Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Перинатальная психология (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЗавгородняя Ирина Владимировна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц88
ID278094
АннотацияХрестоматия направлена на решение ряда задач: Представить содержание перинатальной психологии не в историческом плане, а на основе выделения наиболее актуальных проблем данной области знания. Предоставить читателям возможность ориентировки в основных достижениях и проблемах перинатальной психологии. Способствовать выработке собственного представления и отношения у студентов к вопросам раннего развития ребенка и роли родителей в этом процессе.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4 курса очной и 5 курса очно-заочной форм обучения по специальности «Психология» факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Завгородняя, И.В. Перинатальная психология / И.В. Завгородняя .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 88 с. — 88 с. — URL: https://rucont.ru/efd/278094 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.В. Завгородняя ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Хрестоматия для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 6 ноября 2008 г., протокол № 1400-08 Рецензент доктор пед. наук, проф. <...> Влияние тревожности за ребенка во время беременности на особенности материнского поведения и отдельные состояния ребенка в период младенчества…………………………………………………….. <...> Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности…………………………………. <...> 78 ПРЕДИСЛОВИЕ Перинатальная психология – новая отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития на ранних стадиях онтогенеза и влияние перинатального опыта на последующую жизнь человека. <...> Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери, разрабатываются опросники, выявляющие отношения родителей к неродившемуся ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское поведение. <...> На этом основании мы предположили, что субъектное отношение к ребенку может оказаться стержневым фактором в структуре психологической готовности к материнству, проецироваться в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивать наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребенка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании. <...> Фиксировались характеристики взгляда, действий, эмоциональных, речевых проявлений и других показателей поведения матери и ребенка. <...> Качественный анализ анкетных данных выявил следующие характерные признаки разных групп будущих матерей: женщины первой группы чаще от6 мечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности, скупо и формально отвечали на вопросы, касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку <...>
Перинатальная_психология.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Перинатальная_психология.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И.В. Завгородняя ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Хрестоматия для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие………………………………………….........……………….....4 Раздел I. Психологическая готовность к материнству………………….….5 С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко. Изучение психологической готовности к материнству…………………………………5 Д.В. Винникотт. Обычная преданная мать и ее младенец……………9 А.И. Захаров. Психологические особенности нежеланных детей….16 Раздел II. Психологические состояния во время беременности и их влияние на развитие ребенка...................................................…………......25 А.И. Захаров. Стресс во время беременности………………………..25 Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова. Влияние тревожности за ребенка во время беременности на особенности материнского поведения и отдельные состояния ребенка в период младенчества……………………………………………………..…….34 Д. Чемберлен. Развитие тела и мозга…………………………………43 Раздел III. Психологические особенности привязанности и раннего взаимодействия матери и ребенка………………………….…………...….51 Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)…………………………………………………………...51 В.И. Брутман, М.С. Радионова. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности………………………………….…62 Раздел IV. Девиантное материнство…….....................………………........72 В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Ениколопов. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей…………………………………………………..………..72 М.Ю. Колпакова. Психологическая работа с женщинами, отказывающимися от новорожденных детей………………………………..78
Стр.3
2) разработать методы определения типа материнского поведения; 3) сопоставить экспериментальным путем уровни психологической готовности к материнству, материнского поведения и психического развития младенцев. Определение типа материнского поведения проводилось путем анкетирования тех же матерей в послеродовом периоде, в первые дни выписки из родильного дома, при достижении ребенком возраста одного и трех месяцев. Для каждого этапа разработаны специальные анкеты с целью выявления превалирующего (субъектного или объектного) отношения матери к ребенку в разных сферах взаимодействия. Группа из 11 матерей той же выборки участвовала в серии экспериментов, направленных на выявление особенностей их взаимоотношений со своими детьми в возрасте одного и трех месяцев. При этом использовался метод стандартизированного наблюдения за поведением матери и ребенка в следующих ситуациях: кормление, пеленание, укладывание спать, при плаче ребенка, во время свободного бодрствования в ситуации эмоционального общения и игры с использованием игрушки. Фиксировались характеристики взгляда, действий, эмоциональных, речевых проявлений и других показателей поведения матери и ребенка. Обработка анкетных данных производилась путем начисления баллов по заранее разработанным шкалам с целью оценки уровня психологической готовности к материнству и реализации материнского поведения в количественном выражении. Показатели изучаемых в экспериментах проявлений матери и ребенка также баллировались по специальным шкалам. Это позволило использовать метод ранговых корреляций Г. Спирмена для установления наличия (или отсутствия) связи между уровнем готовности к материнству, особенностями материнского поведения на разных этапах после рождения ребенка по анкетным данным и реальному поведению в ситуациях наблюдения и эксперимента, а также исследуемых показателей развития ребенка. Выделены основные составляющие структуры психологической готовности к материнству: особенности переживания женщиной беременности; ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем; ранний детский опыт будущей матери (наличие или отсутствие привязанности к матери, стиль родительского воспитания, игровые предпочтения и пр.). Все три составляющие оказались связанными между собой (Rs1 = 0,379 при p < 0,05; Rs2 = 0,352 при p < 0,05; Rs3 = 0,403 при p < 0,05). Разные варианты сочетания элементов этих составляющих в совокупности определили уровень психологической готовности к материнству. По этому признаку обследованная выборка разделилась на три группы: в первую группу – с самым низким уровнем готовности к материнству – вошли женщины, получившие от 17 до 28 баллов (они составили 23 % от всей выборки); во вторую – женщины, набравшие от 30 до 38 баллов (50 %); в третью – женщины, набравшие от 40 до 48 баллов (27 %). Качественный анализ анкетных данных выявил следующие характерные признаки разных групп будущих матерей: женщины первой группы чаще от6
Стр.6
мечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности, скупо и формально отвечали на вопросы, касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима. Они также чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение родителей, редко отдавали предпочтение играм с куклами; женщины третьей группы чаще не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы, касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно ориентировались на соблюдение мягкого режима. Все они имели в детстве привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, чаще отдавали предпочтение играм с куклами; ответы во второй группе были частично сходны с ответами в первой группе и частично с ответами в третьей группе. Это означает, что, во-первых, анкета, разработанная для определения уровня готовности женщины к материнству, позволяет прогнозировать ее последующее материнское поведение; во-вторых, выделенные три уровня готовности к материнству соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на исследованных этапах. Видно, что показатели материнского поведения в третьей группе почти во всех ситуациях выше, чем в первой и второй группах, показатели во второй группе выше показателей в первой группе. Особенно яркие различия в показателях материнского поведения. Показатели материнского поведения в трех группах (в условных баллах, в среднем по группе). Матери третьей группы на высоком уровне общаются и играют, гораздо хуже это удается матерям второй группы, а матери первой группы в ситуации общения оказываются наименее компетентными и почти совсем не умеют играть с младенцем. Количественные различия в показателях материнского поведения отражаются в следующих качественных особенностях. Часто затрудняются в определении причины плача ребенка, не выражают ему сочувствия, иногда даже поддразнивают; при пеленании редко учитывают движения ребенка; практикуют кормление из бутылочки не на руках, а в кроватке; при укладывании спать редко напевают или укачивают. В ситуации специально организованного общения с ребенком используют ласковую интонацию, но не употребляют ласковых обращений, содержание обращений формальное, касается преимущественно режимных моментов: «наелся?», «не выспался?» и т.п. Они обычно не замечают инициативных проявлений ребенка или игнорируют их, не приурочивают свое поведение к поведению ребенка, не повторяют за ним звуков, не побуждают к улыбкам. Во время игры с младенцем не стремятся заинтересовать его игрушкой и сами не проявляют интереса, часто просто молча показывают ее и отстраненно наблюдают за ребенком. 7
Стр.7
Чутко реагируют на плач ребенка, точно определяют его причину, стараются успокоить малыша, выражая сочувствие. При пеленании приноравливаются к движениям младенца; при кормлении поощряют ласковыми словами, из бутылочки кормят всегда на руках; при укладывании нередко напевают колыбельную, укачивают. В специально организованном общении адресуются к ребенку с оживленной мимикой, улыбками, ласковыми словами, используют «бэби-ток», содержание обращений обычно имеет личностную направленность: «ты мой дорогой!», как ты хорошо разговариваешь!» и т. п. Они высоко чувствительны к инициативным проявлениям ребенка, поощряют их, повторяют за ним все звуки, побуждают к улыбкам и вокализациям, приурочивают свои воздействия к поведению ребенка. Во время игры стараются использовать самую занимательную игрушку, привлекают внимание к ней словами, выразительной мимикой, демонстрируя все ее качества, побуждают ребенка к рассматриванию, при этом стремятся поймать взгляд малыша и разделить с ним впечатления, сами увлечены игрой. Чутко реагируют на плач, но не выражают сочувствия младенцу и, как матери первой группы, иногда поддразнивают его. При пеленании не всегда учитывают движения младенца; при кормлении из бутылочки иногда ребенка берут на руки, но иногда бутылочку подкладывают в кроватку; при укладывании изредка укачивают малыша. В ситуации общения используют «бэби-ток», называют ребенка ласковыми словами, но не всегда откликаются на его инициативу, почти никогда не стараются приурочить свои воздействия к поведению малыша, редко поощряют его действия, не повторяют за ним звуков, нечасто побуждают к улыбкам и вокализациям. В игре пытаются вызвать интерес к игрушке словами, но демонстрируют ее однообразно, редко стремятся поймать взгляд ребенка и разделить с ним впечатление, склонны наблюдать за малышом со стороны, не включаясь в игру. В целом можно заключить, что по показателям готовности к материнству, по данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению у матерей третьей группы превалирует субъектное отношение к ребенку, у матерей первой группы – объектное отношение, а у матерей второй группы отмечается смешанное, или промежуточное, отношение. Количественный и качественный анализ исследуемых особенностей психического развития детей показал, что младенцы третьей группы обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, чем младенцы первой и второй группы; все умеют развивать коммуникативную ситуацию; проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно протестуют, когда его прекращает мать. Вторая группа младенцев имеет более низкий уровень общения с матерью, чем третья. Они менее инициативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ