Д ПОЛНИТЕЛЬНОЕ
БРАЗОВАНИЕ
И ВОСПИТАНИЕ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
В 1999–2005 гг. журнал выходил под названием
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».
Учредитель и издатель: ООО «Витязь-М»
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Главный редактор
Заместитель
ЮНАК Виктор Васильевич
главного редактора ЛУШАГИНА Ирина Васильевна
НАД НОМЕРОМ РАБОТАЛИ
Ответственный за выпуск, редактор ЮНАК В.В.
Компьютерная верстка
Литературный редактор
Маркетинг и подписка
Издательский отдел
Отдел рекламы
ВЕСЕЛОВСКИЙ Л.И.
КОТОВ С.Г.
ЮНАК Е.В.
ДЕНИСЕНКО М.Б.
МЯСНИКОВА О.П.
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ
129085, Москва, ул. Б. Марьинская, д. 7, к. 1 ИД ООО «Витязь-М»
Тел./факс: (495) 687-29-07, тел.: 687-05-17
e-mail: vitjaz-mib@mtu-net.ru
Наш сайт в Интернете: www.vipress.ru
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Ответственность за достоверность рекламных объявлений несет
рекламодатель.
При перепечатке материалов, при цитировании ссылка на журнал
обязательна.
Набрано и сверстано в издательском центре ООО «Витязь-М»
Отпечатано в ООО «Стратим», г. Рыбинск Ярославской обл. Заказ №
Формат бумаги: 60×84 1/8. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Общий тираж 4500 экз.
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ
В КАТАЛОГЕ «РОСПЕЧАТЬ» 79455, 81723
ООО «УРАЛ-ПРЕСС»
г. Екатеринбург,
тел.: (343) 375-80-71;
г. Челябинск,
тел.: (352) 262-90-03;
г. Пермь, тел.: (3422) 60-24-40
ООО «Интер-почта»
г. Москва, тел.: (495) 684-55-38
ООО «Витязь-М». 2007
ООО «Агентство Артос-ГАЛ»
тел.: (495) 161-56-72;
Красносельское агентство
«Союзпечать»
тел.: (495) 319-82-21;
ООО «Коммерсант-Курьер»,
г. Казань, тел.: (8432) 91-09-82;
ООО «Агентство «Мир прессы»
г. Москва, тел.: (495) 787-34-15
2(88)’ 2007
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации № 77-17560 от 09.03.2004 г.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
АНДРИАНОВА Т.Ю.
первый заместитель главного
редактора Издательского дома
ООО «Витязь-М»
БОРСУК О.А.
канд. географ. наук, доцент МГУ
ЗОРИН И.В.
доктор пед. наук,
канд. географ. наук, профессор,
ректор Российской международной
академии туризма
КИТИНА Т.П.
директор высшей категории
МОУДОДСЮН г. Сарова
Нижегородской обл.,
отличник народного образования
КЛЕНОВА Н.В.
канд. филос. наук,
директор городского
программно-методического
Центра дополнительного
образования детей Московского
Дворца на Воробьевых горах
КОМКОВ С.К.
доктор пед. наук, профессор,
действительный член РАЕН,
президент Всероссийского фонда
образования
ПОПОВА Г.Н.
канд. пед. наук,
заместитель министра образования
Московской обл.
САЛЬЦЕВА С.В.
доктор пед. наук, профессор,
директор Социального института
Оренбургского госпедуниверситета
ШИШОВ С.Е.
доктор пед. наук, профессор,
советник по науке Комитета
Совета Федерации по науке,
культуре, образованию
и экологии
ЮНАК В.В.
членкор РАЕН, канд. филол. наук,
главный редактор и генеральный
директор Издательского дома
ООО «Витязь-М»
Дополнительное образование и воспитание. № 2, 2007
1
О
Стр.1
Д ПОЛНИТЕЛЬНОЕ
БРАЗОВАНИЕ
И ВОСПИТАНИЕ
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Детская студия в УДОД: попытка целостного
взгляда
Б.В. Куприянов
Управление развитием детского коллектива
Л.Н.
Павлова
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА
Педагогический мониторинг в УДОД как
управленческая проблема
С.В. Астраханцева
Приемы обучения игре на фортепиано
детей дошкольного возраста
Е.П. Реутова
13
Социальное партнерство УДОД и родителей:
хроника событий
Е.А. Ганаева
Психолого-педагогическое просвещение
родителей
К.Н. Буцева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
Знакомьтесь: музеи УДОД Архангельской
области
Г.И. Горшкова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Формирование толерантности как основа
предупреждения насилия в подростковой
среде
С.П. Татарова
35
Педагогический алгоритм в системе патриотического
воспитания
В.С. Горбунов
38
30
От детского технического творчества – к
профессиональному самоопределению
Г.Н. Бодрикова
21
Игра как способ социализации ребенка
С.Г. Шмакова
28
Моя малая родина
В.А. Мышева
ЮБИЛЕИ
С днем рождения, СЮТ!
Г.П. Колесникова
Нам – 25!
Н.Х. Каева
СЦЕНАРИИ, ИГРЫ
Дорогая гостья Масленица. Сценарий
праздника
Е.Л. Журавлева
59
55
56
52
ВСЕРОССИЙСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
53
51
47
9
3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Вариативность педагогических технологий
при проведении классного часа
О.Н. Лаврова
45
2(88)’ 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Дополнительное образование дошкольников
средствами национально-регионального
компонента
Ф.С. Газизова
41
2 Дополнительное образование и воспитание. № 2, 2007
О
Стр.2
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
ДЕТСКАЯ СТУДИЯ В УДОД:
ПОПЫТКА ЦЕЛОСТНОГО ВЗГЛЯДА1
Б.В. Куприянов
Студия – один из самых распространенных типов детских объединений в УДОД. Однако
даже беглый взгляд на практику деятельности студийных объединений позволяет
увидеть: они мало похожи друг на друга. Такое положение вещей заставляет серьезно
задуматься о том, что такое студия на самом деле? Размышлениями на эту тему мы
впервые поделились в учебном пособии 2004 г2
вать социально-педагогический портрет студии.
. В этой статье мы попытались нарисоЧТО
ТАКОЕ СТУДИЯ?
Итальянское studio образовано
от латинского studeo,
что означает «усердно работаю,
занимаюсь, изучаю».
Слово первоначально обозначало
специально оборудованное
помещение, мастерскую
художника-мастера,
где рядом с ним трудились
его ученики. В студии молодежь
участвует в совместном
творческом процессе
под руководством авторитетного
мастера, постепенно
приобретая все большую
самостоятельность. Это позволяет
не только обучить
основам художественного
ремесла, но и способствует
формированию индивидуальности,
стиля, творческоИсследование
выполнено
при поддержке РГНФ (проект
1
№ 04-06-0222 А).
2
Социальное воспитание
в учреждениях дополнительного
образования детей: Учеб.
пособие для студ. пед. вузов/
Б.В. Куприянов, Е.А. Салина,
Н.Г. Крылова, О.В. Миновская;
под ред. А.В. Мудрика. М.: Академия,
2004.
го кредо молодого творца.
«Студия» означает также
группу молодых художников,
артистов, объединенных
общими взглядами на
искусство. Часто эти взгляды,
идеи бывают новыми
для своего времени, альтернативными
по отношению к
принятым в обществе эстетическим
идеалам. В этом
случае студия обеспечивает
общение единомышленниОБ
АВТОРЕ
ков, ее деятельность направлена
на предъявление новой
художественной концепции
обществу.
◊ КУПРИЯНОВ Б.В.,
канд. пед. наук,
г. Кострома
В древности примерами
студии можно считать воспитание
шаманов, жрецов,
разного рода врачевателей
и многих других искусных
людей, которые могли
и умели делать нечто такое,
что недоступно абсолютному
большинству населения.
Такая практика возникает
вокруг выдающихся мастеров
своего дела – художников,
ученых, конструкторов,
врачей и т.д. Первым широко
известным примером
студии можно считать существовавшие
в античном
мире специальные философские
школы, посвященные
Музам, и потому называвшиеся
Мусейонами
(И.Р. Блохина, Г. Росси,
Э.Д. Фролов). Это, прежде
всего, платоновская Академия
и аристотелевский Ликей,
являвшиеся одновременно
учеными коллегиями
и религиозными союзами,
научными учреждениями
и местами отправления
Дополнительное образование и воспитание. № 2, 2007
3
Стр.3