Е. С. Фоминых
ПРАКТИКА
по направлению подготовки
050700.62 «Специальное (дефектологическое)
образование»,
профиль подготовки «Дошкольная дефектология»
Учебно-методическое пособие
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………... <...> «Производственная практика по организации работы с детьми с
интеллектуальными нарушениями»………………………………………………16
2.1.2. <...> «Производственная практика по организации работы с детьми с
сенсорными нарушениями»……………………………………………………….. <...> 46
Образцы оформления отчетной документации………………………........46
2
ВВЕДЕНИЕ
Практика является составной частью образовательной программы
высшего профессионального образования по направлению подготовки
050700.62
«Специальное
(дефектологическое)
образование»,
профиль
подготовки «Дошкольная дефектология» и представляет собой одну из форм
организации учебного
процесса,
заключающуюся в профессионально-
практической подготовке студентов на базах практики. <...> Компетенции, формируемые в процессе прохождения практики
ОК-3
ОК-7
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-5
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Способность понимать и анализировать экономические проблемы и
общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным
субъектом экономической деятельности
Способность использовать нормативные правовые документы в своей
профессиональной деятельности
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
в области коррекционно-педагогической деятельности
Способность к рациональному выбору и реализации коррекционнообразовательных программ на основе личностно-ориентированного и
индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ
Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому
обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах
образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной
социализации лиц с ОВЗ
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в
условиях как специальных (коррекционных <...>
ПРАКТИКА_по_направлению_подготовки__050700.62_«Специальное_(дефектологическое)_образование»,__профиль_подготовки_«Дошкольная_дефектология».pdf
Е. С. Фоминых
ПРАКТИКА
по направлению подготовки
050700.62 «Специальное (дефектологическое)
образование»,
профиль подготовки «Дошкольная дефектология»
Учебно-методическое пособие
1
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………...…………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…….…….……………..10
1.1. «Учебно-ознакомительная практика»……………………………….10
РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ……….16
2.1. ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ
(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ)………………………………………………………….. 16
2.1.1. «Производственная практика по организации работы с детьми с
интеллектуальными нарушениями»………………………………………………16
2.1.2. «Производственная практика по организации работы с детьми с
сенсорными нарушениями»………………………………………………………..24
2.2. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА………………………………….32
2.2.1. «Комплексная производственная практика»………………………..32
РАЗДЕЛ 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ
И СТУДЕНТОВ………………………………………………................................39
3.1. Права и обязанности руководителей практики……………………..39
3.2. Права и обязанности студентов-практикантов ……………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...46
Образцы оформления отчетной документации………………………........46
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Практика является составной частью образовательной программы
высшего профессионального образования по направлению подготовки
050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль
подготовки «Дошкольная дефектология» и представляет собой одну из форм
организации учебного процесса, заключающуюся в профессиональнопрактической
подготовке студентов на базах практики.
Организация и содержание практики направлены на интеграцию
теоретической и профессионально-практической, учебной и научноисследовательской
деятельности студентов, на комплексное формирование
общекультурных и профессиональных компетенций1.
Компетенции, формируемые в процессе прохождения практики
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК-3
Способность понимать и анализировать экономические проблемы и
общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным
субъектом экономической деятельности
ОК-7 Способность использовать нормативные правовые документы в своей
профессиональной деятельности
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
в области коррекционно-педагогической деятельности
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
Способность к рациональному выбору и реализации коррекционнообразовательных
программ на основе личностно-ориентированного и
индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ
Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому
обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах
образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной
социализации лиц с ОВЗ
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в
условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных
учреждений с целью реализации интегративных моделей образования
Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц
с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психологопедагогического
сопровождения процессов социализации и профессионального
самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья
в области диагностико-консультативной деятельности
ПК-5 Способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое
1 «Положение об организации учебной и производственной практики студентов» ФГБОУ ВПО «Оренбургский
государственный педагогический университет».
3
Стр.3
обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора
индивидуальной образовательной траектории
ПК-6
Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического
обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клиникопсихолого-педагогических)
классификаций нарушений в развитии, в том числе
для осуществления дифференциальной диагностики
ПК-7 Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционноразвивающего
воздействия с целью оценки его эффективности
ПК-8
ПК-9
Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их
родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного
воспитания, жизненного и профессионального самоопределения
в области исследовательской деятельности
Готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере
профессиональной деятельности
ПК-10 Способность к планированию, организации и совершенствованию собственной
коррекционно-педагогической деятельности
ПК-11
ПК-12
ПК-13
Готовность к использованию знаний в области современного русского
литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому
анализу
Способность использовать данные медицинской документации в процессе
организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с
ОВЗ
в области культурно-просветительской деятельности
Готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными
возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по
реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями
ПК-14 Способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний
среди населения
Главным содержанием практики по профилю подготовки «Дошкольная
дефектология» является закрепление, углубление, расширение теоретических
знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического
обучения, становление опыта
целостного системного видения
профессиональной деятельности, способности самостоятельно ориентироваться
в профессионально-значимых ситуациях и решать стоящие перед ними
профессиональные задачи. В процессе прохождения практики студенты
выполняют практические, учебные, учебно-исследовательские, научноисследовательские,
производственные, педагогические, творческие задания на
предприятиях, в организациях или учреждениях, оказывающих психологопедагогическое
сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с
отклонениями в развитии.
4
Стр.4
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования по направлению подготовки 050700.62
«Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки
«Дошкольная дефектология» предусмотрено прохождение следующих видов
практик2:
Учебная практика представляет собой одну из форм организации
учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической
подготовке студентов на базах практики. Учебным планом предусмотрено
прохождение «Учебно-ознакомительной практики», направленной на
знакомство с основами профессиональной деятельности и формирование
первичных профессиональных навыков работы с детьми раннего и
дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии, углубление
первичных профессиональных умений, практических навыков до уровня
компетенций.
Производственная практика по направлению подготовки
050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль
подготовки «Дошкольная дефектология» включает следующие этапы:
1)
ориентирована на закрепление, углубление, расширение теоретических знаний,
умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического
обучения, становление опыта
практика по профилю подготовки (педагогическая)
целостного системного видения
профессиональной деятельности, способности самостоятельно ориентироваться
в профессионально-значимых ситуациях и решать стоящие профессиональные
задачи. Учебным планом предусмотрено прохождение следующих
производственных практик по профилю подготовки:
«Производственная практика по организации работы с детьми с
интеллектуальными нарушениями»;
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по
направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование». Утвержден МОиН РФ
18.01.2010.
5
Стр.5