Лауреат Всероссийского конкурса
«Патриот России» 2004, 2006, 2007 гг.
1
/2009
(56)
январь–февраль
2
В
Ч
в
Лауреат Национальной премии «Золотой Лотос»
по итогам 2006, 2007 гг.
Р осси Я
ЖИВОПИСНАЯ
Журнал выходит при поддержке Kомиссии Совета Федерации
по делам молодежи и спорту Федерального собрания Российской Федерации
Вячеслав Низовцев
Человек и природа
в Подмосковье
исчезнувшие
города
38
Олег Крутой
Кромы — городок
бунтарский
занимательная
топонимика
8
Юрий Супруненко
От Кабарды до Карелии
ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ
40
Олег Борсук
Петр Кропоткин —
географпутешественник
22
заповедный
кр ай
14
з
1
Ю
И
Юрий Супруненко
Истоки русских рек
НАРОДНЫЕ
ПРОМЫСЛЫ
45
Елена Алаева
Холмогорская резьба
по кости
Наши подписные индексы:
27226
Список
точек распространения
в Объединенном каталоге «Пресса России»;
81721, 81722
в каталоге агентства «Роспечать».
Альтернативная подписка:
ООО «Агентство “АртосГАЛ”», т.: 1605847, 5041345;
«Урал-Пресс», т.: (495) 7898636;
Красно сель ское агентство «Союзпечать», т.: 3198221;
«Интерпочта», т.: 6845534;
ООО «КоммерсантКурьер», г. Казань, т.: (8432) 910982;
ООО «Агентство “Мир прессы”», т.: 7873415.
журнала «Живописная Россия»
В Москве:
Магазин «24 часа» в Свиблове (Берингов проезд).
Магазин «Спортивная пресса»
В Нижнем Новгороде:
Магазины «Дирижабль»
ул. Б. Покровка, 46, т.: (831) 434-03-05.
ул. Чаадаева, 21, т.: (831) 276-40-94.
В Новосибирске:
ООО АрпиСибирь, т.: (3832) 203626.
ООО «Топкнига», г. Новосибирск.
Сеть магазинов в Москве:
Магазины «Литера»,
ул. Ткацкая, 5/2; Щелковское ш., д. 2а.
Гипермаркет «ЛасКнигас». Торговый центр БУМ,
ул. Перерва, д. 43, к. 1.
г. Химки, ТЦ «Лига2»,
Ленинградское ш., вл. 5.
Сеть магазинов в С.Петербурге:
Магазины «Литера», Южное ш., д. 37;
ул. Киришская, д. 2, литер А, корп. 22;
«ЛасКнигас», Большой пр., В.О., д. 18, литер А.
г. Воронеж, магазин «Литера»,
ул. Кольцовская, д. 24В.
г. Казань, «ЛасКнигас», ТЦ «Мега»,
прт Победы, д. 141.
г. Саратов, «Книгомир», ул. Орджоникидзе, д. 1.
г. Тольятти, «Книгомир», ул. К. Маркса, д. 41.
ХантыМансийский автономный округ:
Когалымское городское МУП «Роспечать»,
т.: (34667) 27459.
В Липецке:
ОАО «Роспечать», т.: 346472, 348052.
В Королеве, Московская обл.:
Муниципальный центр печати, т.: 5192390.
2
И
3
В
В
р
27
Города Волгоградской
о
Иван Юнак
области
33
Вячеслав Низовцев
В излучинах двух великих
рек
Обложка – Скульптура «Родина-мать зовет» в Волгограде
Титул вкладки — Царицынская пожарная каланча
Олег Борсук
Царицын — Сталинград —
Волгоград
Памятный знак в честь 400-летия
со дня основания города
ВОЛГОГРАДСКАЯОБЛА ТАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ТЕМА НОМЕРА
Учредитель: ЗАО «ВИТЯЗЬ»
Издатель: ООО «ВИТЯЗЬМ»
При содействии Русского
географического общества
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ
по печати. Свидетельство
о регистрации № 019077 от 8.07.1999 г.
Главный редактор
В. Юнак
Заместители главного редактора
О.Панин, О. Борсук
Редакционный совет:
БОРСУК Олег Анатольевич, доцент МГУ,
кандидат географических наук
ВЕДЕНИН Юрий Александрович,
доктор географических наук,
директор Института культурного
и природного наследия
ЗОРИН Игорь Владимирович, ректор
Российской международной академии
туризма, доктор педагогических наук,
профессор
КАСИМОВ Николай Сергеевич,
членкор РАН, доктор географических наук,
декан географического факультета МГУ,
вицепрезидент РГО
МЯСНИКОВА Ольга Петровна,
коммерческий директор
издательского дома «Витязь»
НИЗОВЦЕВ Вячеслав Алексеевич,
кандидат географических наук, ведущий
научный сотрудник Географического
факультета МГУ
ПАНИН Олег Анатольевич,
заместитель главного редактора
ПОГОДИН Игорь Алексеевич,
президент Нижегородского
межрегионального благотворительного
Фонда культуры им. М. Балакирева
ТИМОФЕЕВ Дмитрий Андреевич,
доктор географических наук, профессор,
завотделом ИГ РАН
ЩЕГОРЦОВ Александр Александрович,
доктор социологических наук,
помощник заместителя Председателя
Совета Федерации
ЮНАК Виктор Васильевич, членкор РАЕН,
генеральный директор ООО «Витязь-М»
Коллектив редакции:
Зав. издательским центром
М. Денисенко
Отдел рекламы
О. Мясникова, Н. Стрельникова
Отдел распространения и маркетинга
Е. Юнак, И. Юнак
Литературный редактор
О. Ефремова
Дизайн, верстка, цветоделение
Л. Веселовский
Формат бумаги 60×901/8.
Печать офсетная. Тираж 6000 экз.
Бумага мелованная. Отпечатано
в типографии «ГранПри», г. Рыбинск
Адрес редакции:
129085, Москва, ул. Б. Марьинская,
д. 7, корп. 1
тел./факс: (495) 6872907;
тел.: 6870517;
отдел рекламы: 6870546
email: vipress@rambler.ru
Ответственность за достоверность
рекламных объявлений несет
рекламодатель.
© Макет – ООО «ВитязьМ»
© Оформление рекламных объявлений
и содержание – журнал «Живописная Россия».
При перепечатке ссылка на журнал обязательна.
Электронная версия журнала:
www.moshotel.ru, travel.ru
налаала
u
Наш сайт: www.vipress.ru
Цена договорная
ru
r
Фотоматериалы, полученные
от авторов, редакция может
использовать по своему усмотрению.
ла:
РОССИЙСКИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Стр.2
Человек и природа в Подмосковье
••• Вячеслав НИЗОВЦЕВ
Живописная Россия № 1, 2009 г.
Российский географический журнал
Существование у фатьяновцев скоЗвенигород
в древности. Реконструкция Д.П. Сухова
Н
4
еолитическая революция, когда произошел
переход от присваивающего к производящему
типу хозяйства, как это ни странно,
в Центральной России произошла только
в бронзовом веке. Почему не раньше — до сих
пор остается большой загадкой. Так вот, бронзовый
век — переломный этап в развитии человеческого
общества в Подмосковье. В начале
второго тысячелетия до н.э. на территорию
Московского края, когда там еще обитали неолитические
племена, откуда-то с юго-запада
пришли племена культуры боевых топоров, так
называемой фатьяновской культуры. Приход
фатьяновцев совпал, а может быть, и был обусловлен
значительным потеплением и сухостью
климата в это время. В Подмосковье возвращаются
широколиственные леса с богатой ресурсной
базой. Из-за засушливого климата снизился
уровень воды в реках, соответственно стали
доступными к освоению речные поймы.
Основные сведения о жизни и деятельности
«носителей» боевых топоров археологи черпают
из сохранившихся памятников — могильников.
В могилы клали и топоры, и кремневые
ножи, и стрелы с каменными наконечниками,
которые, как тогда считали, должны были обеспечить
умершим удачную охоту. Не обделяли
их и глиняной посудой шаровидной формы.
Во всех могилах обычны различные амулеты,
сделанные из костей, клыков и когтей медведя,
клыков кабана и собаки. Находят также разнообразные
украшения, особенно их много, как
водится, в женских погребениях. Очень важно,
что среди украшений встречаются бронзовые
колечки. Поэтому можно говорить, что эти племена
знали обработку металла. Более того,
в могилах находят множество костей различных
животных (фатьяновцы клали своим покойникам
мясную пищу), среди которых преобладают
кости домашних животных: свиней, коз, овец.
Следовательно, фатьяновцы были скотоводами.
При сохранении неолитического быта,
эти люди сделали первый шаг к переустройству
окружающего их мира. Ведущей отраслью
хозяйства стало специфическое лесное скотоводство,
а вот охота и рыболовство носили
подчиненный характер. Вполне возможно, что
у них появились зачатки земледелия. На первом
этапе развития этих племен главное место
в домашнем стаде занимала свинья, что вообще
характерно для становления лесного скотоводства.
Развитию свиноводства благоприятствовало
обилие растительной пищи в широколиственных
лесах, особенно в поймах рек
и древнеозерных котловинах. В этих природных
комплексах было больше и открытых мест —
луговых прогалин и полян, удобных для выпаса
скота. Свиньи того времени немногим отличались
от диких (болотных) свиней, водившихся
в изобилии в этих местах, и могли не только
летом, но и зимой содержаться на подножном
корме. Правда, зимой их приходилось подкармливать
отходами пищи и запасенными с осени
желудями.
Позднее у них появляются мелкий и крупный
рогатый скот и даже лошади. Таким образом,
меняется форма и характер скотоводства. Оно
становится пастушеским, придомно-стойловым.
Выпас скота становится регулярным, под присмотром
пастухов и громкого лая верного
друга человека — собаки. Скотоводство давало
основную пищу: мясо и молочные продукты.
Что удивительно, тогда же появилась специальная
посуда для хранения молока, приготовления
сыра, масла и творога. Кожа, шкура и шерсть
животных, как и в прошлые времена, шли на
выработку одежды и обуви. Из костей делали
орудия и разные поделки.
Излюбленными местами пастбищ были
поймы рек и приозерные низменности. Надо
думать, что лугов на всех не хватало и фатьяновцам
приходилось, где огнем, где топором
расчищать леса под новые пастбища. Кроме
того, на зиму заготавливались корма: веники,
ветки, листья, кора, сено. А запасать приходилось
очень много кормов. Известно, что
только одной корове в средневековье на зиму
необходимо было заготовить около 1000 веников.
Вряд ли и в те времена коровы меньше
хотели есть.
товодства знаменуется распространением
патриархально-родового строя
с главенством мужчин в племенах. Вот
когда женщины были оттеснены на
второй план и потеряли экономическое
равенство. По своему облику фатьяновские
люди относятся к европеоидному
типу и, по-видимому, были одной
из ветвей предков балтийских племен
(будущих латышей и литовцев). У этих
лесных обитателей, существовал культ
медведя, о чем говорят и многочисленные
находки амулетов из медвежьих
клыков и когтей. Появились религиозные
верования, связанные с поклонением
солнцу — об этом говорят солярные
изображения на днищах сосудов
и выбор высоких мест для погребения
умерших (их хоронили на высоких
речных берегах, вершинах холмов —
«ближе к солнцу»).
Интенсивная хозяйственная жизнь
приводит к усилению антропогенного
пресса на окружающую природу.
Племенами фатьяновской культуры
было положено начало вырубки
лесов и, соответственно, формирования
лугов в Подмосковье, особенно
в поймах рек и озер. Длительные
выпасы свиней на одном месте приводили
к полному уничтожению растительности.
Вынужденные постоянные
переходы поселенцев на новые
места в поисках пастбищ приводили
к вовлечению в хозяйственный
оборот все новых и новых участков
земли. Возобновление коренДьяково
городище (IV тысячелетие до н. э. — IV в. н. э.).
Древнейшее поселение людей на территории Москвы
ных лесов с этого времени, особенно
в наиболее динамичных пойменных
природных комплексах, становится
затруднительным. Надо отметить, что
местные племена переняли у фатьяновцев
прогрессивные формы ведения
хозяйства, поэтому и после ухода
этих племен из региона, сложившаяся
природно-хозяйственная система
с пойменным скотоводством просуществовала
длительное время.
Изобретение способов получения
железа и применение его для изготовления
орудий труда и оружия произвело
настоящую революцию в истории
человеческого общества. Люди получили
возможность осваивать обширные
территории под пашни и поселки.
Железо значительно расширило производительные
возможности людей.
К тому же железные орудия и более
долговечны в работе. Освоение
железа способствовало изменениям
и в социальной структуре общества.
Начинают развиваться ремесла,
выделяются металлурги, кузнецы
и т.д. Усиливается роль обмена в связях
между племенами и народами.
Распространению железа благоНаходки
предметов раннего железного века, найденные
на Дунинском городище под Звенигородом (Московская обл.)
приятствовал и тот фактор, что залежи
железных руд, в отличие от медных
и оловянных, встречаются почти
повсеместно. Особенно много так
называемых болотных руд, залежи
которых лежат практически повсеместно
на поверхности и добывать
их легко и просто. Смена материальных
культур бронзового века культурами
раннего железа в Московском
крае пришлась на начало первого
тысячелетия до новой эры. В это
время происходит похолодание климата
и, соответственно, сокращение
широколиственных лесов и возрастание
роли темнохвойной еловой
тайги. Увеличение влажности привело
к образованию болот на месте
озер и ряда пойменных комплексов.
Человеку приходилось искать более
благоприятные для жизни места.
Примерно с VIII в. до н.э.
в Подмосковье люди стали селиться
на высоких берегах, выбирая труднодоступные
участки: мысы и стрелки
между берегами рек и впадающими
в них крутосклонными балками
5
Стр.3