Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского»
Кафедра социально-гуманитарных и психолого-педагогических
дисциплин
МИР КУЛЬТУРЫ
Сборник материалов и научных статей
международной научно-практической конференции
аспирантов, студентов и молодых ученых
ЧЕЛЯБИНСК 2011
Стр.1
УДК 008
ББК 71
М 63
Мир культуры: сб. мат-лов и науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. аспирантов,
студентов и молодых ученых / гл. ред. И.В. Безгинова. – Челябинск:
ЮУрГИИ, 2011. – 143 с.
Данный сборник представляет материалы и научные статьи, посвященные различным
аспектам теории, философии и истории мировой и отечественной культуры.
Авторами являются молодые ученые Минска, Могилева, Новосибирска,
Норильска, Оренбурга, Орла, Перми, Санкт-Петербурга, Челябинска, представляющие
крупные средние специальные и высшие учебные заведения России и
Белоруссии. Сборник адресован специалистам-гуманитариям, а также всем, интересующимся
проблемами современной культуры.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Главный редактор:
И.В. Безгинова,
проректор по науч. работе и международному сотрудничеству ЮУрГИИ
им. П.И. Чайковского, канд. культурологии, доцент
Научный консультант:
Н.П. Парфентьев,
зав. кафедрой искусствоведения и культурологии ЮУрГУ,
д-р искусствоведения, д-р ист. наук, профессор
Редколлегия:
И.Г. Дымова, канд. пед. наук, доцент
Г.Ю. Квятковский, канд. социол. наук, доцент
Н.В. Растворова, канд. искусствоведения, доцент
Составитель:
Я.Т. Жакупова, канд. психол. наук, доцент
ISBN 978-5- 94934- 026- 4
© Южно-Уральский
государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского, 2011
2
Стр.2
От редактора-составителя
Мир явлений культуры полифонически сложен, многообразен и
неоднороден. В его пространстве вступают в символическое взаимодействие
и коррелируют самые различные феномены, отражающие
социальный,
личностный,
эстетический,
религиознофилософский
и пр. опыт человека. Отнюдь не случайно культура как
«вторая природа» служит центральным объектом современных гуманитарных
исследований. Не составляют исключение и работы молодых
ученых, обращающихся к данной проблематике. Социокультурные
реалии современности и исторические судьбы наций и индивидов,
теоретические аспекты герменевтики и интерпретации
культурных явлений, «вечные» вопросы человеческого духа, феноменология
художественного творчества – вот неполный перечень тех
проблем, которые вызывают пристальный интерес у начинающих
исследователей. Справедливость данного суждения подтверждают
материалы настоящего сборника, охватывающего самый широкий
круг культурологических изысканий.
В структуре сборника выделяются три содержательных раздела:
«Художественная культура: творчество – творец – произведение»,
«Социальное бытие культуры: общность – индивид», «Личность
в культуре: жизнь – творчество – судьба». Преобладание работ
по данным направлениям свидетельствует о том, что важнейшими
векторами современной гуманитарной мысли являются онтология
современного социума, ценностный мир личности в культуре,
культурфилософия художественного творчества. Подобная логика
прослеживается в большинстве публикуемых материалов.
Наиболее полно представлены исследования, посвященные различным
аспектам художественной культуры. Общие вопросы интерпретации,
теории креативности и инвенторства рассматриваются
в работах Н.О. Булатовой, П.Г.Сергиенко (ЮУрГИИ, г. Челябинск) и
Т.С.Смирновой (БГАМ, г. Минск). Анализ взаимодействий искусства
и философии на примере изобразительных и литературных текстов
осуществляется в статьях К.Е. Рожковой (ЧГАКИ, г.Челябинск) и
М.А. Харитоновой (СПбГУ, г. Санкт-Петербург). Феномену синестезии
посвящена работа Е.Л. Антонова (ЧХУ, г.Челябинск). Эстетическая
природа музыкальных, литературных и изобразительных
текстов – объект изучения Ж.О. Никифоровой (ОГИИ, г. Оренбург),
Ю.Р. Зангировой (ЧКК, г. Челябинск) и А.П.Киселевой (ЧХУ, г. Челя3
Стр.3
бинск). Особое внимание молодых ученых вызывает художественная
культура ХХ столетия и современности, явления постмодерна. К
таким материалам можно отнести статьи О.В. Городчаниной
(ОГИИК, г. Орел), А.И. Желнина (ПГУ, г. Пермь), О.М. Коробейниковой
(ЮУрГУ, г. Челябинск), Н.А. Широковой (СПбГУКИ, г. СанктПетербург).
Традиции регионального народного искусства исследуются
в работе Н.В. Безгодовой (ЮУрГУ, г. Челябинск).
В области социокультурных исследований, представленных в
сборнике, выделяются несколько проблемных направлений: социальная
стратификация и модернизация современного общества, историческое
бытование праздничного пространства. Статус личности
в контексте актуальной культуры рассматривают Т.В. Иовлева
(ЧГАКИ, г. Челябинск) и А.Р. Ильясова (ОГИИ, г. Оренбург). Материалы
А.Т. Агамалян и Ю.В. Кокониной (ОГИИ, г. Оренбург) посвящены
изучению вопросов информатизации российского общества.
Архаические и современные реалии обрядовой и праздничной (фестивальной)
культуры отражены в статьях Н.А. Лысовой (ЧГАКИ,
г.Челябинск) и Е.А. Широковой (СПбГУКИ, г. Санкт-Петербург). Региональные
аспекты социологии искусства исследуются И.А. Евсиковой
(ЧГАКИ, г. Челябинск).
В основе раздела «Личность в культуре: жизнь – творчество –
судьба» – материалы об индивидуальном пути Человека. Здесь представлены
своеобразные исследовательские эссе и редкие материалы
как о выдающихся деятелях, так и о мало известных, но достойных
пристального внимания творцах отечественной культуры. Так, в
статьях И.И. Банниковой (ОГИИК, г. Орел), С.Ю. Ваструковой
(НКИ, г. Норильск), Т.С. Федоровой (ОГИИК, г. Орел) в центре исследования
– противоречивые и парадоксальные образы
А.В.Вертинского и С.С. Прокофьева. Работы В.К. Биче-оола (УрГУФК,
г. Челябинск), О.В. Волоховой (БГАМ, г. Могилев),
В.В.Климовой (НГК, г. Новосибирск), Ю.В. Таранухи (БГАМ, г.Минск)
посвящены мастерам регионального изобразительного и музыкального
искусства.
Об универсализме культурологических проблем свидетельствует
и «география» статей молодых авторов. В работе Международной
научно-практической конференции аспирантов, студентов и молодых
ученых «Мир культуры» и создании сборника на ее основе приняли
участие представители Белорусской государственной академии
музыки (г. Минск, филиал – г. Могилев), Новосибирской государственной
4
Стр.4
консерватории им. М.И. Глинки (г. Новосибирск), Норильского колледжа
искусств (г. Норильск), Оренбургского государственного института
искусств им. Л. и М. Ростроповичей (г. Оренбург), Орловского
государственного института искусств и культуры
(г.Орел), Пермского государственного национального исследовательского
университета (г. Пермь), Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств (г.Санкт-Петербург),
Уральского государственного университета физической культуры,
Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинского
колледжа культуры, Челябинского художественного училища,
Южно-Уральского государственного института искусств им.
П.И. Чайковского, Южно-Уральского государственного университета
(г. Челябинск). Хочется надеяться, что в дальнейшем панорама участников
ежегодного проекта ЮУрГИИ будет лишь расширяться.
В завершение нельзя не констатировать: культурология – одна
из самых плодотворных и востребованных областей современной гуманитарной
науки. Это обусловлено интегративным характером
знания и методов, которыми оперирует исследователь в данной отрасли.
Потому кажется вполне закономерным естественный процесс
сближения культурологических и специальных (философских,
эстетических, искусствоведческих, музыковедческих и проч.) направлений
в актуальных исследованиях личности, социума, творчества.
Свидетельство этому – предлагаемый сборник.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора-составителя…………………………………… 3
Раздел 1. Художественная культура: творчество – творец
– произведение
Булатова Н.О. Проблема интерпретации в области гуманитарного
знания………………………………... 7
Сергиенко П.Г. Креативность и творческий процесс: мышление
современного композитора как проблема.………………………………………….
11
Смирнова Т.С.
Антонов Е.Л.
Рожкова К.Е.
Харитонова
М.А.
Киселева А.П.
Никифорова
Ж.О.
Категория инвенторства в композиторском
искусстве……………………………………... 16
Проблема синестезии в изобразительном искусстве………………………………………...
22
Взаимосвязь изобразительного искусства и
русской религиозной философии: историкофилософский
анализ………………................ 26
Содержательные параллели в произведениях
Байрона и Кьеркегора (к проблеме философской
интерпретации художественного
текста)……………………................................ 30
Роль трагических мотивов в изобразительном
искусстве………………………………... 36
Музыкальное измерение эстетических категорий………………………………………….
38
Зангирова Ю.Р. К вопросу об эстетической природе гоголевского
юмора……………………………… 42
140
Стр.140
Городчанина
О.В.
Желнин А.И.
С.П. Дягилев – С.С. Прокофьев: театральные
параллели………………………………... 46
Искусство как индикатор бездуховности
общества……………………………………… 53
Широкова Н.А. Постмодернистский эксперимент в современном
джазовом искусстве: теория и
практика……………………………………… 57
Коробейникова
О.М.
Тенденции постмодернизма в творчестве
уральских художников……………………… 63
Безгодова Н.В. Орнаментальные формы и композиции тканых
изделий традиционного искусства
Южного Урала второй половины XIX – начала
ХХ вв.: функции и семантика…………. 67
Раздел 2. Социальное бытие культуры: общность –
индивид
Лысова Н.А
Архаические мифологические образы как
детерминанта гендерных традиций праздничной
культуры…………………………….. 73
Широкова Е.А. Идея культурного диалога в современном
музыкальном творчестве: фестиваль и сообщение……………………………………….
77
Иовлева Т.В.
Ильясова А.Р.
Агамалян А.
Разнообразие социокультурных ситуаций
популярности личности……………………... 83
Социальный статус российского учителя в
контексте современной культурой трансформации……………………………………..
85
Электронные библиотеки как социокультурный
феномен современности…………… 88
141
Стр.141
Коконина Ю.В. Информационное общество и модернизация
деятельности библиотечного учреждения…………………………………………….
91
Евсикова И.А.
Музыкальная журналистика и музыкальное
училище г. Миасса: 1970-е гг………………. 94
Раздел 3. Личность в культуре: жизнь – творчество –
судьба
Ваструкова
С.Ю.
Образы на все времена: «Русский Пьеро»
Александр Вертинский……………………… 101
Федорова Т.С. С.С. Прокофьев: контрасты и парадоксы человека
и композитора……………………….. 106
Банникова И.И. С.С. Прокофьев и музыкальное образование
эпохи………………………………………….. 110
Тарануха Ю.В. «Я мечтою ловил уходящие тени»: о творчестве
Галины Гореловой…………………… 119
Биче-оол В.К. М.С. Турдагин как родоначальник профессионального
изобразительного искусства
нганасан……………………………………… 125
Климова В.В.
Волохова О.В.
Имя В.В. Борисовского в отечественной
альтовой культуре…………………………… 128
Народный артист Республики Беларусь
Л.Л.Иванов: путь в искусство………………. 130
Сведения об авторах……………………………………………… 135
142
Стр.142