Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Гуманитарные и социальные науки

Гуманитарные и социальные науки №5 2009

0   0
Страниц80
ID275619
АннотацияНаучный журнал «Гуманитарные и социальные науки» является сетевым изданием, публикует статьи, сообщения, рецензии и другие материалы образовательного, научного, гуманитарного, социально-экономического и культурно-просветительского характера и предоставляет возможность преподавателям, докторантам, аспирантам, практическим работникам представить результаты своих научных исследований на рассмотрение максимально широкой аудитории.
Гуманитарные и социальные науки .— 2009 .— №5 .— 80 с. — URL: https://rucont.ru/efd/275619 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ (Статьи по специальности 09.00.13) © 2009 г. Т.А. Брачун «МИФ АГРЕССИВНОСТИ» ЧУКЧЕЙ: ОПЫТ КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Рассматриваются причины и особенности конфликтов и «агрессивных» настроений чукчей в борьбе с северными иноплеменниками и «пришлыми людьми» за территорию проживания и ареал кочевья. <...> Отмечается высокая культура организации и стратегии военных действий чукотских воинов в «русско-чукотской войне». <...> Описан образ «пришлых людей», «образ русского», зафиксированный в чукотской мифологии, фольклоре, сказаниях. <...> Ключевые слова: «немирные чукчи», культура, освоение ландшафтов, ареал этнического способа производства, культура чукчей, «образ русского», «образ иноплеменника». <...> Войны между русскими и чукчами, а также многочисленные войны чукчей с соседними народами послужили появлению представлений о воинственности, агрессивности и даже жестокости этого народа, что не соотносится с современными представлениями о чукчах, особенно, бытующих в современном фольклоре, где образ чукчи соответствует, скорее, совершенно противоположным стереотипам, среди которых – наивность, доверчивость, покладистость, легкое лукавство и т.д. <...> Вместе с тем данные истории говорят о том, что отношения чукчей с русскими были не всегда мирными, что, в общем, опровергает тезис о «естественном», «безболезненном», «не трагическом» освоении Чукотки императорской Россией. <...> При общем игнорировании темы, «пропуске» негативных аспектов взаимоотношений, ее отголоски мы видим в фольклоре чукчей, в мифах и сказаниях, коГуманитарные и социальные науки 2009. <...> И если сюжеты войн нашли свое место в этнической мифологии, значит, они имели и имеют большое значение для чукчей, и до сих пор оказывают существенное влияние на формирование образа «пришлого человека». <...> Так случилось, что самое первое упоминание о чукчах, по-видимому, относится к 1641 г. в связи с нападением чукчей на сборщиков ясака в районе центральной Колымы <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№5_2009.pdf
ФИЛОСОФИЯ (Статьи по специальности 09.00.13) © 2009 г. Т.А. Брачун «МИФ АГРЕССИВНОСТИ» ЧУКЧЕЙ: ОПЫТ КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Рассматриваются причины и особенности конфликтов и «агрессивных» настроений чукчей в борьбе с северными иноплеменниками и «пришлыми людьми» за территорию проживания и ареал кочевья. Отмечается высокая культура организации и стратегии военных действий чукотских воинов в «русско-чукотской войне». Описан образ «пришлых людей», «образ русского», зафиксированный в чукотской мифологии, фольклоре, сказаниях. Ключевые слова: «немирные чукчи», культура, освоение ландшафтов, ареал этнического способа производства, культура чукчей, «образ русского», «образ иноплеменника». Войны между русскими и чукчами, а также многочисленные войны чукчей с соседними народами послужили появлению представлений о воинственности, агрессивности и даже жестокости этого народа, что не соотносится с современными представлениями о чукчах, особенно, бытующих в современном фольклоре, где образ чукчи соответствует, скорее, совершенно противоположным стереотипам, среди которых – наивность, доверчивость, покладистость, легкое лукавство и т.д. Вместе с тем данные истории говорят о том, что отношения чукчей с русскими были не всегда мирными, что, в общем, опровергает тезис о «естественном», «безболезненном», «не трагическом» освоении Чукотки императорской Россией. В современной литературе доминирует миф о «мирном продвижении» империи по Сибири и окраинам Азии, что предполагает изначально позитивный настрой аборигенных народов, как к русским, так и к миропорядку, который они устанавливали. По крайней мере, иное мнение или иное направление, рассматривающее военный аспект, до сих пор не находит должного внимания и исследования. При общем игнорировании темы, «пропуске» негативных аспектов взаимоотношений, ее отголоски мы видим в фольклоре чукчей, в мифах и сказаниях, коГуманитарные и социальные науки 2009. № 5 2
Стр.1
торые живы до сих пор. И если сюжеты войн нашли свое место в этнической мифологии, значит, они имели и имеют большое значение для чукчей, и до сих пор оказывают существенное влияние на формирование образа «пришлого человека». Так случилось, что самое первое упоминание о чукчах, по-видимому, относится к 1641 г. в связи с нападением чукчей на сборщиков ясака в районе центральной Колымы. Столкновение было инициировано самими чукчами, причем, за пределами постоянной территории их проживания. Лишь в конце 40-х гг. XVII в. русские казаки добрались до реки Анадырь и основали зимовье. В 1652 г. Семен Дежнев, возглавляющий отряд казаков, завершил строительство Анадырского острога, ставшего форпостом империи на Крайнем Северо-Востоке. Основание острога, безусловно, означало присоединение всего территориального ареала к империи, что подразумевало утверждение законов и установление административного влияния во всем регионе. Но «малые силы» казаков не способствовали быстрому решению проблемы. Присутствие «пришлых людей» сильно повлияло на жизнь аборигенных народов. Ительмены, коряки, юкагиры, отчасти эскимосы демонстрировали миролюбие и охотно сотрудничали с новой администрацией. Чукчи проявили замкнутость, периодически перерастающую во враждебность. Уже на этом, самом раннем этапе, ярко проявилась специфика этноса. Самый многочисленный народ Чукотки в этот период находился в завершающей стадии оформления хозяйственного уклада, что кардинально повлияло на его социальную структуру и культуру. Начиная, примерно, с XV в. чукчи осуществили переход от охоты на дикого оленя к кочевому оленеводству [1, с.18]. Это повлекло за собой процессы тектонического характера. Во-первых, это потребовало иной социальной организации, в которой соседская община становилась сердцевиной социума и звеном хозяйствования. Во-вторых, кочевое оленеводство потребовало формирования иного отношения к ареалу проживания – закрепления территории. Последнее стало причиной повышенной агрессии чукчей, стремящихся закрепить за собой ранее «ничьи земли». Принимая терминологию Л.Н. Гумилева, что весьма уместно, следует сделать вывод о «высоком пассионарном напряжении» чукотского этноса к моменту появления на его территории русских казаков. Народ перестраивал свой социально-хозяйственный уклад, формировал новый стереотип поведения, а именно: овладение землей, угодьями, пригодными для выпаса оленей и Гуманитарные и социальные науки 2009. № 5 3
Стр.2
ее охрана. Приход русских вызвал систематическое сопротивление чукчей. Они наотрез отказывались платить ясак, игнорировали административно-политические полномочия новой власти, вступали с ней в открытые военные конфликты. Напротив, ительмены, коряки, юкагиры видели в новой власти гаранта стабильности и охотно платили ясак и в военных конфликтах с чукчами регулярно принимали сторону русской администрации, усмиряя «немирных» соседей. Период относительно сдержанной политики царской администрации был завершен в 1727 г., когда на Чукотку был послан военный отряд, под руководством казачьего головы Афанасия Шестакова. Усилив свой отряд (он насчитывал около 400 человек) коряками и якутами, А. Шестаков разделил его на две части (вторую часть возглавил Дмитрий Павлуцкий, капитан Тобольского драгунского полка) и углубился на территорию Чукотки «двумя крыльями». С самого начала мало кто верил, что данную демонстрацию силы можно считать началом войны. Скорее всего, это было фактом организованного военного присутствия, в крайнем случае – масштабное полицейское мероприятие. Но разгорелась война, которую следовало бы назвать русско-чукотской войной, типичной войной колониального характера. Весной 1730 г., в ходе крупного боя, был полностью разбит отряд под командованием казака А. Шестакова, который в этом бою погиб. Более успешным полководцем был Д. Павлуцкий, который нанес чукчам несколько ощутимых поражений, активно применяющий стратегию регулярной армии. Череда поражений вынудила чукчей перейти к тактике партизанских действий, и война приняла нескончаемый характер. Даже по самым скромным подсчетам, для того, чтобы усмирить многочисленные партизанские группы чукчей на бескрайних просторах Чукотки, требовалось несколько десятков тысяч солдат. Храбрые воины, чукчи умело использовали свое знание местности и были, фактически, неуловимы. При этом они возобновили регулярные походы против ительменов, коряков, юкагиров и эскимосов, отвоевывая ареал для хозяйственной деятельности. В середине 40-х гг. XVIII в. война приняла более интенсивный оборот. С 1744 по 1746 гг. на Чукотку было снаряжено три военных экспедиции под командованием «чукотского стратега» Павлуцкого. Гибкие мобилизационные возможности чукчей позволяли им в короткий срок распускать войско на множество мелких групп и быстро, в заданном месте сосредотачивать необГуманитарные и социальные науки 2009. № 5 4
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.