Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Курсовая работа по зарубежной литературе (110,00 руб.)

0   0
АвторыСавченко Алла Леонидовна, Морозова Татьяна Вениаминовна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц29
ID278108
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 2 и 3 курсов дневного, 4 курса вечернего и 4 курса заочного отделения филологического факультета.
Курсовая работа по зарубежной литературе / А.Л. Савченко, Т.В. Морозова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 29 с. — 29 с. — URL: https://rucont.ru/efd/278108 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Учебно-методическое пособие для вузов 2-е издание, исправленное и дополненное Составители: <...> Т.В. Морозова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 24 декабря 2008 г., протокол № 4 Рецензент профессор кафедры теории литературы и фольклора В.М. Акаткин Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для студентов 2 и 3 курсов д/о, 4 курса в/о и 4 курса з/о филологического факультета. <...> 03.7 Общие замечания Литературоведческая подготовка студентов-филологов включает в себя выполнение курсовой работы, направленной на углубление аналитического мышления и развития исследовательских навыков. <...> Часть тем направлена либо на идейно-художественный анализ одного из произведений зарубежной литературы (например, «Идейнохудожественные особенности повести О. де Бальзака “Гобсек”», «Поэма <...> А. фон Шамиссо “Ссыльные”»), либо на какую-нибудь проблемы внутри художественного произведения (например, «Гротеск в романе К. <...> Воннегута “Завтрак для чемпионов”», «Особенности композиции романа Дж. <...> “Мартин Чеззльвит”»), в другом – своеобразие метода и творческой манеры художника (например, «Средства психологического анализа в романе Ф. Стендаля <...> Меринг о Г. Лессинге», «Д.Г. Байрон в оценке В.Г. Белинского», «О. де Бальзак – критик Ф. Стендаля <...> », «Р.П. Уоррен – критик», «Творчество Лопе де Вега в оценке русской и зарубежной критики» и др., помогают студенту глубже и внимательнее вдуматься в историю развития критической мысли, лучше понять своеобразие каждой конкретной эпохи, познакомиться с методологией <...>
Курсовая_работа_по_зарубежной_литературе.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Учебно-методическое пособие для вузов 2-е издание, исправленное и дополненное Составители: А.Л. Савченко, Т.В. Морозова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
Общие замечания Литературоведческая подготовка студентов-филологов включает в себя выполнение курсовой работы, направленной на углубление аналитического мышления и развития исследовательских навыков. Ее цель – научить методологии литературоведческого анализа, выявить направленность научных интересов студента и подготовить его к выполнению дипломной работы, а в более широкой перспективе – к научной деятельности. Курсовая работа предполагает грамотное, логически последовательное, эмоционально и стилистически правильное изложение своих мыслей на заданную тему, глубокое понимание и оценку литературного произведения в его связи с общественными и культурными событиями в истории народа и современностью, знание необходимых элементов теории литературы, основных литературно-критических работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Кафедра зарубежной литературы предлагает студентам ежегодно обновляемый список тем для курсовых работ. Студент выбирает интересующую его тему по иностранной литературе. В отдельных случаях по желанию студента и с согласия научного руководителя может быть изменена формулировка темы и для анализа выбрано произведение того или иного писателя, не указанное в тематике. Предлагаемые темы касаются отдельных вопросов историколитературного процесса и предполагают углубленное и самостоятельное их раскрытие в курсовой работе. Круг тем отражает разные направления и аспекты литературоведческого исследования. Часть тем направлена либо на идейно-художественный анализ одного из произведений зарубежной литературы (например, «Идейнохудожественные особенности повести О. де Бальзака “Гобсек”», «Поэма А. фон Шамиссо “Ссыльные”»), либо на какую-нибудь проблемы внутри художественного произведения (например, «Гротеск в романе К. Воннегута “Завтрак для чемпионов”», «Особенности композиции романа Дж. Гарднера “Осенний свет”») и т. д. При этом в одном случае предметом внимания студента, пишущего работу, оказывается, в первую очередь, социально-историческое содержание произведения (например, «Сатирическое изображение американской действительности в романе Ч. Диккенса “Мартин Чеззльвит”»), в другом – своеобразие метода и творческой манеры художника (например, «Средства психологического анализа в романе Ф. Стендаля “Красное и черное”» или «Роль фантастики в повести Э.Т.А. Гофмана “Крошка Цахес”»). Другая группа тем посвящена более широким вопросам. Студенту предлагается исследовать не одно, а несколько произведений для сравнительного анализа разных творческих индивидуальностей и разных способов отражения действительности в художественном творчестве или рас3
Стр.3
К курсовой работе в обязательном порядке прилагается список литературы, к которой обращался студент в процессе исследования. Все части плана должны быть подчинены раскрытию темы, все положения в работе должны быть подкреплены убедительными примерами (выдержками из художественных произведений, высказываниями критиков, писателей, ссылками на факты и определенные источники). К сожалению, для многих курсовых работ являются характерными следующие недостатки: набор общих мест, пересказ текста художественного произведения вместо его анализа, произвольное сужение или расширение темы, описание характера героя без объяснения художественных приемов его изображения, неспособность рассмотреть тот или иной персонаж в системе образов, забвение теоретико-литературоведческих понятий и неумение подняться над критическими оценками, неспособность выразить авторскую позицию и свое личностное отношение к произведению (герою, явлению, событию и пр.) и определить его современное звучание, лексическая бедность, однообразие синтаксических конструкций, ошибки в словоупотреблении и построении предложений, несоответствие стиля пишущего избранной теме, неправильное оформление работы и т. д. Цель данного пособия – дать ряд практических советов по работе над курсовым сочинением. Принципы и порядок работы над курсовым сочинением Курсовая, а также преддипломная и дипломная работы – это, по сути, литературно-критические исследования, характеризующиеся постановкой проблемы, разработкой выводов на основе глубокого анализа художественного текста обширной критической литературы по изучаемому вопросу. Задача студенческих исследовательских работ – обстоятельно рассмотреть факты, события, явления и т. д., осветить их обобщающей мыслью и на этой почве разработать значимый с точки зрения литературоведения вопрос. В центре курсовой, преддипломной и дипломной работ всегда находится актуальная идейная, нравственная и эстетическая проблема. В этом виде исследования отдельное событие (произведение) рассматривается как часть широкого явления, прослеживается связь, соединяющая понятийное явление с социальными, нравственными и эстетическими проблемами эпохи. Выбрав тему, студент должен внимательно вчитаться в источники, анализу которых будет посвящено его исследование, и представить себе направление будущей работы, определив предмет изображения, способ изображения (средства, приемы), целевую направленность. Нельзя изучать какое-либо литературное явление, произвольно вырвав его из современного ему историколитературного контекста. Поэтому прежде всего необходимо изучить весь творческий путь писателя, историческую обстановку времени создания произ6
Стр.6
ведения и творчество писателей-современников. Без таких знаний невозможно подлинно научное рассмотрение литературоведческой проблемы. В литературно-критическом исследовании оценка произведения строится на истолковании его как художественного целого, в единстве его идей и образов, а сама деятельность писателя рассматривается в его отношении к эпохе, обществу, литературной современности. Литературно-критическое исследование сочетает в себе освещение конкретных вопросов с теоретическими обобщениями. Основная мысль или тезис в студенческой исследовательской работе должны последовательно вытекать из приводимых автором курсового сочинения проанализированных фактов, которые даются в их сущности и связях; логические выводы, следовательно, должны быть очевидны и бесспорны. Также не следует забывать, что автор работы должен прибегать не только к анализу отдельных явлений (или фрагментов текста), но главным образом к размышлениям, опираясь на всю совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. Иначе говоря, факты служат отправной точкой для развития авторской мысли, главной, стержневой идеи, аргументируют, подкрепляют ее. Художественный материал служит почвой для наблюдений и выводов. Анализ и обобщение – основополагающие моменты в исследовательской работе. Автор работы должен прежде всего учитывать особенности образного мышления того или иного писателя. Только не предвзятый, объективный подход к художнику, к миру его образов поможет верно оценить как сильные, так и слабые стороны творчества писателя, его возможные противоречия, поможет придать его образам и картинам широкое социальное и эстетическое объяснение. Для литературно-критического исследования, каковым и являются курсовая, преддипломная и дипломная работы, конечно, особенно важно умелое сочетание обобщения и выводов с мастерством литературного изложения, ясностью и образностью языка, точностью словоупотребления, не говоря уже о грамотности. Работа над литературно-критическим исследованием – это, безусловно, очень сложный и ответственный момент в жизни студента, когда особенно важным становится стремление к самостоятельному творческому анализу жизненных и литературных явлений, интерес к социальным, нравственным и эстетическим проблемам, наконец, просто художественное чутье. Одной из важнейших сторон процесса подготовки к работе над избранной темой является повторение и уяснение основных литературоведческих понятий и терминов, понимание единства формы и содержания литературного произведения. Каждый элемент произведения (под элементами произведения обычно подразумевают тему, проблему, художественный образ, конфликт и т. п.) должен быть наполнен смысловым содержанием, а каждый элемент формы (таковыми являются род литературы, жанр, ком7
Стр.7
позиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства) требует знания наиболее употребительных терминов теории литературы. Предлагаемый ниже краткий справочный материал поможет студенту выбрать правильные ориентиры в работе над заданной темой. Справочный материал Тема – предмет, объект изображения в произведении. Тематика – совокупность тем, т. е. явлений жизни, отраженных в произведении. Тема непосредственно связана с идеей и проблемой. В широком смысле тема – это все то, что писатель изображает. Проблема – вопрос, требующий решения и соответствующего освещения. Писатель, интерпретируя проблему, выражает свои суждения, свое мнение. Проблемы могут быть по своему характеру общественными, политическими, экономическими, эстетическими, этическими, педагогическими, семейно-бытовыми, психологическими и др.; могут быть связаны с взаимоотношениями человека и власти, человека и общества, человека и природы и т. п. Крупное произведение, как правило, многотемно и многопроблемно. Есть так называемые «вечные темы» и «вечные проблемы», например, жизнь и смерть, война и мир, любовь, ненависть, зависть, проблема «отцов и детей», проблемы трагического, комического, прекрасного в жизни и искусстве и т. п. Проблемы постоянно возникают в обществе, они порождаются всем ходом общественного и исторического развития, особенностями взаимоотношений людей. Идея – главная мысль произведения, утверждение или отрицание определенных принципов, взглядов, стремлений. Наряду с главными идеями существуют в произведении и частные, второстепенные, дополняющие главные, связанные с отдельными сюжетными ситуациями, отношениями героев и пр. Идея раскрывается во всем богатстве содержания произведения. В единстве с темой и идеей выступает пафос произведения. Пафос – эмоциональное, художественное выражение идеи, которое заключает в себе субъективно-оценочную позицию художника. Пафос придает произведению искусства определенную этико-эмоциональную окраску, объединяет все уровни и элементы содержания. Авторское переживание идеи-чувства (т. е. пафоса) сообщает художественному произведению особенную эмоциональную силу, выразительность (экспрессивность), благодаря которой устанавливается духовный контакт с читателем или зрителем. Пафос включает общее и частное, единство содержания и формы. Пафос выступает в произведении и стилеобразующим фактором. Конкретное выражение пафоса чаще всего проявляется через характеры. Традиционно выделяют следующие виды пафоса: героический, патриотический, революционный, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, сатирический, комический и некоторые другие. 8
Стр.8