Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Подготовка к Итоговой государственной аттестации по специальности "Теоретическая и прикладная лингвистика" (110,00 руб.)

0   0
Первый авторМеркулова Инна Александровна
АвторыСуворова Юлия Анатольевна, Шилихина Ксения Михайловна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц60
ID278030
АннотацияДанное методическое пособие предназначено для студентов 5 курса д/о и 6 курса в/о, обучающихся по специальности Теоретическая и прикладная лингвистика. Итоговая государственная аттестация лингвиста (ИГА) включает в себя государственные экзамены по первому иностранному языку и по теории языка, а также защиту выпускной квалификационной работы.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 5 курса д/о и 6 курса в/о, обучающихся по специальности Теоретическая и прикладная лингвистика.
Меркулова, И.А. Подготовка к Итоговой государственной аттестации по специальности "Теоретическая и прикладная лингвистика" / Ю.А. Суворова, К.М. Шилихина; И.А. Меркулова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 60 с. — 60 с. — URL: https://rucont.ru/efd/278030 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.А. Меркулова, Ю.А. Суворова, К.М. Шилихина Подготовка к Итоговой государственной аттестации по специальности 031301 - Теоретическая и прикладная лингвистика Методическое пособие Воронеж - 2009 Утверждено научно-методическим советов факультета РГФ 28 апреля 2009 года, протокол № 4. <...> Рекомендуется для студентов 5 курса д/о и 6 курса в/о, обучающихся по специальности 031301 - Теоретическая и прикладная лингвистика. <...> Итоговая государственная аттестация лингвиста (ИГА) включает в себя государственные экзамены по первому иностранному языку и по теории языка, а также защиту выпускной квалификационной работы. <...> Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по специальности 031301 - Теоретическая и прикладная лингвистика. <...> Место прикладной лингвистики в кругу лингвистических дисциплин. <...> Место общей фонетики в системе лингвистических дисциплин. <...> Важнейшие фонологические понятия и главные различия в их трактовке представителями разных фонологических школ. <...> Классификация языковых единиц по их линейно-синтагматическим свойствам. <...> Современные представления о генетической классификации языков мира. <...> Контактные языки как специфический результат языкового взаимодействия. <...> Дейксис и анафорические отношения в дискурсе и тексте. <...> Синтаксическая типология языков: существующие подходы и способы классификации. <...> Общая характеристика языкового ареала: основные генетические группы, основные типологические особенности языков. <...> В итоге этого сотрудничества на стыках наук возникли и успешно развиваются новые отрасли языкознания, например, психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, прикладная лингвистика и др. <...> При изучении лексики, например, используется компонентный анализ, при изучении морфологии – морфемный и словообразовательный, а при рассмотрении синтаксических единиц – анализ по типам синтаксических связей и по непосредственно составляющим. <...> Системная организация языка проявляется в традиции <...>
Подготовка_к_Итоговой_государственной_аттестации_по_специальности__Теоретическая_и_прикладная_лингвистика.pdf
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Воронежский государственный университет И.А. Меркулова, Ю.А. Суворова, К.М. Шилихина Подготовка к Итоговой государственной аттестации по специальности 031301 - Теоретическая и прикладная лингвистика Методическое пособие Воронеж - 2009
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................................................ 4 ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ТЕОРИИ ЯЗЫКА ....................... 5 РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ТЕОРИИ ЯЗЫКА ............................................................................................. 8 Общее языкознание ................................................................................................................... 8 История лингвистической науки ........................................................................................... 10 Фонетика .................................................................................................................................. 13 Морфология ............................................................................................................................. 16 Синтаксис ................................................................................................................................. 19 Семантика ................................................................................................................................. 23 Семиотика ................................................................................................................................ 26 Формальные модели в лингвистике ....................................................................................... 27 Компьютерная лингвистика ................................................................................................... 30 Сравнительно-историческое языкознание ............................................................................ 31 Социолингвистика ................................................................................................................... 32 Психолингвистика ................................................................................................................... 34 Дискурс ..................................................................................................................................... 35 Лексикография ......................................................................................................................... 37 Лингвистическая типология и языковые ареалы.................................................................. 38 ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ ............................................ 42 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ....................................................................................................................................... 49 Термины, использующиеся во введении к дипломной работе ........................................... 49 Подбор и анализ литературы по теме .................................................................................... 50 Сбор и обработка материала .................................................................................................. 52 Структура дипломной работы ................................................................................................ 52 Научный аппарат и оформление дипломной работы ........................................................... 55 Шаблон оформления титульного листа ................................................................................ 54 Цитирование и оформление ссылок ...................................................................................... 55 Оформление библиографических списков............................................................................ 56 Процедура защиты................................................................................................................... 57 ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................................. 58 3
Стр.3
28. Способы представления синтаксической структуры предложения. 29. Актантная деривация. Категория залога. 30. Понятие валентности. Модель управления. 31. Коммуникативная организация высказывания. Понятие об актуальном членении. 32. Предложение как единица синтаксического анализа. 33. Синтаксическая синонимия и омонимия. Типы синтаксической омонимии. 34. Синтаксические связи и отношения, их типы. 35. Функциональные синтаксические теории. 36. Семантика как лингвистическая дисциплина. 37. Лексическое и грамматическое значение. Типология лексических значений. 38. Тезаурус как модель парадигматической структуры плана содержания . Типы тезаурусов. 39. Проблема многозначности: языковая и речевая многозначность. Методы разрешения многозначности. 40. Системность организации лексико-семантического уровня. Семантическое поле и важнейшие корреляции между его элементами. 41. Семиотика в кругу гуманитарных наук. 42. Знак и знаковая ситуация. Типы знаков. Слово как знак. 43. Три измерения семиотики: синтактика, семантика, прагматика. 44. Формальные подходы к исследованию языка. Понятие модели в лингвистике. 45. Формальные модели в фонологии. 46. Формальные модели в морфологических исследованиях. 47. Идеи Н. Хомского в формальном лингвистическом моделировании. 48. Основные направления компьютерной лингвистики. 49. Корпусная лингвистика. 50. Теория и практика информационно-поисковых систем. 51. Основные этапы разработки систем машинного перевода. 52. Понятие о «праязыке». Принципы реконструкции праязыковых состояний. Внутренняя и внешняя реконструкция. 53. Генетическое родство языков; теория генеалогического древа, волновая теория. 54. Современные представления о генетической классификации языков мира. Основные языковые семьи. 55. Основные направления социолингвистических исследований. 56. Социальная природа языка. Язык и общество. 57. Языковая политика и языковое строительство. 58. Контактные языки как специфический результат языкового взаимодействия. 59. Психолингвистика: предмет, цели, методы исследований. 60. Изучение детской речи как психолингвистическая проблема. 6
Стр.6
61. Структура текста. Тема-рематическая структура дискурса. 62. Дейксис и анафорические отношения в дискурсе и тексте. Референция. Определенность и неопределенность. 63. Сегментация дискурса. Макроструктура и микроструктура. 64. Типы и жанры дискурса. Типология текстов. 65. Социальная типология дискурса. 66. Интертекстуальность и прецедентные тексты. 67. Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности дискурса. 68. Лексикография как прикладная лингвистическая дисциплина. 69. Основные типы словарей. 70. Двуязычная лексикография: способы представления языковой информации, основные трудности. 71. Лингвистический компаративизм: генетические, ареальные и типологические классификации языков. 72. Основные этапы развития лингвистической типологии. 73. Языковые универсалии, уникалии и фреквенталии. Способы представления лингвистических универсалий. 74. Морфологическая типология языков. 75. Синтаксическая типология языков: существующие подходы и способы классификации. 76. Общая характеристика языкового ареала: основные генетические группы, основные типологические особенности языков. (Один из ареалов по выбору студента). 7
Стр.7
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ТЕОРИИ ЯЗЫКА Экзамен по теории языка проводится в устной форме. Экзаменационный билет включает в себя три вопроса: два вопроса по теории языка и одно практическое задание. На подготовку к ответу отводится 40 мин. Ниже даются краткие рекомендации по логической организации и содержательному наполнению ответа. На стр. 57 приводится список основной литературы, необходимой для подготовки к экзамену. Общее языкознание Ответ на вопрос «Лингвистика в кругу других наук. Методы исследования в лингвистике» можно начать с определения лингвистики как науки, изучающей естественный язык. Далее следует показать взаимосвязь лингвистики и других наук (философии, психологии, социологии, математики, логики, информатики). В итоге этого сотрудничества на стыках наук возникли и успешно развиваются новые отрасли языкознания, например, психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, прикладная лингвистика и др. Говоря о методах лингвистических исследований, следует сделать акцент на том, что выбор метода определяется целями исследования. Именно этим объясняется разнообразие методов в лингвистике: так, для решения прикладных задач наиболее часто используется метод моделирования, а в психолингвистике основным исследовательским методом является эксперимент. Историко-генетическое исследование языков невозможно без применения приемов и процедур сравнительно-исторического метода (реконструкции, этимологического анализа, глоттохронологии). Кроме того, в лингвистических исследованиях широко распространены разные виды анализа. При изучении лексики, например, используется компонентный анализ, при изучении морфологии – морфемный и словообразовательный, а при рассмотрении синтаксических единиц – анализ по типам синтаксических связей и по непосредственно составляющим. При ответе на вопрос “Язык как объект изучения лингвистики. Функции языка” необходимо отметить сложность объекта лингвистики, которая проявляется в многообразии внешних связей языка с другими системами (природой, обществом, культурой, науками). Существование различных подходов к изучению языка объясняется сложностью его внутренней структуры. К основным функциям языка относят коммуникативную, когнитивную, аккумулятивную, эмотивную, 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.