Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №3 2014

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПО АЙТМАТОВУ, ИЛИ ВСЕОБЩНОСТЬ ОСОБЕННОГО (66,00 руб.)

0   0
АвторыСултанов К.
Страниц28
ID272696
Аннотация-
ИДЕНТИЧНОСТЬ ПО АЙТМАТОВУ, ИЛИ ВСЕОБЩНОСТЬ ОСОБЕННОГО / К. Султанов // Вопросы литературы .— 2014 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/272696 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Казбек СУЛТАНОВ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПО АЙТМАТОВУ, ИЛИ ВСЕОБЩНОСТЬ ОСОБЕННОГО Первый том «Истории всемирной литературы» (1983) открывался вступительными замечаниями Ю. <...> Вступительные замечания // История всемирной литературы в 8 тт. <...> Концептуальность этого подхода — «могут выдви гать художественные ценности мирового значения» — на шла свое предметное подтверждение в книгах Г. Гачева «Чингиз Айтматов и мировая литература» (1982) и «На циональные образы мира» (1988). <...> Г. Гачева расщеплять национальный образ мира на мен тальностроительные компоненты, я в те годы насторо женно воспринял вводимое им понятие «мироздание по киргизски»3. <...> По очевидной, как мне казалось, причине: мироздание бытийственно, онтологично, свободно, как и математика, от национальной характерности, всецело принадлежащей сфере исторического развития народов. <...> Айтматов как художник, укоре ненный в определенной традиции, смотрел на мир глаза ми своей культуры, наследуя определенную систему цен ностей, сакральных символов, когнитивных установок, восходящих к глубинам мифа, сказки, к великой эпиче ской школе «Манаса» как национального канона. <...> Неоло гизм «мироздание покиргизски» фактически возвращал «особенному» качество всеобщности, если, конечно, не упускать из виду решающий критерий — художественный потенциал айтматовских текстов, благодаря которому на циональноуникальное получало шанс предстать как сре доточие целого, обретая масштаб и достоинство общезна чимой ценности. <...> Когда Га чев ссылался на свою «теорию ускоренного развития ли тературы», применяя ее в анализе повести «Джамиля» («вся мировая литература — в одном произведении этом прочитывается»5), то он фактически находил ту же «пре тензию на всеобщность», хотя речь идет о ранней повести, а не о поздних романах Айтматова, где эта «претензия» да же педалируется, но остается, на мой взгляд, все же худо жественно нереализованной. <...> Чтобы не оставлять ощущения недоговоренности, ска <...>