Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Православная икона

0   0
АвторыБиктимирова Юлия Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц60
ID275419
АннотацияБрошюра раскрывает художественный и духовный смысл иконы; рассказывает о технике её изготовления, об истории иконографии. Автором подчеркивается индивидуальность иконографического стиля византийского, древнерусского, современного иконописания, а также замечается его отличие от западноевропейской картины. Для забайкальских учителей будет интересен раздел местночтимых в крае икон.
Православная икона / Ю.В. Биктимирова .— : [Б.и.], 2013 .— 60 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/275419 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Православная икона Православная икона Чита, «Палитра», 2013 УДК 281.93 ББК 86.372 П 68 Печатается по решению редакционного совета Проекта «Азбука православной культуры» Ответственный редактор – Евстафий, архиепископ Читинский и Краснокаменский Члены Редакционного совета: Камедина Л.В., доктор культурологии, профессор Ерофеева И.В., доктор филологических наук, профессор Сергеева В.А., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой литературы ЗабГУ Волнина Н.Н., кандидат философских наук, доцент Наделяева О.Е., декан факультета гуманитарного образования ЗабКИПКРО П 68 Православная икона: Пособие для учителя / Автор-составитель <...> Брошюра раскрывает художественный и духовный смысл иконы; рассказывает о технике её изготовления, об истории иконографии. <...> Автором подчеркивается индивидуальность иконографического стиля византийского, древнерусского, современного иконописания, а также замечается его отличие от западноевропейской картины. <...> Для забайкальских учителей будет интересен раздел местночтимых в крае икон. <...> УДК 281.93 ББК 86.372 © Биктимирова Ю.В., 2013 © Издательство «Палитра», 2013 О ПРОЕКТЕ «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Федеральные государственные образовательные стандарты в настоящее время направлены на обновление образования не только как процесса обучения, но, в первую очередь, духовно-нравственного развития личности, формирования ценностного мира человека, осознания им своего жизненного предназначения. <...> Содержание каждого модуля курса направлено на реализацию прав учащихся на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры. <...> В целях информационного обеспечения педагогов, которые будут работать по модулю «Основы православной культуры», был задуман издательский проект «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. <...> По замыслу авторов, задача проекта представить справочный материал общедоступного характера по основным темам модуля «Основы православной <...>
Православная_икона.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Православная_икона.pdf
Православная икона
Стр.1
Стр.2
Православная икона Чита, «Палитра», 2013
Стр.3
УДК 281.93 ББК 86.372 П 68 Печатается по решению редакционного совета Проекта «Азбука православной культуры» Ерофеева И.В., доктор филологических наук, профессор Сергеева В.А., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой литературы ЗабГУ Камедина Л.В., доктор культурологии, профессор архиепископ Читинский и Краснокаменский Члены Редакционного совета: Ответственный редактор – Евстафий, Волнина Н.Н., кандидат философских наук, доцент Наделяева О.Е., декан факультета гуманитарного образования ЗабКИПКРО П 68 Православная икона: Пособие для учителя / Автор-составитель Ю.В. Биктимирова. – Чита: Палитра, 2013. – 56 с. ны; рассказывает о технике её изготовления, об истории иконографии. Автором подчеркивается индивидуальность иконографического стиля византийского, древнерусского, современного иконописания, а также замечается его отличие от западноевропейской картины. Для забайкальских учителей будет интересен раздел местночтимых в крае икон. Брошюра раскрывает художественный и духовный смысл икоУДК 281.93 ББК 86.372 © Биктимирова Ю.В., 2013 © Издательство «Палитра», 2013
Стр.4
О ПРОЕКТЕ «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Федеральные государственные образовательные стандарты в настоящее время направлены на обновление образования не только как процесса обучения, но, в первую очередь, духовно-нравственного развития личности, формирования ценностного мира человека, осознания им своего жизненного предназначения. Этим обусловлен ввод в стандарты средней школы нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Содержание каждого модуля курса направлено на реализацию прав учащихся на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры. В целях информационного обеспечения педагогов, которые будут работать по модулю «Основы православной культуры», был задуман издательский проект «АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В помощь учителю». По замыслу авторов, задача проекта представить справочный материал общедоступного характера по основным темам модуля «Основы православной культуры» (направления «Основы православного мировоззрения», «Основы русского домостроительства», «Храмовая архитектура», «Иконопись», «Православная символика» и т.п.). Это позволит учителям курса «ОРКСЭ» значительно сэкономить время на поиск и отбор необходимой информации и обеспечить качественную подготовку педагогов в дальнейшем направлении работы. Автор проекта О.Е. Наделяева, декан ФГО ЗабКИПКРО. Научный руководитель Л.В. Камедина, доктор культурологии, профессор ЗабГУ. Проект реализуется при финансовой поддержке Читинской и Краснокаменской епархии и читинского издательства «Палитра».
Стр.5
От автора Каждый человек на своем жизненном пути встречался с иконой – если не дома, то в храме, на репродукциях в книгах, в телевизионных сюжетах. С возрождением Православной Церкви и возвращением православных традиций почитание икон стало повсеместным. Однако об иконе по-прежнему знают очень немногие и немного. Движение к вере русских людей идёт сейчас не столько вглубь, сколько вширь. Массовое обращение к вере при отсутствии серьёзного научения верующих приводит к возникновению суеверий, рождению языческих традиций, фарисейству и буквоедству. Это отразилось на почитании икон и их восприятии в богослужебной жизни сегодняшними священнослужителями и мирянами. Цель издания – показать важное место иконы в богослужебной жизни Православной Церкви и духовной жизни православного человека. Глава I ЧТО ТАКОЕ ИКОНА 1. ИКОНА – БОГОСЛОВИЕ В КРАСКАХ Икóна (от греческого «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков, закреплённого правилами Седьмого Вселенского собора 787 года. Изображают на иконах не только Иисуса Образ – то же, что и икона; живописное изображение Святой Троицы, Господа, Богородицы, святых, праздников, библейских событий. Канон – в переводе с греческого, «правило». Иконостас – (греч. – «перегородка») стена из икон, отделяющая алтарь от средней части храма. Христа, Богоматерь и святых. На иконах можно увидеть и ангелов, и события из Библии или церковной истории. Почитая иконы – предмет, посвящённый Господу и освящённый, православные поклоняются самому Богу. Почитая святого, его изображение, люди почитают человека, преображённого Господом, и, следовательно, самого Господа. Икона является окном в духовный мир. Отсюда её особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передаёт информацию так же, как письменный или печатный текст передаёт информацию, используя алфавит, поэтому в древности иконы называли «Библией для неграмотных». Язык иконы, понятный когда-то и высокообразованному интеллигенту, и неграмотному 4
Стр.6
крестьянину, постичь сегодня очень сложно. Для предыдущих поколений православных людей язык иконы был доступен, так как эти люди знали Священное Писание, богослужение и участвовали в церковных Таинствах. Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достичь сложнее – он утратил навыки «чтения» иконы. Забвение языка иконы произошло под влиянием западного искусства, в котором со времён Возрождения утвердился определённый эстетический идеал. Икона в Европе заменилась картиной на религиозную тему. Эстетическое наслаждение картиной на библейский сюжет проникло в Россию в XVIII–XIX веках и закрепилось в умах образованных людей как высшая стадия развития религиозного искусства. Постепенно храмы стали наполнять иконы «академического» или «реалистического» стиля, а древнерусские традиции иконописи стали постепенно забываться. Потеря навыков чтения иконы также произошла прежде всего потому, что русский народ утратил христианские традиции и отошёл в ХХ веке от Православия. 2. ПЕРВЫЕ ИКОНЫ В НОВОЗАВЕТНОЙ ИСТОРИИ Первую икону в истории человечества создал сам Иисус Христос. Она известна под названием «Спас Нерукотворный». История эта такова: некий восточный царь Авгарь, услышав о Христе, прислал к нему своего художника, который должен был написать Его образ для царя. Но из-за постоянно окружавшей Спасителя толпы людей художник никак не мог подойти к Нему поближе. Тогда Христос приложил к Своему лицу ткань, на которой чудесным образом и запечатлелось Его лицо. Первой рукотворной иконой стал образ Богородицы, написанный апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым обедал Иисус Христос со Своей Матерью Девой Марией и приёмным отцом Иосифом. Первые христиане не знали икон, но развитая образность Ветхого и Нового Заветов уже несла в себе зачатки иконы. Римские катакомбы сохранили рисунки, свидетельствующие, что библейский символизм находил выражение в живописном и графическом исполнении. Рыба, якорь, корабль, голубь с оливковой ветвью в клюве, виноградСпас Нерукотворный. Иконописец Юлия Елисеева 5
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.