Содержание
50
ITШКОЛА
СОВРЕМЕННОГО
ШКОЛЬНОГО
БИБЛИОТЕКАРЯ
Тема:
Представление
деятельности
библиотеки в
Интернете
Е.Н. Ястребцева. От
ведущей рубрики
В.П. Короповская.
Презентация работы
библиотеки/библиотекаря в
сервисах Prezi, Impress 51
М.А. Орешко. Музей в
библиотеке: реальный и
виртуальный 56
Вспоминаем важные дела
недавнего прошлого 60
ПОВЕСТКА ДНЯ
Всероссийский
библиотечный
конгресс:
юбилейная XX
ежегодная
конференция
Российской
библиотечной
ассоциации
«Библиотеки
в Год литературы
в Российской
Федерации»
62
Цветная вкладка
Мастерклассы из журнала «Радуга идей»
Закладка для книг «Аленушка»
Карандашница с расписанием уроков
Авторские материалы не рецензируются
и не возвращаются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только с
письменного разрешения ООО
«Библиомир».
Издание не маркируется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2010
№ 436ФЗ
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ:
Каталог «Роспечать» – 25184
Каталог «УралПресс» – 25184
Электронная версия журнала –
www.rucont.ru
Тираж: 1500 экз.
Подписано в печать: 25.06.15 г.
Отпечатано в ОАО «Областная
типография «Печатный двор»
432049 г. Ульяновск,
ул. Пушкарева, 27
3
Стр.5
спецпроект
В этом номере мы завершаем публикацию словаря−справочника для
библиотекаря общеобразовательного учреждения «ПООЩРЯЕМ ЧТЕНИЕ,
ФОРМИРУЕМ ИНФОРМАЦИОННУЮ ГРАМОТНОСТЬ. 100 форм работы
по продвижению чтения, и не только».
Сегодня представлено более 30 форм работы!
Все представленные в словаре формы помогут школьному библиотека−
рю развивать в школе книжную, библиотечную среду, вовлекать в про−
цесс чтения новых читателей.
Валентина Борисовна Антипова,
г. Псков
Здесь вы найдете идеи и для внеурочной деятельности, и для организа−
ции библиотечной продленки!
Некоторые формы помогут библиотекарю стать истинным помощником
педагогам в организации проектной деятельности, в разработке
стратегий чтения, развитии навыков смыслового чтения, подготовке
к сочинению.
ВНИМАНИЕ!
Отдельное издание словаря-справочника «ПООЩРЯЕМ ЧТЕНИЕ,
ФОРМИРУЕМ ИНФОРМАЦИОННУЮ ГРАМОТНОСТЬ. 100 форм работы по
продвижению чтения, и не только» будет объявлено в подписку
на 1-е полугодие 2016 года.
Смотрите в каталоге агентства «Роспечать» в блоке «“Школьная
библиотека: сегодня и завтра”. Издательство “Библиомир”». Это будет
расширенный вариант словаря: новые формы, методика,
эффективность.
4
Стр.6
Поощряем чтение,
формируем информационную
грамотность
100 форм работы по продвижению чтения,
и не только
Словарьсправочник для библиотекаря
общеобразовательного учреждения
М
туры;
развитие познавательной и творческой ак
тивности школьников;
развитие литературного вкуса.
Варианты:
◗библиотечный марафон – цикл меро
приятий в библиотеке, объединенных общей те
матикой, который проводится в течение несколь
ких дней. Программу такого марафона составляют
массовые мероприятия, интеллектуальные игры,
творческие задания, разнообразные конкурсы;
◗поэтический марафон – разовое массо
вое мероприятие, посвященное поэзии, на кото
ром присутствующие читают стихи любимых по
этов.
Методика подготовки. Библиотечный ма
рафон можно провести в октябре, к месячнику
школьных библиотек. Однако подготовка к нему
должна вестись заблаговременно. Библиотекарь
Марафон
Метод проектов
Мешок со сказкой
Мультимедийные
технологии
МАРАФОН– мероприятие или цикл массо
вых мероприятий, объединенных общей темати
кой и проводящихся в течение определённого
времени. Спортивное название подразумевает
преодоление некоего маршрута от старта к фини
шу, состязательный характер. Особенность мара
фона – большое количество участников.
Цели:
популяризация библиотеки, книги, литера
заранее продумывает план мероприятий, состав
ляет расписание, совместно с учителями и клас
сными руководителями подбирает учащихся,
которые будут принимать участие в отдельных
мероприятиях. В значительной степени «биб
лиотечный марафон» похож на Неделю библио
теки.
Подготовка разового мероприятия, напри
мер поэтического марафона, занимает меньше
времени. Главной задачей библиотекаря будет
отобрать стихотворения, совместно с учителями
литературы организовать учащихся, которые бу
дут их читать. Для того чтобы мероприятие прош
ло без сбоев, можно заранее установить очеред
ность, в которой учащиеся и другие присутствую
щие будут читать стихи. Ход мероприятия
включает:
● очень краткое вступительное слово биб
лиотекаря, или учителя литературы, или пригла
шенного поэта;
● чтение стихов;
● очень краткое заключительно слово, под
черкивающее значение стихов и мероприятия.
Эффективность. Проанализировать ме
роприятие можно с помощью таких параметров,
как
количество участников,
ную деятельность,
роприятием.
степень вовлеченности участников в актив
степень удовлетворенности участников ме
Примеры. Центральная городская библиоте
ка г. КаменскаУральского провела поэтический
марафон «Город читает Лермонтова». Предвари
тельная подготовка включала запись желающих
принять участие в мероприятии. Для участия в ма
5
Стр.7
СПЕЦПРОЕКТ
рафоне записались читатели каменских библиотек
в возрасте от восьми до 78 лет. Они читали стихи
поэта не только на русском, но и на белорусском,
татарском, удмуртском и украинском языках. В ка
честве чтецов выступили учителя, журналисты,
библиотекари, артисты, ветераны ОВД, архитекто
ры и чиновники. В марафоне приняли участие
библиотечные клубы и литературные студии, каме
нские поэты (Мой библиомир. – URL: http://moy
bibliomir.blogspot.ru/2014/10/blogpost_24.html).
МЕТОД ПРОЕКТОВ – образовательная
технология личностно ориентированного обуче
ния, суть которой состоит в том, что учащиеся
приобретают знания и умения в процессе плани
рования и выполнения практических заданий
проектов через реализацию самостоятельной ис
следовательской, поисковой деятельности.
Цели:
развитие познавательных навыков;
формирование умений информационно
поисковой деятельности;
развитие навыков критического мышления
школьников.
Методика подготовки и проведения. Метод
проектов прекрасно вписывается в образователь
ную функцию школьной библиотеки, потому что
обязательно предусматривает работу с информа
ционными ресурсами.
Метод проектов предполагает решение уча
щимися какойлибо проблемы в ходе выполнения
проекта, а также достижение ими конкретного ре
зультата в виде создания конкретного продукта.
Самостоятельная деятельность учащихся, кото
рую они выполняют в течение определенного от
резка времени, может быть индивидуальной, пар
ной, групповой.
Рассмотрим алгоритм проектной деятель
ности в школьной библиотеке на примере темы
«Оценка и организация информации. Анализ ин
формационных ресурсов и представление
собственного продукта» для учащихся средней и
старшей школы [6. C. 289–293].
Работа над проектом рассчитана на
пять–семь часов и включает несколько этапов.
1й этап – организационный.
Библиотекарь ставит перед учащимися
проблему, из которой проистекают цель и задачи
проекта – создание рекомендательного библио
графического иллюстрированного краеведческо
го альманаха для учащихся средней школы. Тема и
название определяются совместно с классом. На
этом этапе путем мозгового штурма учащиеся
вместе с библиотекарем определяют рубрики аль
манаха и строят алгоритм дальнейшей работы,
который включает:
6
● работу с каталогами и картотеками, ин
тернетресурсами и составление списка литерату
ры и источников;
● просмотр и отбор релевантных ресурсов;
● работу с отобранными ресурсами подго
товка аннотаций;
● поиск иллюстративного материала;
● оформление альманаха;
● подготовка к презентации.
На этом же этапе класс делится на группы,
каждая из которых получает задание подготовить
одну из рубрик будущего альманаха.
2й этап – поисковый. Содержание этого
этапа включает самостоятельную информацион
нопоисковую работу учащихся в группах, подго
товку списков литературы и ресурсов, поиск ил
люстративного материала. Если в школе нет ката
логов и картотек, можно провести урокэкскурсию
в районной библиотеке.
3й этап – аналитический. Библиоте
карь знакомит учащихся с правилами составле
ния аннотаций. Учащиеся распределяют лите
ратуру и материалы для анализа и работают над
составлением аннотаций для альманаха. После
того как аннотации подготовлены, в классе про
исходит их представление. В ходе обсуждения
ребята вносят поправки и корректируют свою
работу.
4й этап – оформление альманаха. Если
есть возможность использования компьютерного
класса, каждая группа делает слайды своей рубри
ки для компьютерной презентации.
Альманах можно оформить и в рукописной
форме. В этом случае ребята аккуратно переписы
вают подготовленные ими аннотации, оформля
ют иллюстрации.
5й этап – презентация альманаха. Аль
манах должен быть представлен в той аудитории,
на которую он готовился. Можно провести пре
зентацию в форме литературного праздника.
Электронный альманах можно разместить на сай
те библиотеки.
Эффективность. В зависимости от целей и
задач проекта, в качестве критериев можно выде
лить:
степень самостоятельности в выполнении
различных этапов работы,
степень включённости в групповую работу,
чёткость выполнения отведённой роли, ко
личество новой информации использованной для
выполнения проекта,
степень осмысления использованной ин
формации,
удовлетворенность участников проекта
собственной работой и окончательным результа
том.
Стр.8