Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Гуманитарные и социальные науки

Гуманитарные и социальные науки №4 2010

0   0
Страниц272
ID275625
АннотацияНаучный журнал «Гуманитарные и социальные науки» является сетевым изданием, публикует статьи, сообщения, рецензии и другие материалы образовательного, научного, гуманитарного, социально-экономического и культурно-просветительского характера и предоставляет возможность преподавателям, докторантам, аспирантам, практическим работникам представить результаты своих научных исследований на рассмотрение максимально широкой аудитории.
Гуманитарные и социальные науки .— 2010 .— №4 .— 272 с. — URL: https://rucont.ru/efd/275625 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЯ (Специальность 07.00.02) © 2010 г. В.М. Кузьмина УЧАСТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР Представлены основные историографические тенденции в области изучения многогранной деятельности творческой интеллигенции. <...> Впервые в историографии творческая деятельность интеллиген ции раскрыта с позиции ее участия в индустриальной модернизации страны. <...> Ключевые слова: модернизация, индустриальная модернизация, творче ская интеллигенция, советский период историографии, постсоветский пери од историографии. <...> Именно опыт проведения индустриальной модернизации в ХХ веке подсказывает нам необходимость привлечения широкой общественности к самому процессу модернизации, а не только государства и бизнеса. <...> Труд интеллигенции важен и социально зна чим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в Гуманитарные и социальные науки <...> К интеллигенции в решении насущных проблем обращались за помо щью разные правители, социальные группы, партии, поскольку видели в ней ту силу, от деятельности которой зависит прогресс в областях науки, техни ки, искусства, образования, медицины и т. д. <...> В целом, по проблеме «интеллигенция» было опубликовано свыше тысячи ра бот историков, социологов, философов, но в данных исследованиях интелли генция рассматривалась лишь как объект истории, за которую боролась пар Гуманитарные и социальные науки <...> Л.Д. Троцкий отмечал «великую силу искусства», и призывал относиться к деятельности интеллигенции ответственно, понимая значимость их роли в обществе [4]. <...> Деятельность творческой интеллигенции как способ диалога между режимом и народом рассмотрена в работе В. <...> В целом, анализ основных направле ний отечественной и зарубежной историографии показал, что были заложены методологические основы для изучения этой темы и собран фактический ма териал о разнообразной деятельности интеллигенции <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№4_2010.pdf
ИСТОРИЯ (Специальность 07.00.02) © 2010 г. В.М. Кузьмина УЧАСТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР Представлены основные историографические тенденции в области изучения многогранной деятельности творческой интеллигенции. Выделены периоды в развитии отечественной и зарубежной (англоамериканской) исторической мысли в вопросах изучения творческой деятельности интеллигенции в советский период отечественной истории. Впервые в историографии творческая деятельность интеллигенции раскрыта с позиции ее участия в индустриальной модернизации страны. Ключевые слова: модернизация, индустриальная модернизация, творческая интеллигенция, советский период историографии, постсоветский период историографии. В свете обозначенного президентом РФ Д.А. Медведевым курсом на модернизацию, происходят активные вливания денежных средств в отдельные отрасли народного хозяйства, вводятся должности ответственных за осуществление процесса модернизации, активно обсуждается данное направление развития страны в СМИ. Но при этом модернизация отождествляется исключительно с экономическими изменениями, с выведением страны на новый уровень конкурентоспособности. При таком узком понимании сущности модернизации невозможно достичь реальных успехов в дальнейшем развитии страны. Именно опыт проведения индустриальной модернизации в ХХ веке подсказывает нам необходимость привлечения широкой общественности к самому процессу модернизации, а не только государства и бизнеса. Прослеживается желание осуществить модернизацию общества, в основе которой лежали бы передовые идеи культуры и науки, которые нужны во всех сферах жизни – производственной, экономической, социальной, духовной. А это прерогатива интеллигенции как хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в Гуманитарные и социальные науки 2010. № 4 2
Стр.1
той или иной области. Чем активнее ее участие в социально-экономических событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Опыт подсказывает нам, что на протяжении всей отечественной истории интеллигенция являлась важной созидательной силой, способной преобразовать общество и влиять на состояние умов. К интеллигенции в решении насущных проблем обращались за помощью разные правители, социальные группы, партии, поскольку видели в ней ту силу, от деятельности которой зависит прогресс в областях науки, техники, искусства, образования, медицины и т. д. В связи с этим изучение основных историографических тенденций по проблеме вклада творческой интеллигенции в индустриальную модернизацию страны, позволит четко выделить круг вопросов как разработанных, так и нераскрытых в отечественной историографической науке. Изучение вклада творческой интеллигенции в индустриальную модернизацию страны представляется нам целесообразным начать с направлений, которые сложились в процессе изучения деятельности интеллигенции в XX в. В самом общем виде мы делим отечественную историографию на два периода: советский (1917-1991 гг.) и постсоветский (с 1992 года до настоящего времени). Результатом развития историографии первого периода стало складывание нескольких направлений. Первое – изучение деятельности интеллигенции, как буржуазной, так и советской, с позиции их вклада в агитацию и пропаганду ценностей нового социалистического общества, формировании новой интеллигенции, повышения уровня грамотности и образованности населения. Партийные и государственные деятели говорят о значимой роли интеллигенции в проведение начального этапа индустриальной модернизации. А.В. Луначарский в своих трудах характеризовал ее как «носителя и организатора общественного опыта [1]. М.Н. Покровский отводил интеллигенции значимую роль в вопросах социалистического строительства и модернизации общества [2]. С 1930-х гг. среди ряда советских историков стало складываться однозначное понимание интеллигенции как передовой и народной, как агитатора и пропагандиста новых ценностей социалистического общества. В целом, по проблеме «интеллигенция» было опубликовано свыше тысячи работ историков, социологов, философов, но в данных исследованиях интеллигенция рассматривалась лишь как объект истории, за которую боролась парГуманитарные и социальные науки 2010. № 4 3
Стр.2
тия, и которую необходимо было перевоспитывать. Второе направление связано с изучением советской интеллигенции как профессиональной группы. В 1930-е гг. труды носили в основном социологический характер, где объектом исследования выступала интеллигенция, а вопросы ее вклада в индустриальное развитие страны не рассматривались [3]. В 1950-е гг. многими исследователями были выполнены диссертации, в которых именно техническая интеллигенция, но никак не творческая, рассматривалась как необходимый компонент для интенсивного развития индустриализации. В 1960-е гг. актуальной была тема дифференциации интеллигенции. Продуктивно в этом направлении работали С.А. Федюкин, Э.Б. Генкина, Б.Д. Лебин, С.А. Красильников, В.А. Конев, П.И. Кабанов и др. Со второй половины 1980-х гг. возрос интерес к теме «интеллигенция», поскольку представители именно этого слоя шли в фарватере всех изменений в обществе в 1980-е гг. Но, к сожалению, поток публицистических работ оттеснил исследования профессиональных историков в этой области. Третье направление связано с изучением творческой деятельности интеллигенции в условиях построения социализма на разных этапах. Л.Д. Троцкий отмечал «великую силу искусства», и призывал относиться к деятельности интеллигенции ответственно, понимая значимость их роли в обществе [4]. Одними из первых работ, раскрывающих значимость творчества художественной интеллигенции, стали публикации С.В. Кафтанова и Е.М. Ярославского [5]. В этих работах указывается на основную задачу интеллигенции – пропагандировать целеустремленность, веру в успех и необходимость отдать все силу на поднятие экономики в условиях военного времени. Четвертое направление связано с изучением истории индустриализации СССР. В работах историков индустриализация рассмотрена как составная часть ленинского плана построения социалистического общества в СССР. С 1930-х до середины 1980-х гг. понимание сущности индустриализации менялось от преимущественного развития тяжелой промышленности до перестройки всего народного хозяйства на новой технической основе. Общей чертой советской историографии было то, что историки положительно оценивали вклад индустриализации в построение социализма в СССР, подчеркивали ее многочисленные достоинства по сравнению с капиталистической индустриализацией в дореволюционной России и странах Запада. Что Гуманитарные и социальные науки 2010. № 4 4
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.