1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
В РОССИИ
ОБРАЗОВАНИЕ
2014. № 10
ISSN 2079-8717
Научное
издание
Журнал издается с 2007 года
ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
ответственный редактор
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2014. № 10
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Executive Editor
Candidate of Philology, Associate Professor M. B. VOROSHILOVA
Managing Editor
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor
of
Psychology,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
Professor, E. F. ZEER
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Валиев Р. А., Максимова Л. А.
Повышение профессиональной компетентности государственных и муниципальных
служащих в области межэтнических и межконфессиональных отношений (из опыта
работы с государственными и муниципальными служащими Свердловской области) ...... 7
Валиев Р. А., Оболенская А. Г., Смирнов А. В.
Модель профессионального опыта государственного служащего Среднего Урала ..... 15
Воробьева И. В., Кружкова О. В., Плешакова А. Ю., Чупина В. А.
Учет эффектов активизации и ингибиции субъектности
при воздействии стресс-факторов городской среды в системе образования................. 22
Корнеева В. А.
Спорт как решение проблемы политической консолидации регионов ......................... 29
Оболенская А. Г.
Переподготовка служащих как условие конструктивной реформы государственного
и муниципального управления и реализации национального плана противодействия
коррупции ................................................................................................................................. 36
Семѐнова Ю. А.
Гражданское образование в системе повышения квалификации государственных
и муниципальных служащих ................................................................................................. 42
Смирнов А. В.
Коррупция как полифакторный феномен ........................................................................... 47
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Брунер Т. И.
Электронный портфолио «Мой маршрут к самореализации: планирование –
управление – результат!» как средство развития и оценивания общекультурных
и общепрофессиональных компетенций студентов педагогического вуза ................... 53
Васенин Е. И.
Концептуальные положения системы регионального кластерного взаимодействия
колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации
профессиональной подготовки кадров ................................................................................ 58
Гаманенко Н. П.
Вовлечение педагогов среднего профессионального образования в деятельность
по освоению и реализации компетентностного подхода .................................................. 63
Гордеев М. Н.
Самостоятельная работа в истории педагогической мысли ............................................. 68
Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Симонова А. А., Фоменко С. Л.
Образовательный кластер как системообразующий компонент региональной модели
непрерывного педагогического образования ..................................................................... 72
Зеер Э. Ф., Югова Е. А.
Критерии и показатели оценки здоровьесберегающей компетентности студентов .... 78
Мельникова М. Л.
Специфика содержания курсов повышения квалификации
для педагогов специального учреждения закрытого типа ............................................... 83
Савельев В. В.
Модульный подход к классификации профессий для создания профориентационных
компьютерных игр .................................................................................................................. 87
Стр.4
5
Старченко Е. В.
Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе языковой
подготовки в вузе ..................................................................................................................... 91
Широких А. Ю.
Сложности интерпретации в изучении английского языка ............................................. 95
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Воронина Л. В., Симонова А. А.
Формирование естественнонаучной картины мира средствами математического
образования .............................................................................................................................. 99
Казаева Е. А., Шабардина О. Г.
Методико-технологическое обеспечение педагогической поддержки детей старшего
дошкольного возраста с отклоняющимся поведением ................................................... 105
Курдина Е. С.
Формирование учебной самостоятельной деятельности вокалистов
в дополнительном музыкальном образовании ................................................................. 114
Свалова Е. В.
Типология трудностей обучения иностранному языку учащихся средней
общеобразовательной школы .............................................................................................. 120
Синявская Е. В.
Условия универсализации моделирования в начальном обучении ................. Ошибка!
Закладка не определена.
Столбова Е. А.
Модель социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы
риска в условиях детского оздоровительного лагеря .................................................. 12929
РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Блясова И. Ю.
Правовая культура подрастающего поколения: проблемы и пути решения............... 134
Вахрамеева С. П., Суворова С. Л.
Теоретико-методологические основания формирования медиаобразовательной
компетентности студентов педагогического вуза ............................................................ 139
Дзиов А. Р.
Роль высшей школы как системообразующего социального института ...................... 144
Дорошук Л. А., Казаева Е. А.
Организация и результаты работы по воспитанию основ гражданственности у детей
старшего дошкольного возраста ......................................................................................... 148
Евдокишина О. В.
Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей
старшего дошкольного возраста ......................................................................................... 155
Кириллов А. Г.
Технология повышения эффективности системы управления вузом на основе
информационных технологий ............................................................................................. 160
Коуров А. В.
Мониторинг качества формирования профессионального саморазвития студентов
вуза с использованием информационных технологий ................................................... 166
Пономарева Л. И.
Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогогической теории
и практике ................................................................................................................................ 171
Сидоров С. В.
Инновационная мобильность как социально-педагогическое явление ....................... 175
Стр.5
6
Соколова Е. А.
Стереотипный образ учителя в прессе провинциального города:
гендерный аспект………………………………………………………………………………………………….180
Шабардина О. Г.
Методика педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста
с отклоняющимся поведением………………………………………………………………………………184
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
(ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Скок Н. В., Терентьев А. Е., Янцер О. В.
Туризм как активное средство воспитания личности в процессе подготовки студентов
к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ............. 190
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Блинов Д. И., Ширшов В. Д.
Традиционные и опережающие технологии формирования готовности учащихся
к чрезвычайным ситуациям ............................................................................................ 194
Коротун А. В.
Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной
России ...................................................................................................................................... 197
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Баум М. А., Чудинов А. П.
Авто- и гетеростереотипы при восприятии национальной системы образования
(по материалам ассоциативного эксперимента) ..............................................................205
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Макеева С. О.
Коммерциализация педагогического дискурса: обзор англоязычных публикаций
последних лет ........................................................................................................................ 209
Информация для авторов ................................................................................................................ 214
Стр.6
214
Информация для авторов
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к рассмотрению статьи,
соответствующие тематике журнала и ранее не публиковавшиеся. Все статьи рецензируются
независимыми экспертами. Окончательное решение о публикации принимает редколлегия
журнала. В случае отказа в публикации редакция направляет автору мотивированный отказ.
Плата за публикацию с аспирантов не взимается.
С 2012 г. все присылаемые материалы обрабатываются в системе «АНТИПЛАГИАТ». В случае
заимствования чужих идей без указания источника цитирования в соответствии с принятыми в
научном сообществе нормами статьи возвращаются авторам.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен быть
выполнен в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем текста
— 8-12 страниц (≈ 20 000 знаков с пробелами); формат страницы — А4; гарнитура — Times
New Roman; размер кегля — 14; межстрочный интервал — 1,5. Допустимые выделения — курсив,
полужирный.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных
форматах — AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не менее
300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п. вместе с
исходным файлом, содержащим данные.
Статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т. е. помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках:
1) фамилия, имя, отчество автора (авторов) полностью;
2) ученая степень, звание, должность;
полное и точное место работы; подразделение организации;
контактная информация (e-mail, почтовый домашний адрес с указанием индекса, почтовый
адрес организации с указанием индекса);
3) название статьи;
4) аннотация (250—300 знаков с пробелами);
5) ключевые слова (5—7 слов).
К статье прилагаются также индекс УДК, рубрика ГСНТИ и код ВАК.
Пронумерованный список литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки
на работы заключаются в квадратные скобки с указанием страницы при цитировании, например:
«Текст цитаты…» [24, с. 56]. Библиографическое описание оформляется по ГОСТ
Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Образцы
оформления представлены на сайте научных журналов УрГПУ journals.uspu.ru
(343) 235-76-03
Ворошилова Мария Борисовна
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 221
Стр.214
215
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2014. № 10
Редактор: кандидат филологических наук А. А. Баранова
Компьютерная верстка кандидата филологических наук А. А. Барановой
Подписано в печать 29.10.14. Формат 60×84/8.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Уч.-изд. л. 20,65. Усл. п. л. 26,88. Тираж 500 экз. Заказ № 4461.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.215