Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Гуманитарные и социальные науки

Гуманитарные и социальные науки №4 2011

0   0
Страниц457
ID275631
АннотацияНаучный журнал «Гуманитарные и социальные науки» является сетевым изданием, публикует статьи, сообщения, рецензии и другие материалы образовательного, научного, гуманитарного, социально-экономического и культурно-просветительского характера и предоставляет возможность преподавателям, докторантам, аспирантам, практическим работникам представить результаты своих научных исследований на рассмотрение максимально широкой аудитории.
Гуманитарные и социальные науки .— 2011 .— №4 .— 457 с. — URL: https://rucont.ru/efd/275631 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Региональные элиты использовали в данный период возникающие конфликты Гуманитарные и социальные науки <...> Кроме того, законодательство Российской Федерации предоставляло возможности главе исполнительной власти региона широкие полномочия, которые находились в прямой зависимости от должности, Гуманитарные и социальные науки <...> Решение постоянной комиссии по защите прав граждан, законности, гласности, связям с общественными организациями и фор- Гуманитарные и социальные науки <...> Южный федеральный университет Гуманитарные и социальные науки руководителей субъектов 12 августа 2011 г. <...> В связи с тем, как относился И.В. Сталин к этому наступлению НОАК, в китайской и отечественной историографии существуют определенные противоречия. <...> По их утверждениям, во время бесед с Мао Цзэдуном советский представитель по поручению И.В. Сталина посоветовал не развивать дальнейшее наступление против Чан Кайши на Юге Китая, не форсировать реку Янцзы и остановиться на ее северном берегу. <...> Давая свое объяснение подобной рекомендации советского лидера, китайские историки и государственные деятели приводят несколько главных возможных причин ее появления на свет: недооценку советским лидером потенциала китайской революции, неверие в возможность быстрой и окончательной победы в гражданской войне; боязнь того, что в случае наступления коммунистов на Юге Соединенные Штаты вмешаются в конфликт на стороне Чан Кайши, что в свою очередь способно было привести к развязыванию третьей мировой войны; высказывались и предположения о том, что И.В. Сталин вообще не был заинтересован в создании единого, мощного Китая под контролем коммунистов, что он хотел раздробить эту страну, сохранив Юг за Чан Кайши, чтобы затем утверждать советское влияние, используя противоречия между Севером и Югом [1, 2, 3]. <...> Потерпев поражение в Маньчжурии и Северном Китае, Чан Кайши в новогоднем выступлении 1949 г. вновь обратился с призывом к КПК о прекращении <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№4_2011.pdf
ИСТОРИЯ (Специальность 07.00.02) © 2011 г. М.А. Пономарева УДК 94(48).084 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ЮГА РОССИИ В 1990-2000-Е ГГ.: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ Изменения политической ситуации в России в целом, и в Южном регионе, в частности, актуализируют проблему роли региональных элит в процессах структурной модернизации государства. На современном этапе изучению общенациональной элиты и общим тенденциям ее развития посвящены работы О.В Гаман-Голутвиной, О.В. Крыштановской, Е.В. Охотского и др. Вместе с тем, изучение элиты успешно развивается на региональном уровне. Начиная с 1990-х гг. формируется определенная методологическая и источниковедческая база (работы П.В. Смолянского, А.В. Понеделкова, А.М. Старостина, С.А. Кислицына, В.В. Черноуса и др.). Можно говорить о существовании научных школ в Южном регионе. Изучение различных аспектов функционирования и взаимодействия региональных элит на сегодняшний день представляется актуальным подходом, сквозь призму которого возможно рассмотреть развитие политического пространства России в целом. Важным является осознание особенностей политической элиты исполнительных органов власти Юга России в рамках отношений «центр-регион». Ее институциональный дизайн показывает истоки и эволюцию построения «вертикали власти» в современной России. Исполнительная власть в 1990-е гг. характеризовались постепенным усилением децентрализации. В 1990 г., по мнению российского исследователя И.М. Бусыгиной, произошла «региональная революция» [1], характеризовавшаяся введением поста главы администрации (назначался президентом России по критерию личной лояльности). В этот период главы регионов рекрутировались в основном из членов Верховного Совета, в органах исполнительной власти практически не было «хозяйственников». В 1990–1993 гг. региональный политический процесс претерпел «период двоевластия». Его харакГуманитарные и социальные науки 2011. № 4 2
Стр.1
терные черты: неоднородный губернаторский корпус, включавший в себя как «реформаторов», так и «консерваторов»; противостояние исполнительной и законодательной власти (в том числе и федерального уровня); сочетание «криминальных» и политических фигурантов и т.д. В 1992 гг. в регионах прошли первые «кадровые чистки», в частности, был отстранен от должности глава Краснодарского края. С другой стороны, шел процесс формирования сильной местной элиты из бывшего советского государственного аппарата – характерным примером являлся губернатор Ростовской области – В.Ф. Чуб. Достаточно сложный, но типичный процесс формирования региональной элиты проходил в Волгоградской области. Как отмечала российский исследователь Л. Шереметьева, в 1992 г. в Волгограде областной совет и областная администрация жили в относительном согласии, крупных расхождений в политике не было, а возникающие разногласия разрешались в рабочем порядке. Но этот «мирный тандем» периодически атаковала активизировавшаяся радикально-демократическая оппозиция. При этом, депутаты-оппозиционеры, и так находившиеся у власти, хотели бы занять более высокое положение в региональных органах [2]. Действительно, в Южном регионе в целом, и в Волгоградской области, в частности, шел активный процесс ротации элит, заложивший контуры внутрирегиональной политической борьбы на 1990-2000-е гг.: борьба властной и оппозиционной элит с обращением «вовне» к публичной сфере региона, используя возможности влияния последней: акции протеста, требования оппозиционных политических партий и движений, кампании в СМИ и т.д. [3]. Кроме того, в первой половине 1990-х годов формируется правовая база функционирования региональных органов исполнительной ветви власти. В том числе, и функционирования элит соответствующего уровня. В частности, в 25 марта 1992 г. был принят закон о президенте Республики Адыгея, согласно которому он обладал достаточно широкими полномочиями, соотносимыми с полномочиями Президента Российской Федерации. В апреле 1993 г. состоялись первые выборы глав администраций в областях и краях, инициированные местными Советами с целью смещения назначенцев Б.Н. Ельцина. В связи с этим, первая половина 1990-х гг. характеризуется формированием моноцентричной системы власти в регионах, во главе которой находятся главы администрации. Региональные элиты использовали в данный период возникающие конфликты Гуманитарные и социальные науки 2011. № 4 3
Стр.2
для усиления собственного влияния в Южном регионе. Одним из благоприятных оснований для этого был грузино-абхазский конфликт. Так, 27 июня 1997 г. президент Республики Адыгея А.А. Джаримов и глава администрации Краснодарского края Н.И. Кондратенко посетили Республику Абхазия. По завершению визита они подписали совместное заявление с призывом скорейшей ликвидации последствий грузино-абхазского конфликта [4]. Как считает исследователь А. Козлов, подписанное 27 июня 1997 г. совместное заявление проявляет несколько важных тенденций развития региональной элиты. Во-первых, оно показательно как акт государственной деятельности региональных руководителей. Во-вторых, в тексте заявления, несмотря на его миротворческий характер, прослеживается откровенная симпатия к абхазской стороне в грузиноабхазском конфликте. И, наконец, в-третьих, выступление с заявлением президента Адыгеи А.А. Джаримова явилось последовательным шагом адыгейской администрации, оказывающей поддержку Абхазии, а действия краснодарского главы администрации Н.И. Кондратенко, были показательны в характеристике роли, которую он пытался играть в регионе [5]. Можно также согласиться с автором и в том, что поддержка Абхазии в то время гарантировала авторитет среди руководителей республик Северного Кавказа и возможность получения политических дивидендов в этом вопросе от федерального центра. Тем самым можно утверждать, что региональные конфликты стали проявителем направленности интересов различного слоя региональных элит – в сторону федерального центра, либо в сторону самоблокировки, воспринимаемой центром в 1990е гг. как процесс, идентичный регионализации и угрозе территориальной целостности государства. Одновременно происходило постепенное усиление поддержки исполнительных элит непосредственно на местах. Первыми претендентами на вхождение в исполнительный институциональный блок стали главы администраций городов и районов. В различных регионах Юга России с подачи президентов, либо губернаторов принимаются законы, расширяющие полномочия руководителей администраций муниципальных образований и тем самым обеспечивающие необходимую поддержку. Например, в 1997 г. в Адыгее Президент Р. Джаримов внес изменения в Закон Республики Адыгея «О выборах главы администрации города, района». В результате была снижена планка явки избирателей, необходимая для признания выборов состоявшимиГуманитарные и социальные науки 2011. № 4 4
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ