Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методика преподавания литературы (110,00 руб.)

0   0
АвторыЗолототрубова Наталья Николаевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц41
ID278041
АннотацияУчебное пособие подготовлено на кафедре русской литературы ХХ века филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3 и 4 курсов дневного отделения, 4 курса вечернего и заочного отделений филологического факультета.
Методика преподавания литературы / Н.Н. Золототрубова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 41 с. — 40 с. — URL: https://rucont.ru/efd/278041 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Хрестоматия для вузов Составитель <...> Н.Н. Золототрубова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 3 декабря 2008 г., протокол № 7 Рецензент преподаватель кафедры зарубежной литературы О.В. Тихонова Учебное пособие подготовлено на кафедре русской литературы ХХ века филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Для специальности 031001 – Филология Методика преподавания литературы – дисциплина, которая направлена на изучение способов передачи научной мысли от учителя к ученику, концентрирует внимание на достаточно обширном круге вопросов, связанных с переадресовкой знания. <...> Учителю необходимо ввести школьников в мир художественного произведения, развить восприимчивость к слову, читательские навыки, учить наблюдать и соотносить жизненные явления с собственным для ученика видением и пониманием сущности происходящего, наконец, готовить ученика к восприятию того целостного знания о жизни и мире, которое содержит литература как вид искусства. <...> Вот почему так важно понимать, что преподавание литературы связано с перспективой развития личности, где в момент её формирования присутствует два неизвестных: 1) будущее, и что оно потребует от человека, каких именно знаний и умений, и 2) сама личность учащегося, т.к. учитель не может с точностью знать, что может получиться из того или иного ученика, как проявит он себя в обстоятельствах жизни. <...> Вот почему преподавание литературы во все времена строится с учетом того лучшего, что есть в опыте человеческой жизни, чем богата история жизни народа и нация в целом. <...> 3 Место литературы среди других школьных предметов Литература относится <...>
Методика_преподавания_литературы.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Методика_преподавания_литературы.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Хрестоматия для вузов Составитель Н.Н. Золототрубова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
Методика преподавания литературы – дисциплина, которая направлена на изучение способов передачи научной мысли от учителя к ученику, концентрирует внимание на достаточно обширном круге вопросов, связанных с переадресовкой знания. Учителю необходимо ввести школьников в мир художественного произведения, развить восприимчивость к слову, читательские навыки, учить наблюдать и соотносить жизненные явления с собственным для ученика видением и пониманием сущности происходящего, наконец, готовить ученика к восприятию того целостного знания о жизни и мире, которое содержит литература как вид искусства. Другим аспектом изучения и, следовательно, преподавания литературы в школе является формирование литературоведческой опоры и нравственных убеждений в ученике, что в дальнейшем необходимо ему для достижений целей и задач, которые он обозначит в своей жизни как приоритетные. Вот почему так важно понимать, что преподавание литературы связано с перспективой развития личности, где в момент её формирования присутствует два неизвестных: 1) будущее, и что оно потребует от человека, каких именно знаний и умений, и 2) сама личность учащегося, т.к. учитель не может с точностью знать, что может получиться из того или иного ученика, как проявит он себя в обстоятельствах жизни. Вот почему преподавание литературы во все времена строится с учетом того лучшего, что есть в опыте человеческой жизни, чем богата история жизни народа и нация в целом. Все это необходимо, чтобы подготовить учащегося-человека к самостоятельной жизни. Этот комплекс знаний стоит над сиюминутными требованиями времени и требует от восходящей к знанию личности реализации себя. Растущее человеческое «я» нуждается в опоре на лучшие примеры исторического и духовного знания жизни, которые запечатлены в образах художественной литературы. 3
Стр.3
ния недостаточно. «Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца (выделено мною. – Н. З.). Надо пережить страсть – страстным чувством, надо переживать драму и трагедию живою волею, в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, вострепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать не более и не менее, как всего человека» 2. Методика преподавания литературы как наука Методика преподавания литературы – педагогическая наука, предметом которой являлся общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более эффективного руководства им. Основная задача методики преподавания литературы как науки – открытие закономерностей развития общественного процесса, который не сводится только лишь к закономерностям литературоведческим или дидактическим и психологическим. Но с каждой из перечисленных наук методика соприкасается непосредственно, опирается на их данные, однако решает при этом свои специфические задачи. Это происходит потому, что обучение не есть нечто вечное и неподвижное. Изменения, происходящие в развитии общества, культуры, литературы, влекут за собой изменения в процессе обучения литературе как учебному предмету. На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания и частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой. Перед собой методика препо2 Ильин И.А. О чтении. Предисловие. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин // Собр. соч. : в 10 т. – Т. 3. – М., 1994. – С. 229–231. 6
Стр.6
давания литературы ставит три вопроса на каждом отдельном временнóм отрезке своего развития: 1) зачем изучать литературу?, 2) что изучать? и 3) как изучать? И было бы ошибкой считать методику преподавания литературы предметом, который ведает лишь формой передачи мысли и сводится только к знанию приемов и методов. Главным для учителя остается круг вопросов, связанных с целями и задачами обучения предмету. Взаимосвязь методики литературы с другими науками Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом, поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания литературы прежде всего связана с литературоведением – методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается в определении цели, содержания и структуры курса литературы. Методология литературоведения оказывает влияние и на методы обучения. Этот процесс бесконечно обновляется и совершенствуется, опираясь на новейшие научные достижения. Методика связана с эстетикой и органично взаимодействует с ней, ведь красиво по-настоящему лишь то, что нравственно и несет в себе идею Добра. В процессе изучения литературы неизбежно затрагиваются философские, этические, исторические и языковедческие вопросы, что обеспечивает связь и взаимодействие этих наук в процессе обучении. Также в ряде вопросов методика преподавания литературы соприкасается с психологией и имеет два аспекта: 1) психология художественного творчества и 2) психология обучения, умственного и нравственного развития учащегося, их воспитания. Закономерности методики нельзя выводить из закономерностей психологии, но знать учителю их необходимо, чтобы 7
Стр.7
решать методические проблемы: о доступности учащемуся того или иного материала, об эффективном использовании методов и приемов обучения. Педагогический процесс обучения в школе – явление сложное. В нем взаимодействуют обучающая работа всех учителей-предметников и учебная работа самих учащихся. Структура методики преподавания литературы как науки Структура методики преподавания литературы отражает процесс обучения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения – учебный предмет – учитель – ученик. Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном предмете; учебный предмет (литература) диктует учителю систему и методы преподавания; деятельность учителя формирует знания, умения и навыки учащегося. Учитель не пассивный передатчик знаний. Его уровень подготовки влияет на другие звенья педагогического процесса. Личность ученика, его способности и возможности, раскрываемые в педагогическом процессе, оказывают влияние на другие его звенья. Курс литературы в школе должен отвечать воспитательным и образовательным задачам школы, требованиям научности и возрастным особенностям учащегося. Содержание образования по литературе в соответствии со спецификой этого учебного предмета обусловливает и специфику методов обучения. Разработка методов обучения связана с решением следующих проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения, метод науки и метод обучения; характер познавательного процесса при изучении литературы; сущность литературного развития учащегося; пути и приемы обучения, возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспри8
Стр.8