ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Учебно-методический комплекс
для студентов-социологов ВГУ
Составитель:
А.П. Дьяков
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса – сформировать у студентов базисные основы социологических
знаний молодежной проблематики, необходимых для:
1.1. системного анализа молодежи как социально-демографической
группы;
1.2 выявления ее места и роли в обществе;
1.3 определения основных путей и методов «включения» молодого
поколения во все сферы социально значимой деятельности.
2. Задачи курса:
2.1. Ознакомить будущих социологов с основными методологическими
подходами к изучению молодежи в отечественной и зарубежной социологии;
2.2.
Помочь слушателям овладеть методами самостоятельного анализа
сложных процессов, происходящих в молодежной сфере;
2.3. Способствовать подготовке социологов, обладающих активной
гражданской позицией в условиях трансформирующегося российского
общества.
3. Требования, предъявляемые к уровню освоения курса «Социология
молодежи»:
3.1. Знать содержание, проблематику курса, творчески освоить основные
научные категории.
3.2. Овладеть навыками социологического анализа проблем молодежи
в контексте социальных процессов, происходящих в обществе.
3.3. Знать основные социокультурные особенности и проблемы
трансформации российского общества и их воздействие на молодое поколение.
3.4.
Иметь представление о социологическом подходе к процессу социализации
и динамике формирования личности молодого человека.
3.5. Освоить метод когортного анализа возрастной стратификации
общества, взаимодействия и преемственности разновозрастных поколений.
3.6. Изучить культурно-эстетические потребности, ценностные ориентации
молодежи, особенности и многообразие форм молодежной субкультуры.
3.7.
Овладеть навыками анализа конфликтных ситуаций в молодежной
среде, профилактики девиантного поведения
3.8. Уметь разрабатывать программы социологических исследований
молодёжных проблем, использовать полученные данные в работе с молодежью.
3
Стр.3
мам. Выделение социологии молодёжи в отдельную отрасль в мировой социологии.
Актуализация межпоколенных взаимоотношений в работах К.
Мангейма и М. Мид.
Развитие исследований молодёжи в российской социологии на волне
политической «оттепели» в контексте общего возрождения социологических
исследований. Ориентация социологии молодёжи в 60-е – 80-е годы
на анализ диалектики социального и возрастного изменения личности в
процессе социализации, место различных категорий молодежи в социальной
структуре общества, на изучение отношения молодежи к труду, образованию.
Внимание исследователей к проблемам молодёжной культуры и
её роли в духовно-нравственном развитии личности.
Создание Координационного совета по исследованию проблем молодежи
при ЦК ВЛКСМ, Академии педагогических наук, Академии общественных
наук, Государственного комитета народного образования СССР.
Деятельность исследовательских центров и формирование научных школ в
Ленинграде, Новосибирске, Свердловске и других городах.
Ориентация отечественной социологии на изучение молодежных
проблем в условиях формирования рыночных отношений, трансформации
современного российского общества.
Тема 3. Молодёжь в системе социальной стратификации
общества
Определение понятия «молодёжь» в социологии: многообразие подходов
к нижним и верхним границам молодёжного возраста, выявлению
социально-психологических особенностей молодёжного возраста, к молодому
поколению как к объекту общественного воздействия и субъекту социальной
деятельности.
Молодёжь как социально-демографическая группа: возрастные границы,
изменение социального статуса, динамика социальной мобильности
в процессе взросления и освоения новых социальных ролей, повышения
образования и профессиональной квалификации.
Социально-групповые, демографические, профессиональные, образовательные,
территориальные признаки дифференциации молодежи.
Юноши и девушки города и села. Внутреннее расслоение городской
и сельской молодёжи. Молодёжь учащаяся, занятая в различных сферах
профессионально-трудовой деятельности, в разных формах собственности,
незанятая молодежь.
Молодёжь и имущественное неравенство. Бедная и богатая молодёжь.
Социальное расслоение и проблемы духовно-нравственного развития
молодежи. Социальная дифференциация и социальная поляризация в
молодёжной среде.
6
Стр.6
Межпоколенная мобильность и её взаимодействие с процессами
трансформации социальной структуры. Факторы социальной мобильности
и механизмы ее регулирования.
Маргинальные слои в молодежной среде: социально-экономические,
политические и возрастные истоки их формирования, специфика образа
жизни, многообразие девиантных проявлений в поведении этой категории
молодежи.
Российская молодёжь в контексте современных демографических
процессов. Проблемы активизации социально-демографической политики
и социальной защищенности российской молодёжи в условиях формирования
рыночных отношений.
Тема 4. Взаимодействие и преемственность поколений
Метод когортного анализа как способ изучения возрастной стратификации
общества, роли и места молодежи, преемственности поколений в
передаче социокультурных ценностей, дифференциации разновозрастных
поколений по различным социальным признакам.
Многозначность понятия «поколения» в обществознании: демографическое
(когорта), антропологическое (генерация), историческое, духовно-символическое
и хронологическое. Социология молодежи о поколении
как объективно складывающейся общности (когорте) людей, объединенных
границами возраста, общими условиями социализации, типичными
для данной общности способами жизнедеятельности.
Взаимодействие и сотрудничество разновозрастных поколений, их
смена и преемственность в процессе исторического развития – необходимое
условие социального прогресса, постоянного воспроизводства многообразных
форм общественной жизни, передачи от поколения к поколению
социально-экономических и духовно-нравственных ценностей.
Видные представители социологической науки (О. Конт, К. Маркс,
П.А. Сорокин, К. Мангейм и др.) о последовательной смене и преемственности
поколений, о необходимости творческого освоения каждым последующим
поколением наследия предыдущих поколений.
Истоки и сущность конфликтов «отцов» и «детей» с точки зрения генерационного
(К. Мангейм), психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон),
культурологического (М. Мид) подходов к анализу проблем взаимодействия
и преемственности поколений.
Актуализация проблемы взаимодействия и преемственности поколений
в условиях трансформирующегося российского общества. Противоречия
во взаимоотношениях разновозрастных поколений, связанные с перераспределением
молодежи между сферами производства (материального и
духовного производства, распределения и потребления); между преемственностью
и новаторством молодого поколения; между традиционными
7
Стр.7
моделями воспроизводства молодежью исторического опыта и современными,
отвечающими целям модернизации общества.
Пути преодоления «межпоколенного разлома», обусловленного глубокими
деформациями российского общества в 90-е годы XX столетия.
Необходимость системного подхода к проблемам взаимодействия, сотрудничества
и преемственности поколений в трансформирующемся обществе.
Тема 5. Динамика формирования личности молодого человека
Деятельностный подход социологии молодежи к формированию и
развитию личности как субъекту социальной деятельности. Уровни детерминации,
определяющие процесс становления, профессиональнотрудового,
социального и духовно-нравственного развития формирующейся
личности: общество (в целом), социокультурная среда, «включение»
молодых людей в различные сферы жизнедеятельности, общение.
Понятие возраста. Соотношение биологического, психологического
и социального возрастов. Отрочество, юность и молодость как этапы социального,
интеллектуального и духовно-нравственного развития личности.
Возрастная динамика формирования и развития социокультурных
потребностей и интересов, ценностных ориентаций личности.
Дисгармония физиологического, интеллектуального, эмоциональнопсихологического
и социального развития личности молодого человека.
«Плюсы» и «минусы» акселерации. Негативные социально-экономические,
психологические и духовно-нравственные факторы, порождающие замедленное
развитие личности на стадии отрочества. «Ретроданты» – порождение
общества риска, деформаций семейных отношений, нарушений экологической
среды и т.п.
Влияние российского аномического социума на изменение потребностей
молодежи, системы мотивации жизнедеятельности, ценностных
ориентаций на труд, образование, культуру, на отношение к социальным
институтам.
Социализация индивида как процесс формирования и развития личности.
Концепции социализации молодежи в зарубежной и отечественной
социологии (Т. Парсонс, Э. Эриксон, Э. Фромм, Н. Смелзер, И. Кон, А.
Ковалева и др.).
Социализация и самоопределение индивида как личности. Первичная
и вторичная, регулируемая и стихийная социализации. Фазы социализации:
социальная адаптация и интериоризация. Взаимосвязь адаптации и
социализации, дезадаптации и десоциализации.
Связь процесса социализации молодежи с общением и совместной
деятельностью. Референтная группа как фактор освоения формирующейся
личностью социальных ценностей, норм и способов жизнедеятельности.
8
Стр.8