Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Школьная библиотека: сегодня и завтра

Школьная библиотека: сегодня и завтра №7 2015 (185,00 руб.)

0   0
Страниц74
ID277905
АннотацияИнформационно-методический журнал для школьных и дестких библиотек, методистов по фондам. Оперативная и актуальная информация – в каждую школьную библиотеку! Тематические номера, специальные выпуски, методические подборки материалов по самым актуальным проблемам развития школьного библиотечного сообщества, сценарии, статьи в помощь повышения квалификации. Актуальные документы, новое в профессии, педагог-библиотекарь, школьная библиотека как центр краеведения, социальное партнерство, IT-школа, лучший зарубежный опыт, обзоры ресурсов, блогов, периодики, исторические материалы, инновации, проекты и разработки практиков, эссе о профессии, истории успеха, тема чтения: современный и исторический аспекты. Материалы журнала имеют интерактивный характер: снабжены ссылками на интернет-ресурсы по теме, блоги, мини-словариком терминов, экспертным мнением.
Школьная библиотека: сегодня и завтра .— : Библиомир, 2013 .— 2015 .— №7 .— 74 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/277905 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

100 ИДЕЙ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПОЛОЖЕНИЕ о Всероссийском конкурсе работников библиотек общеобразовательных организаций «100 ИДЕЙ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ» (извлечения) Общие положения Îðãàíèçàòîðîì êîíêóðñà «100 èäåé äëÿ øêîëüíîé áèáëèîòåêè» (äàëåå Êîíêóðñà) âûñòóïàåò æóðíàë «Øêîëüíàÿ áèáëèîòåêà: ñåãîäíÿ è çàâòðà» ïðè ó÷àñòèè îáùåñòâåííîñòè è çàèíòåðåñîâàííûõ îðãàíèçàöèé. <…> Ðåçóëüòàòîì êîíêóðñà ñòàíåò áàíê ýôôåêòèâíûõ è äîñòóïíûõ ìåòîäîâ, ìåòîäèê è ôîðì ðàáîòû, ñîñ− òàâëåííûé íà îñíîâå ñîâîêóïíîãî îïûòà áèáëèîòåêàðåé, êîòîðûé ïîçâîëèò áèáëèîòåêàðþ îáùåîáðàçîâàòåëü− íîãî ó÷ðåæäåíèÿ ïðåâðàòèòü áèáëèîòåêó â öåíòð ÷òåíèÿ øêîëû, ñôîðìèðîâàòü íàâûêè èíôîðìàöèîííîé ãðà− ìîòíîñòè ó÷àùèõñÿ, ðàçâèòü ïîçíàâàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü ó÷àùèõñÿ. <...> №7 2015 На юбилейном конгрессе РБА в Самаре победитель Первого Всероссийского конкурса «Библиотекарь года» Ольга Андон сделала Президенту РБА <...> 10 июня у меня будет окружной информационный семинар со школьными библиотекарями, где я поделюсь не только своими впечатлениями от участия в конгрессе, но познакомлю коллег с опытом и идеями, которые почерпнула на Секции школьных биб! лиотекарей, в школе библиотечного блогера. <...> Могу сказать, что отсутствие профессио! нального библиотечного образования вызывает у меня затрудне! ния в работе, много приходится тратить времени на самообразо! вание, на освоение современных информационных технологий, которых сегодня великое множество… Буду проводить мозговой штурм со своими коллегами – заведем сундучок для самых смелых идей и воплощений! <...> Обяза! тельно организуем блог школьных библиотекарей нашего округа, хотя у них есть возможность обмениваться методическими разра! ботками библиотечных уроков, мероприятий, мастер!классов на сайте «Сообщество педагогов СЗУ». <...> На секции школьных библиотек удалось вживую познакомиться с коллегами, готовыми поделиться опытом и идеями, которые они используют в организации работы <...>
Школьная_библиотека_сегодня_и_завтра_№7_2015.pdf
Содержание 50 ITШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ Тема: Представление деятельности библиотеки в Интернете Е.Н. Ястребцева. От ведущей рубрики В.П. Короповская. Презентация работы библиотеки/библиотекаря в сервисах Prezi, Impress 51 М.А. Орешко. Музей в библиотеке: реальный и виртуальный 56 Вспоминаем важные дела недавнего прошлого 60 ПОВЕСТКА ДНЯ Всероссийский библиотечный конгресс: юбилейная XX ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации «Библиотеки в Год литературы в Российской Федерации» 62 Цветная вкладка Мастерклассы из журнала «Радуга идей» Закладка для книг «Аленушка» Карандашница с расписанием уроков Авторские материалы не рецензируются и не возвращаются. Воспроизведение материалов или их фрагментов возможно только с письменного разрешения ООО «Библиомир». Издание не маркируется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436ФЗ ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: Каталог «Роспечать» – 25184 Каталог «УралПресс» – 25184 Электронная версия журнала – www.rucont.ru Тираж: 1500 экз. Подписано в печать: 25.06.15 г. Отпечатано в ОАО «Областная типография «Печатный двор» 432049 г. Ульяновск, ул. Пушкарева, 27 3
Стр.5
спецпроект В этом номере мы завершаем публикацию словаря−справочника для библиотекаря общеобразовательного учреждения «ПООЩРЯЕМ ЧТЕНИЕ, ФОРМИРУЕМ ИНФОРМАЦИОННУЮ ГРАМОТНОСТЬ. 100 форм работы по продвижению чтения, и не только». Сегодня представлено более 30 форм работы! Все представленные в словаре формы помогут школьному библиотека− рю развивать в школе книжную, библиотечную среду, вовлекать в про− цесс чтения новых читателей. Валентина Борисовна Антипова, г. Псков Здесь вы найдете идеи и для внеурочной деятельности, и для организа− ции библиотечной продленки! Некоторые формы помогут библиотекарю стать истинным помощником педагогам в организации проектной деятельности, в разработке стратегий чтения, развитии навыков смыслового чтения, подготовке к сочинению. ВНИМАНИЕ! Отдельное издание словаря-справочника «ПООЩРЯЕМ ЧТЕНИЕ, ФОРМИРУЕМ ИНФОРМАЦИОННУЮ ГРАМОТНОСТЬ. 100 форм работы по продвижению чтения, и не только» будет объявлено в подписку на 1-е полугодие 2016 года. Смотрите в каталоге агентства «Роспечать» в блоке «“Школьная библиотека: сегодня и завтра”. Издательство “Библиомир”». Это будет расширенный вариант словаря: новые формы, методика, эффективность. 4
Стр.6
Поощряем чтение, формируем информационную грамотность 100 форм работы по продвижению чтения, и не только Словарьсправочник для библиотекаря общеобразовательного учреждения М туры; развитие познавательной и творческой ак тивности школьников; развитие литературного вкуса. Варианты: ◗библиотечный марафон – цикл меро приятий в библиотеке, объединенных общей те матикой, который проводится в течение несколь ких дней. Программу такого марафона составляют массовые мероприятия, интеллектуальные игры, творческие задания, разнообразные конкурсы; ◗поэтический марафон – разовое массо вое мероприятие, посвященное поэзии, на кото ром присутствующие читают стихи любимых по этов. Методика подготовки. Библиотечный ма рафон можно провести в октябре, к месячнику школьных библиотек. Однако подготовка к нему должна вестись заблаговременно. Библиотекарь Марафон Метод проектов Мешок со сказкой Мультимедийные технологии МАРАФОН– мероприятие или цикл массо вых мероприятий, объединенных общей темати кой и проводящихся в течение определённого времени. Спортивное название подразумевает преодоление некоего маршрута от старта к фини шу, состязательный характер. Особенность мара фона – большое количество участников. Цели: популяризация библиотеки, книги, литера заранее продумывает план мероприятий, состав ляет расписание, совместно с учителями и клас сными руководителями подбирает учащихся, которые будут принимать участие в отдельных мероприятиях. В значительной степени «биб лиотечный марафон» похож на Неделю библио теки. Подготовка разового мероприятия, напри мер поэтического марафона, занимает меньше времени. Главной задачей библиотекаря будет отобрать стихотворения, совместно с учителями литературы организовать учащихся, которые бу дут их читать. Для того чтобы мероприятие прош ло без сбоев, можно заранее установить очеред ность, в которой учащиеся и другие присутствую щие будут читать стихи. Ход мероприятия включает: ● очень краткое вступительное слово биб лиотекаря, или учителя литературы, или пригла шенного поэта; ● чтение стихов; ● очень краткое заключительно слово, под черкивающее значение стихов и мероприятия. Эффективность. Проанализировать ме роприятие можно с помощью таких параметров, как количество участников, ную деятельность, роприятием. степень вовлеченности участников в актив степень удовлетворенности участников ме Примеры. Центральная городская библиоте ка г. КаменскаУральского провела поэтический марафон «Город читает Лермонтова». Предвари тельная подготовка включала запись желающих принять участие в мероприятии. Для участия в ма 5
Стр.7
СПЕЦПРОЕКТ рафоне записались читатели каменских библиотек в возрасте от восьми до 78 лет. Они читали стихи поэта не только на русском, но и на белорусском, татарском, удмуртском и украинском языках. В ка честве чтецов выступили учителя, журналисты, библиотекари, артисты, ветераны ОВД, архитекто ры и чиновники. В марафоне приняли участие библиотечные клубы и литературные студии, каме нские поэты (Мой библиомир. – URL: http://moy bibliomir.blogspot.ru/2014/10/blogpost_24.html). МЕТОД ПРОЕКТОВ – образовательная технология личностно ориентированного обуче ния, суть которой состоит в том, что учащиеся приобретают знания и умения в процессе плани рования и выполнения практических заданий проектов через реализацию самостоятельной ис следовательской, поисковой деятельности. Цели: развитие познавательных навыков; формирование умений информационно поисковой деятельности; развитие навыков критического мышления школьников. Методика подготовки и проведения. Метод проектов прекрасно вписывается в образователь ную функцию школьной библиотеки, потому что обязательно предусматривает работу с информа ционными ресурсами. Метод проектов предполагает решение уча щимися какойлибо проблемы в ходе выполнения проекта, а также достижение ими конкретного ре зультата в виде создания конкретного продукта. Самостоятельная деятельность учащихся, кото рую они выполняют в течение определенного от резка времени, может быть индивидуальной, пар ной, групповой. Рассмотрим алгоритм проектной деятель ности в школьной библиотеке на примере темы «Оценка и организация информации. Анализ ин формационных ресурсов и представление собственного продукта» для учащихся средней и старшей школы [6. C. 289–293]. Работа над проектом рассчитана на пять–семь часов и включает несколько этапов. 1й этап – организационный. Библиотекарь ставит перед учащимися проблему, из которой проистекают цель и задачи проекта – создание рекомендательного библио графического иллюстрированного краеведческо го альманаха для учащихся средней школы. Тема и название определяются совместно с классом. На этом этапе путем мозгового штурма учащиеся вместе с библиотекарем определяют рубрики аль манаха и строят алгоритм дальнейшей работы, который включает: 6 ● работу с каталогами и картотеками, ин тернетресурсами и составление списка литерату ры и источников; ● просмотр и отбор релевантных ресурсов; ● работу с отобранными ресурсами подго товка аннотаций; ● поиск иллюстративного материала; ● оформление альманаха; ● подготовка к презентации. На этом же этапе класс делится на группы, каждая из которых получает задание подготовить одну из рубрик будущего альманаха. 2й этап – поисковый. Содержание этого этапа включает самостоятельную информацион нопоисковую работу учащихся в группах, подго товку списков литературы и ресурсов, поиск ил люстративного материала. Если в школе нет ката логов и картотек, можно провести урокэкскурсию в районной библиотеке. 3й этап – аналитический. Библиоте карь знакомит учащихся с правилами составле ния аннотаций. Учащиеся распределяют лите ратуру и материалы для анализа и работают над составлением аннотаций для альманаха. После того как аннотации подготовлены, в классе про исходит их представление. В ходе обсуждения ребята вносят поправки и корректируют свою работу. 4й этап – оформление альманаха. Если есть возможность использования компьютерного класса, каждая группа делает слайды своей рубри ки для компьютерной презентации. Альманах можно оформить и в рукописной форме. В этом случае ребята аккуратно переписы вают подготовленные ими аннотации, оформля ют иллюстрации. 5й этап – презентация альманаха. Аль манах должен быть представлен в той аудитории, на которую он готовился. Можно провести пре зентацию в форме литературного праздника. Электронный альманах можно разместить на сай те библиотеки. Эффективность. В зависимости от целей и задач проекта, в качестве критериев можно выде лить: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы, степень включённости в групповую работу, чёткость выполнения отведённой роли, ко личество новой информации использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной ин формации, удовлетворенность участников проекта собственной работой и окончательным результа том.
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.