 80
Список литературы ...................................................................................................................... 84
Вопросы и задания для самостоятельной работы .................................................................... 84
7 ДОГОВОР - ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В СФЕРЕ УСЛУГ ..... 86
7.1 Общая характеристика обязательств по оказанию услуг .................................................. 86
7.2 Договор возмездного оказания услуг и его разновидности .............................................. 87
7.3 Иные договоры в сфере оказания услуг ............................................................................ 102
Список литературы ................................................................ Ошибка! Закладка не определена.
Вопросы и задания для самостоятельной работы .................................................................. 105
8 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ СЕРВИСА .................................. 107
8.1 Анализ имущественного состояния организации и структура финансирования .......... 107
8.2 Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности организации....................... 123
8.3 Анализ финансовых результатов деятельности организации ......................................... 140
Список литературы .................................................................................................................... 145
Вопросы и задания для самостоятельной работы .................................................................. 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................. 147
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ........................................................................................................ 148
5
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для
направления подготовки «Сервис». При этом мы ориентировались на такие дисциплины как
«Экономика социально-культурной деятельности», «Правовое регулирование в социальнокультурном
сервисе», «Экономический анализ сферы услуг».
Цель данного учебного пособия – изложить в краткой и доступной форме основное
содержание дисциплин и способствовать усвоению студентами компетенций в сфере
экономико-правового обеспечения социально-культурной деятельности. Учебное пособие
подготовлено в соответствии с учебными программами дисциплин и охватывает основной
круг вопросов, изучаемых студентами. Логика построения пособия предполагает
последовательное изучение основополагающих тем курса. Часть положений представляет
собой авторское видение проблематики.
Система построения данного пособия и основной его материал апробированы авторами
в процессе чтения соответствующих дисциплин студентам. Наряду с общепризнанными
разделами в пособии рассматриваются учетные и аналитические особенности и отраслевые
характеристики сервисных организаций. Подобный подход позволяет комплексно и полно
рассмотреть и взаимоувязать концептуальные положения курса, что обеспечивает
эффективное познание студентами дисциплины.
В изложении материала значительное внимание уделено характеристике социальноэкономических
категорий и понятийного аппарата сервисной деятельности. Рассмотрение
теоретических аспектов сопровождается примерами и практическими рекомендациями.
Приводятся вопросы и задания, позволяющие студентам применить полученные знания на
практике.
Учебное пособие состоит из введения, восьми разделов, заключения, справочнобиблиографического
аппарата. Каждый раздел пособия сопровождается вопросами и
заданиями для самостоятельной работы и самоконтроля студентов, а также списком
основных и дополнительных источников литературы.
6
Стр.5