ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Учебно-методическое пособие для вузов
2-е издание, исправленное и дополненное
Составители:
А.Л. Савченко,
Т.В. Морозова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
Общие замечания
Литературоведческая подготовка студентов-филологов включает в себя
выполнение курсовой работы, направленной на углубление аналитического
мышления и развития исследовательских навыков. Ее цель – научить методологии
литературоведческого анализа, выявить направленность научных
интересов студента и подготовить его к выполнению дипломной работы, а в
более широкой перспективе – к научной деятельности.
Курсовая работа предполагает грамотное, логически последовательное,
эмоционально и стилистически правильное изложение своих мыслей
на заданную тему, глубокое понимание и оценку литературного произведения
в его связи с общественными и культурными событиями в истории
народа и современностью, знание необходимых элементов теории литературы,
основных литературно-критических работ как отечественных, так и
зарубежных авторов.
Кафедра зарубежной литературы предлагает студентам ежегодно обновляемый
список тем для курсовых работ. Студент выбирает интересующую
его тему по иностранной литературе. В отдельных случаях по желанию
студента и с согласия научного руководителя может быть изменена
формулировка темы и для анализа выбрано произведение того или иного
писателя, не указанное в тематике.
Предлагаемые темы касаются отдельных вопросов историколитературного
процесса и предполагают углубленное и самостоятельное
их раскрытие в курсовой работе. Круг тем отражает разные направления и
аспекты литературоведческого исследования.
Часть тем направлена либо на идейно-художественный анализ одного
из произведений зарубежной литературы (например, «Идейнохудожественные
особенности повести О. де Бальзака “Гобсек”», «Поэма
А. фон Шамиссо “Ссыльные”»), либо на какую-нибудь проблемы внутри
художественного произведения (например, «Гротеск в романе К. Воннегута
“Завтрак для чемпионов”», «Особенности композиции романа Дж. Гарднера
“Осенний свет”») и т. д.
При этом в одном случае предметом внимания студента, пишущего
работу, оказывается, в первую очередь, социально-историческое содержание
произведения (например, «Сатирическое изображение американской
действительности в романе Ч. Диккенса “Мартин Чеззльвит”»), в другом –
своеобразие метода и творческой манеры художника (например, «Средства
психологического анализа в романе Ф. Стендаля “Красное и черное”» или
«Роль фантастики в повести Э.Т.А. Гофмана “Крошка Цахес”»).
Другая группа тем посвящена более широким вопросам. Студенту
предлагается исследовать не одно, а несколько произведений для сравнительного
анализа разных творческих индивидуальностей и разных способов
отражения действительности в художественном творчестве или рас3
Стр.3
К курсовой работе в обязательном порядке прилагается список литературы,
к которой обращался студент в процессе исследования.
Все части плана должны быть подчинены раскрытию темы, все положения
в работе должны быть подкреплены убедительными примерами
(выдержками из художественных произведений, высказываниями критиков,
писателей, ссылками на факты и определенные источники).
К сожалению, для многих курсовых работ являются характерными
следующие недостатки: набор общих мест, пересказ текста художественного
произведения вместо его анализа, произвольное сужение или расширение
темы, описание характера героя без объяснения художественных
приемов его изображения, неспособность рассмотреть тот или иной персонаж
в системе образов, забвение теоретико-литературоведческих понятий
и неумение подняться над критическими оценками, неспособность выразить
авторскую позицию и свое личностное отношение к произведению
(герою, явлению, событию и пр.) и определить его современное звучание,
лексическая бедность, однообразие синтаксических конструкций, ошибки
в словоупотреблении и построении предложений, несоответствие стиля
пишущего избранной теме, неправильное оформление работы и т. д.
Цель данного пособия – дать ряд практических советов по работе над
курсовым сочинением.
Принципы и порядок работы над курсовым сочинением
Курсовая, а также преддипломная и дипломная работы – это, по сути,
литературно-критические исследования, характеризующиеся постановкой
проблемы, разработкой выводов на основе глубокого анализа художественного
текста обширной критической литературы по изучаемому вопросу.
Задача студенческих исследовательских работ – обстоятельно рассмотреть
факты, события, явления и т. д., осветить их обобщающей мыслью
и на этой почве разработать значимый с точки зрения литературоведения
вопрос. В центре курсовой, преддипломной и дипломной работ всегда
находится актуальная идейная, нравственная и эстетическая проблема. В
этом виде исследования отдельное событие (произведение) рассматривается
как часть широкого явления, прослеживается связь, соединяющая понятийное
явление с социальными, нравственными и эстетическими проблемами
эпохи.
Выбрав тему, студент должен внимательно вчитаться в источники, анализу
которых будет посвящено его исследование, и представить себе направление
будущей работы, определив предмет изображения, способ изображения
(средства, приемы), целевую направленность. Нельзя изучать какое-либо литературное
явление, произвольно вырвав его из современного ему историколитературного
контекста. Поэтому прежде всего необходимо изучить весь
творческий путь писателя, историческую обстановку времени создания произ6
Стр.6
ведения и творчество писателей-современников. Без таких знаний невозможно
подлинно научное рассмотрение литературоведческой проблемы.
В литературно-критическом исследовании оценка произведения
строится на истолковании его как художественного целого, в единстве его
идей и образов, а сама деятельность писателя рассматривается в его отношении
к эпохе, обществу, литературной современности.
Литературно-критическое исследование сочетает в себе освещение
конкретных вопросов с теоретическими обобщениями. Основная мысль
или тезис в студенческой исследовательской работе должны последовательно
вытекать из приводимых автором курсового сочинения проанализированных
фактов, которые даются в их сущности и связях; логические
выводы, следовательно, должны быть очевидны и бесспорны.
Также не следует забывать, что автор работы должен прибегать не
только к анализу отдельных явлений (или фрагментов текста), но главным
образом к размышлениям, опираясь на всю совокупность фактов, относящихся
к рассматриваемому вопросу. Иначе говоря, факты служат отправной
точкой для развития авторской мысли, главной, стержневой идеи, аргументируют,
подкрепляют ее. Художественный материал служит почвой
для наблюдений и выводов. Анализ и обобщение – основополагающие моменты
в исследовательской работе.
Автор работы должен прежде всего учитывать особенности образного
мышления того или иного писателя. Только не предвзятый, объективный
подход к художнику, к миру его образов поможет верно оценить как
сильные, так и слабые стороны творчества писателя, его возможные противоречия,
поможет придать его образам и картинам широкое социальное
и эстетическое объяснение.
Для литературно-критического исследования, каковым и являются
курсовая, преддипломная и дипломная работы, конечно, особенно важно
умелое сочетание обобщения и выводов с мастерством литературного изложения,
ясностью и образностью языка, точностью словоупотребления,
не говоря уже о грамотности.
Работа над литературно-критическим исследованием – это, безусловно,
очень сложный и ответственный момент в жизни студента, когда особенно
важным становится стремление к самостоятельному творческому анализу
жизненных и литературных явлений, интерес к социальным, нравственным и
эстетическим проблемам, наконец, просто художественное чутье.
Одной из важнейших сторон процесса подготовки к работе над избранной
темой является повторение и уяснение основных литературоведческих
понятий и терминов, понимание единства формы и содержания литературного
произведения. Каждый элемент произведения (под элементами
произведения обычно подразумевают тему, проблему, художественный
образ, конфликт и т. п.) должен быть наполнен смысловым содержанием, а
каждый элемент формы (таковыми являются род литературы, жанр, ком7
Стр.7
позиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства) требует
знания наиболее употребительных терминов теории литературы.
Предлагаемый ниже краткий справочный материал поможет студенту
выбрать правильные ориентиры в работе над заданной темой.
Справочный материал
Тема – предмет, объект изображения в произведении.
Тематика – совокупность тем, т. е. явлений жизни, отраженных в
произведении. Тема непосредственно связана с идеей и проблемой. В широком
смысле тема – это все то, что писатель изображает.
Проблема – вопрос, требующий решения и соответствующего освещения.
Писатель, интерпретируя проблему, выражает свои суждения, свое
мнение. Проблемы могут быть по своему характеру общественными, политическими,
экономическими, эстетическими, этическими, педагогическими,
семейно-бытовыми, психологическими и др.; могут быть связаны с
взаимоотношениями человека и власти, человека и общества, человека и
природы и т. п. Крупное произведение, как правило, многотемно и многопроблемно.
Есть так называемые «вечные темы» и «вечные проблемы»,
например, жизнь и смерть, война и мир, любовь, ненависть, зависть, проблема
«отцов и детей», проблемы трагического, комического, прекрасного
в жизни и искусстве и т. п. Проблемы постоянно возникают в обществе,
они порождаются всем ходом общественного и исторического развития,
особенностями взаимоотношений людей.
Идея – главная мысль произведения, утверждение или отрицание определенных
принципов, взглядов, стремлений. Наряду с главными идеями
существуют в произведении и частные, второстепенные, дополняющие главные,
связанные с отдельными сюжетными ситуациями, отношениями героев
и пр. Идея раскрывается во всем богатстве содержания произведения.
В единстве с темой и идеей выступает пафос произведения.
Пафос – эмоциональное, художественное выражение идеи, которое
заключает в себе субъективно-оценочную позицию художника. Пафос
придает произведению искусства определенную этико-эмоциональную
окраску, объединяет все уровни и элементы содержания. Авторское переживание
идеи-чувства (т. е. пафоса) сообщает художественному произведению
особенную эмоциональную силу, выразительность (экспрессивность),
благодаря которой устанавливается духовный контакт с читателем
или зрителем. Пафос включает общее и частное, единство содержания и
формы. Пафос выступает в произведении и стилеобразующим фактором.
Конкретное выражение пафоса чаще всего проявляется через характеры.
Традиционно выделяют следующие виды пафоса: героический, патриотический,
революционный, трагический, драматический, сентиментальный,
романтический, сатирический, комический и некоторые другие.
8
Стр.8