Поэзия удара
молотком как средство «установки» изобретательства
. <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
216
Авторы
2010-1_Logos.indb 1
20.04.2010 10:32:12
Л О ГО С # ( )
философско-литературный журнал
издается с г., выходит раз в год
Главный редактор Валерий Анашвили
Редакторы-составители номера
Владимир Вельминский (Цюрих, Веймар), Игорь Чубаров (Москва, Бохум)
Редакционная коллегия
Виталий Куренной (научный редактор),
Петр Куслий (ответственный секретарь),
Александр Бикбов, Михаил Маяцкий, Александр Павлов,
Николай Плотников, Артем Смирнов, Руслан Хестанов
Научный совет <...> Все
это становится исходным пунктом для попытки, с одной стороны, сравнить понимание машинного в русском авангарде и в западноевропейской культуре предвоенного времени, а с другой — перекинуть мост между общим модернистским подходом к машине, завершающимся понятием das Gestell у Мартина Хайдеггера и постмодернистскими теориями
машины, предложенными в работах Жака Лакана, Мишеля Фуко, Жиля
Делеза, Льюиса Мемфорда и др. <...> Одним из важных действующих лиц в поле темы машинного в первое послереволюционное десятилетие в России был поэт и теоретик
научной организации труда Алексей Гастев, который с помощью Ленина основал в Москве институт изучения труда (ЦИТ ). <...> Сам Гастев при этом имел двойственЛq{q| 1 (74) 2010
2010-1_Logos.indb 3
3
20.04.2010 10:32:15
ную натуру: с одной стороны, как поэт, он описывал футуристическивизионерский проект новых людей-машин, а с другой, и это, пожалуй,
более знаменательно, — был проводником жесткого, субрепрезентативного эргометрического дискурса. <...> Ключевым концептом Гастева в этой связи является установка — при этом Гастев использует именно немецкий термин Einstellung. <...> Таким образом, выясняется, что, например, инженер и писатель Платонов, в чьем романе «Чевенгур» (–
) Иосиф Бродский обнаружил господство языка над говорящим,
также является отчасти последователем гастевской программы. <...> } }~
Мир символического — мир
машины
П
рекрасное <...>
Логос._Литературно-философский_журнал_№1_2010.pdf
Содержание
От редакции. Теория машин / машины теории.
Установка. Медиакультурологическая дискуссия
. . . . . 3
Фридрих А. Киттлер. Мир символического — мир машины . . . . 5
Валерий Подорога. Homo ex machina. Авангард и его
машины. Эстетика новой формы . . . . . . . . . . . . 22
Филипп Саразин. Открыто видимые тела.
От анатомического спектакля к «психологическим
курьезам»
Бернхард Дотцлер. Технонотация:
Бэббидж и могущество цифр
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
. . . . . . . . . . . . . 78
Игорь Чубаров. Литературные машины Андрея Платонова . . . 90
Ян Лацардциг. Парадоксальные машины. Тцара,
Брачелли и происхождение вопроса
. . . . . . . . . . 112
Ханс-Кристиан фон Херрманн. Мета-механика. Театр
машин Жана Тэнгли
. . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Маркус Краевски. Коммуникация с бумажными машинами.
О картотеках Никласа Лумана
. . . . . . . . . . . . . 145
Кристиан Кассунг. Аппарат — это не постав . . . . . . . . . . 164
Владимир Вельминский. Видение верстака. Поэзия удара
молотком как средство «установки» изобретательства . . 173
Вольфганг Эрнст. Логос машины и его границы
с понятием медиа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Геральд Рауниг. Абстрактные машины
. . . . . . . . . . . . 207
Авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
2010-1_Logos indb 1
2010-1_Logos.indb.
20.04.2010 10:32:12
20.04.2010 10:32:12
Стр.1