ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
Хрестоматия для вузов
Составитель <...> Н.Н. Золототрубова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Утверждено научно-методическим советом филологического факультета
3 декабря 2008 г., протокол № 7
Рецензент преподаватель кафедры зарубежной литературы О.В. Тихонова
Учебное пособие подготовлено на кафедре русской литературы ХХ века филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Для специальности 031001 – Филология
Методика преподавания литературы – дисциплина, которая направлена на изучение способов передачи научной мысли от учителя к ученику,
концентрирует внимание на достаточно обширном круге вопросов, связанных с переадресовкой знания. <...> Учителю необходимо ввести школьников в
мир художественного произведения, развить восприимчивость к слову, читательские навыки, учить наблюдать и соотносить жизненные явления с
собственным для ученика видением и пониманием сущности происходящего, наконец, готовить ученика к восприятию того целостного знания о
жизни и мире, которое содержит литература как вид искусства. <...> Вот почему так важно понимать, что преподавание литературы
связано с перспективой развития личности, где в момент её формирования
присутствует два неизвестных: 1) будущее, и что оно потребует от человека, каких именно знаний и умений, и 2) сама личность учащегося, т.к. учитель не может с точностью знать, что может получиться из того или иного
ученика, как проявит он себя в обстоятельствах жизни. <...> Вот почему преподавание литературы во все времена строится с учетом того лучшего, что
есть в опыте человеческой жизни, чем богата история жизни народа и нация в целом. <...> 3
Место литературы среди других школьных предметов
Литература относится <...>
Методика_преподавания_литературы.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
Хрестоматия для вузов
Составитель
Н.Н. Золототрубова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
Методика преподавания литературы – дисциплина, которая направлена
на изучение способов передачи научной мысли от учителя к ученику,
концентрирует внимание на достаточно обширном круге вопросов, связанных
с переадресовкой знания. Учителю необходимо ввести школьников в
мир художественного произведения, развить восприимчивость к слову, читательские
навыки, учить наблюдать и соотносить жизненные явления с
собственным для ученика видением и пониманием сущности происходящего,
наконец, готовить ученика к восприятию того целостного знания о
жизни и мире, которое содержит литература как вид искусства.
Другим аспектом изучения и, следовательно, преподавания литературы
в школе является формирование литературоведческой опоры и нравственных
убеждений в ученике, что в дальнейшем необходимо ему для достижений
целей и задач, которые он обозначит в своей жизни как приоритетные.
Вот почему так важно понимать, что преподавание литературы
связано с перспективой развития личности, где в момент её формирования
присутствует два неизвестных: 1) будущее, и что оно потребует от человека,
каких именно знаний и умений, и 2) сама личность учащегося, т.к. учитель
не может с точностью знать, что может получиться из того или иного
ученика, как проявит он себя в обстоятельствах жизни. Вот почему преподавание
литературы во все времена строится с учетом того лучшего, что
есть в опыте человеческой жизни, чем богата история жизни народа и нация
в целом. Все это необходимо, чтобы подготовить учащегося-человека
к самостоятельной жизни. Этот комплекс знаний стоит над сиюминутными
требованиями времени и требует от восходящей к знанию личности реализации
себя. Растущее человеческое «я» нуждается в опоре на лучшие примеры
исторического и духовного знания жизни, которые запечатлены в
образах художественной литературы.
3
Стр.3
ния недостаточно. «Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца (выделено
мною. – Н. З.). Надо пережить страсть – страстным чувством, надо
переживать драму и трагедию живою волею, в нежном лирическом стихотворении
надо внять всем вздохам, вострепетать своею нежностью, взглянуть
во все глуби и дали, а великая идея может потребовать не более и не
менее, как всего человека» 2.
Методика преподавания литературы как наука
Методика преподавания литературы – педагогическая наука, предметом
которой являлся общественный процесс воспитывающего обучения
школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в
открытии закономерностей этого процесса с целью более эффективного
руководства им.
Основная задача методики преподавания литературы как науки – открытие
закономерностей развития общественного процесса, который не
сводится только лишь к закономерностям литературоведческим или дидактическим
и психологическим. Но с каждой из перечисленных наук методика
соприкасается непосредственно, опирается на их данные, однако решает
при этом свои специфические задачи. Это происходит потому, что
обучение не есть нечто вечное и неподвижное. Изменения, происходящие
в развитии общества, культуры, литературы, влекут за собой изменения в
процессе обучения литературе как учебному предмету. На основе открытия
закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные
принципы преподавания и частные правила, представляющие собою исходные
данные для руководства практикой. Перед собой методика препо2
Ильин И.А. О чтении. Предисловие. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний /
И.А. Ильин // Собр. соч. : в 10 т. – Т. 3. – М., 1994. – С. 229–231.
6
Стр.6
давания литературы ставит три вопроса на каждом отдельном временнóм
отрезке своего развития: 1) зачем изучать литературу?, 2) что изучать? и
3) как изучать? И было бы ошибкой считать методику преподавания литературы
предметом, который ведает лишь формой передачи мысли и сводится
только к знанию приемов и методов. Главным для учителя остается
круг вопросов, связанных с целями и задачами обучения предмету.
Взаимосвязь методики литературы с другими науками
Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом,
поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую
теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания литературы
прежде всего связана с литературоведением – методологией, теорией
и историей литературы. Эта связь обнаруживается в определении цели,
содержания и структуры курса литературы. Методология литературоведения
оказывает влияние и на методы обучения. Этот процесс бесконечно
обновляется и совершенствуется, опираясь на новейшие научные достижения.
Методика
связана с эстетикой и органично взаимодействует с ней,
ведь красиво по-настоящему лишь то, что нравственно и несет в себе идею
Добра.
В процессе изучения литературы неизбежно затрагиваются философские,
этические, исторические и языковедческие вопросы, что обеспечивает
связь и взаимодействие этих наук в процессе обучении.
Также в ряде вопросов методика преподавания литературы соприкасается
с психологией и имеет два аспекта: 1) психология художественного
творчества и 2) психология обучения, умственного и нравственного развития
учащегося, их воспитания. Закономерности методики нельзя выводить
из закономерностей психологии, но знать учителю их необходимо, чтобы
7
Стр.7
решать методические проблемы: о доступности учащемуся того или иного
материала, об эффективном использовании методов и приемов обучения.
Педагогический процесс обучения в школе – явление сложное. В нем
взаимодействуют обучающая работа всех учителей-предметников и учебная
работа самих учащихся.
Структура методики преподавания литературы как науки
Структура методики преподавания литературы отражает процесс обучения
литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения
– учебный предмет – учитель – ученик.
Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации
в учебном предмете; учебный предмет (литература) диктует учителю систему
и методы преподавания; деятельность учителя формирует знания,
умения и навыки учащегося. Учитель не пассивный передатчик знаний.
Его уровень подготовки влияет на другие звенья педагогического процесса.
Личность ученика, его способности и возможности, раскрываемые в
педагогическом процессе, оказывают влияние на другие его звенья.
Курс литературы в школе должен отвечать воспитательным и образовательным
задачам школы, требованиям научности и возрастным особенностям
учащегося. Содержание образования по литературе в соответствии
со спецификой этого учебного предмета обусловливает и специфику методов
обучения. Разработка методов обучения связана с решением следующих
проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения, метод науки и
метод обучения; характер познавательного процесса при изучении литературы;
сущность литературного развития учащегося; пути и приемы обучения,
возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспри8
Стр.8