Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Гуманитарные и социальные науки

Гуманитарные и социальные науки №3 2010

0   0
Страниц332
ID275624
АннотацияНаучный журнал «Гуманитарные и социальные науки» является сетевым изданием, публикует статьи, сообщения, рецензии и другие материалы образовательного, научного, гуманитарного, социально-экономического и культурно-просветительского характера и предоставляет возможность преподавателям, докторантам, аспирантам, практическим работникам представить результаты своих научных исследований на рассмотрение максимально широкой аудитории.
Гуманитарные и социальные науки .— 2010 .— №3 .— 332 с. — URL: https://rucont.ru/efd/275624 (дата обращения: 16.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На одно из первых мест в этом случае можно поставить религиозное учение о человеческой духовности и нравственности русских религиозных философов и зарубежную гуманистическую философию культуры. <...> Она начала процесс самоуничтожения культуры, и теперь Гуманитарные и социальные науки 2010. <...> При этом возникает возможность показать модальности абсолютного и относительного в персоналистическом образе духовной культуры личности и рассмотреть концепты, выражающие духовную автономность личности в контексте процессов секуляризации. <...> В России кризис протекает особенно остро, что означает необходимость анализа этико-эстетических концептов духовной культуры в аспекте автономии религиозного сознания и функционирования общества. <...> В интересующим нас аспекте искусство подчеркивает релятивность, то есть относительность духовных ценностей и их выражения в этико-эстетических концептах. <...> Критерий иррелевантности автономности человека по отношению к духовной автономности искусства использовал при анализе глобального кризиса ХХ столетия Н.А. Бердяев. <...> Автономность искусства парадоксальным образом заклю- Гуманитарные и социальные науки 2010. <...> Концепты, выражающие духовную автономность личности в процессах секуляризации, Гуманитарные и социальные науки 2010. <...> № 3 7 бы, безудержной релятивизации культурных ценностей, соединять абсолютную и относительную модальности человеческой субъективности, выраженных с социокультурной динамике этико-эстетических концептов. <...> Армавирский православно-социальный институт Гуманитарные и социальные науки 2010. <...> Ярким примером обновленческих НРД в России являются рериховское движение, движение последователей П.К. Иванова, а также многочисленные и разнообразные группы, относимые к движению «Нью-Эйдж». <...> В итоге, МОСК стал рассматривать построение общества на основе принципов варнового деления как отдаленную перспективу, которая, фактически, не имеет отношения к современности <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№3_2010.pdf
ФИЛОСОФИЯ (Статьи по специальности 09.00.13) © 2010 г. В.П. Ермаков ОСМЫСЛЕНИЕ КРИЗИСА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Специфика духовного кризиса заключается в разрушении личностной автономии и духовных ценностей. Духовный кризис обладает автономностью, который выражает человеческую автономию в культуре и социуме, поэтому кризис общества человека и культуры неразрывно взаимосвязаны. Нельзя считать, что одно из них первично, а другое вторично. Возможно, что сам материальный и экономический кризис вызван кризисом человека и культуры. Например, безнравственность политической элиты, коррупция и стремление экономической элиты к обогащению сами по себе провоцируют кризис. Ключевые слова: духовный кризис, духовная культура, искусство, нравственность, человек, личность, автономия. Сейчас много говорят об экономическом кризисе. Однако современный кризис носит комплексный характер, и опасно забывать о его духовной составляющей. Действительный прогресс общества, культуры и человека следует рассматривать во взаимосвязи с нравственным прогрессом как неразделимый с нравственным прогрессом, а его критерий задается уровнем гуманизма в обществе. Соответственно кризис охватывает все эти компоненты. Рассмотрим взаимосвязь духовного и материального кризиса. На одно из первых мест в этом случае можно поставить религиозное учение о человеческой духовности и нравственности русских религиозных философов и зарубежную гуманистическую философию культуры. В частности, отметим учение о взаимосвязи этики и культуры Альберта Швейцера [1]. Коренной причиной глубокого и все более развивающегося кризиса современной культуры буржуазного общества А. Швейцер считает тщетность многочисленных попыток создания убедительной индивидуальной этики. Автор справедливо отмечает, что упадок культуры буржуазного общества не порожден мировой войной, совсем напротив, война лишь усилила кризис культуры и сама была его выражением. Она начала процесс самоуничтожения культуры, и теперь Гуманитарные и социальные науки 2010. № 3 2
Стр.1
этот процесс продолжается полным ходом. Этот вывод, сформулированный А. Швейцером на основе его наблюдений за ходом и результатами первой мировой войны, он относит и ко второй мировой войне и к послевоенному времени, породившему угрозу термоядерной катастрофы для всего человечества. Определяя перспективу исследования кризиса духовной культуры личности в духовно-нравственном аспекте как поиск этических и эстетических концептов и их сравнительный анализ в национальных культурах и прежде всего в своей, российской культуре, надо выделить работы А. Вежбицкой, Л.А. Микешиной, Ю.С. Степанова, Н.С. Юлиной и др. В условиях кризиса этического сознания и подмены истинных ценностей ложными это различение помогает сохранять элементы абсолютного в морали и противодействовать релятивизации этического. Отметим также ставшие классическими работы А. Моля по социодинамике духовной культуры, идею «мозиачности» современной массовой культуры [2]. Обращает на себя внимание тот факт, что поток литературы по исследованию культурных концептов приобретает характер информационной неуправляемой лавины. Однако среди этой литературы философских обобщений явно недостаточно. Основная мысль, которую мы хотели бы обосновать, состоит в том, что культурные концепты религиозного мировоззрения личности в силу своей абсолютной модальности помогают преодолеть духовный кризис человека и культуры, связанные с релятивизацией культуры. В методологическом плане это означает выявление диалогического соотношения диалектики, феноменологии и герменевтики в интерпретации культурного содержания концепта. При этом возникает возможность показать модальности абсолютного и относительного в персоналистическом образе духовной культуры личности и рассмотреть концепты, выражающие духовную автономность личности в контексте процессов секуляризации. В России кризис протекает особенно остро, что означает необходимость анализа этико-эстетических концептов духовной культуры в аспекте автономии религиозного сознания и функционирования общества. Современный кризис это, прежде всего, кризис человека. Этот кризис в его духовном измерении сопряжен с разрушением этической автономии личности. Автономия выражается в этических концептах. Культурные концепты – это динамические смысловые схемы, которые в универсальной, всеобщей форме выражают ценностные установки людей как инГуманитарные и социальные науки 2010. № 3 3
Стр.2
дивидов, их ментальность, базовые эмоции и потребности. Достоинство концепта состоит в том, что он является основной единицей хранения и передачи информации, имеющей динамический характер. Культурный концепт – минимальная единица духовных ресурсов сознания личности, опосредствующая общее и единое в особенном. Культурные концепты могут быть рассмотрены в аспекте идеи духовности личности, т.е. процесса взаимного превращения абсолютного и относительного в духовной жизни человека и общества, процесса, который включает в себя культуру и человека как ее субъекта. Содержание традиционных культурных концептов религиозного сознания личности имеет непреходящее значение для современной духовной культуры. Существует ли кризис как таковой? Самый оптимистический ответ («нет») необходимо сразу же отвергнуть, ссылаясь на аргументы изложенные в книге П.А. Сорокина «Кризис нашего времени» [3]. Во многих работах он на основе обширных доказательств одним из первых констатировал, что «все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис» [3, с. 247]. «В противовес диагнозу оптимистическому настоящий кризис носит не обычный, а экстраординарный характер. Это не просто экономические или политические неурядицы, кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Это кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов» [3, с. 429]. Отметим, что кризис искусства ставится здесь на первое место. И это неслучайно. В интересующим нас аспекте искусство подчеркивает релятивность, то есть относительность духовных ценностей и их выражения в этико-эстетических концептах. Искусство становиться высокотехничным, но безбожным, аморальным, безобразным и психопатологичным. Кризис нашего времени (ХХ-ХХI вв.), по мнению П. А. Сорокина, это следствие наступления эпохи чувственной «культурной суперсистемы», которая сменяет «идеалистическую» и «идеациональную» культурные системы [3, с. 430-431]. Идеациональная культура – это монолитная культура, ориентированная на абсолютную ценность (Бог). Идеалистическая же культура частично чувственна и одновременно сверхчувственна, т.е. соединяет абсолютное и относительное. А чувственная культура только относительна. Искусство становится товаром, который необходимо потребить. Оно продажно, антигуманно, Гуманитарные и социальные науки 2010. № 3 4
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ