ИСТОРИЯ
(Специальность 07.00.02)
© 2010 г. В.М. Кузьмина
УЧАСТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Представлены основные историографические тенденции в области изучения
многогранной деятельности творческой интеллигенции. <...> Впервые в историографии творческая деятельность интеллиген
ции раскрыта с позиции ее участия в индустриальной модернизации страны. <...> Ключевые слова: модернизация, индустриальная модернизация, творче
ская интеллигенция, советский период историографии, постсоветский пери
од историографии. <...> Именно опыт проведения индустриальной модернизации в ХХ веке
подсказывает нам необходимость привлечения широкой общественности к
самому процессу модернизации, а не только государства и бизнеса. <...> Труд интеллигенции важен и социально зна
чим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в
Гуманитарные и социальные науки <...> К интеллигенции в решении насущных проблем обращались за помо
щью разные правители, социальные группы, партии, поскольку видели в ней
ту силу, от деятельности которой зависит прогресс в областях науки, техни
ки, искусства, образования, медицины и т. д. <...> В
целом, по проблеме «интеллигенция» было опубликовано свыше тысячи ра
бот историков, социологов, философов, но в данных исследованиях интелли
генция рассматривалась лишь как объект истории, за которую боролась пар
Гуманитарные и социальные науки <...> Л.Д. Троцкий
отмечал «великую силу искусства», и призывал относиться к деятельности
интеллигенции ответственно, понимая значимость их роли в обществе [4]. <...> Деятельность
творческой интеллигенции как способ диалога между режимом и народом
рассмотрена в работе В. <...> В целом, анализ основных направле
ний отечественной и зарубежной историографии показал, что были заложены
методологические основы для изучения этой темы и собран фактический ма
териал о разнообразной деятельности интеллигенции <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№4_2010.pdf
ИСТОРИЯ
(Специальность 07.00.02)
© 2010 г. В.М. Кузьмина
УЧАСТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Представлены основные историографические тенденции в области изучения
многогранной деятельности творческой интеллигенции. Выделены периоды в развитии
отечественной и зарубежной (англоамериканской) исторической мысли в вопросах
изучения творческой деятельности интеллигенции в советский период отечественной
истории. Впервые в историографии творческая деятельность интеллигенции
раскрыта с позиции ее участия в индустриальной модернизации страны.
Ключевые слова: модернизация, индустриальная модернизация, творческая
интеллигенция, советский период историографии, постсоветский период
историографии.
В свете обозначенного президентом РФ Д.А. Медведевым курсом на модернизацию,
происходят активные вливания денежных средств в отдельные
отрасли народного хозяйства, вводятся должности ответственных за осуществление
процесса модернизации, активно обсуждается данное направление
развития страны в СМИ. Но при этом модернизация отождествляется исключительно
с экономическими изменениями, с выведением страны на новый
уровень конкурентоспособности. При таком узком понимании сущности модернизации
невозможно достичь реальных успехов в дальнейшем развитии
страны. Именно опыт проведения индустриальной модернизации в ХХ веке
подсказывает нам необходимость привлечения широкой общественности к
самому процессу модернизации, а не только государства и бизнеса. Прослеживается
желание осуществить модернизацию общества, в основе которой
лежали бы передовые идеи культуры и науки, которые нужны во всех сферах
жизни – производственной, экономической, социальной, духовной. А это
прерогатива интеллигенции как хранительницы общечеловеческих и национальных
духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим,
поскольку способствует творческому решению практических проблем в
Гуманитарные и социальные науки
2010. № 4
2
Стр.1
той или иной области. Чем активнее ее участие в социально-экономических
событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным
формам социального бытия. Опыт подсказывает нам, что на протяжении
всей отечественной истории интеллигенция являлась важной созидательной
силой, способной преобразовать общество и влиять на состояние
умов. К интеллигенции в решении насущных проблем обращались за помощью
разные правители, социальные группы, партии, поскольку видели в ней
ту силу, от деятельности которой зависит прогресс в областях науки, техники,
искусства, образования, медицины и т. д. В связи с этим изучение основных
историографических тенденций по проблеме вклада творческой интеллигенции
в индустриальную модернизацию страны, позволит четко выделить
круг вопросов как разработанных, так и нераскрытых в отечественной историографической
науке.
Изучение вклада творческой интеллигенции в индустриальную модернизацию
страны представляется нам целесообразным начать с направлений, которые
сложились в процессе изучения деятельности интеллигенции в XX в. В
самом общем виде мы делим отечественную историографию на два периода:
советский (1917-1991 гг.) и постсоветский (с 1992 года до настоящего времени).
Результатом развития историографии первого периода стало складывание
нескольких направлений. Первое – изучение деятельности интеллигенции,
как буржуазной, так и советской, с позиции их вклада в агитацию и пропаганду
ценностей нового социалистического общества, формировании новой
интеллигенции, повышения уровня грамотности и образованности населения.
Партийные и государственные деятели говорят о значимой роли интеллигенции
в проведение начального этапа индустриальной модернизации.
А.В. Луначарский в своих трудах характеризовал ее как «носителя и организатора
общественного опыта [1]. М.Н. Покровский отводил интеллигенции
значимую роль в вопросах социалистического строительства и модернизации
общества [2]. С 1930-х гг. среди ряда советских историков стало складываться
однозначное понимание интеллигенции как передовой и народной, как
агитатора и пропагандиста новых ценностей социалистического общества. В
целом, по проблеме «интеллигенция» было опубликовано свыше тысячи работ
историков, социологов, философов, но в данных исследованиях интеллигенция
рассматривалась лишь как объект истории, за которую боролась парГуманитарные
и социальные науки
2010. № 4
3
Стр.2
тия, и которую необходимо было перевоспитывать. Второе направление связано
с изучением советской интеллигенции как профессиональной группы. В
1930-е гг. труды носили в основном социологический характер, где объектом
исследования выступала интеллигенция, а вопросы ее вклада в индустриальное
развитие страны не рассматривались [3]. В 1950-е гг. многими исследователями
были выполнены диссертации, в которых именно техническая интеллигенция,
но никак не творческая, рассматривалась как необходимый компонент
для интенсивного развития индустриализации. В 1960-е гг. актуальной
была тема дифференциации интеллигенции. Продуктивно в этом направлении
работали С.А. Федюкин, Э.Б. Генкина, Б.Д. Лебин, С.А. Красильников,
В.А. Конев, П.И. Кабанов и др. Со второй половины 1980-х гг. возрос интерес
к теме «интеллигенция», поскольку представители именно этого слоя
шли в фарватере всех изменений в обществе в 1980-е гг. Но, к сожалению,
поток публицистических работ оттеснил исследования профессиональных
историков в этой области.
Третье направление связано с изучением творческой деятельности интеллигенции
в условиях построения социализма на разных этапах. Л.Д. Троцкий
отмечал «великую силу искусства», и призывал относиться к деятельности
интеллигенции ответственно, понимая значимость их роли в обществе [4].
Одними из первых работ, раскрывающих значимость творчества художественной
интеллигенции, стали публикации С.В. Кафтанова и Е.М. Ярославского
[5]. В этих работах указывается на основную задачу интеллигенции –
пропагандировать целеустремленность, веру в успех и необходимость отдать
все силу на поднятие экономики в условиях военного времени. Четвертое
направление связано с изучением истории индустриализации СССР. В работах
историков индустриализация рассмотрена как составная часть ленинского
плана построения социалистического общества в СССР. С 1930-х до середины
1980-х гг. понимание сущности индустриализации менялось от преимущественного
развития тяжелой промышленности до перестройки всего народного
хозяйства на новой технической основе.
Общей чертой советской историографии было то, что историки положительно
оценивали вклад индустриализации в построение социализма в СССР,
подчеркивали ее многочисленные достоинства по сравнению с капиталистической
индустриализацией в дореволюционной России и странах Запада. Что
Гуманитарные и социальные науки
2010. № 4
4
Стр.3