Филология в лицах
Я к о в Го л о с о в к е р
Владимир ЗЕЛИНСКИЙ
МЕЖДУ ТИТАНОМ И ВЕПРЕМ1
Что ж, пусть это я создал это чудесное су
щество, эту мысль. <...> Потому что сгнил или сожжен мой мозг? <...> Разве это существо не получило от меня
жизнь и не вошло тем самым в общую челове
ческую и мировую жизнь, не унеслось из моего
мира, из моего воображения в мир другого
мыслящего существа, в воображение другого? <...> О чем думал юноша
I
Помимо юношеского стихотворного сборника «Сад
души моей» (1913), немногих статей, поэтических и про
заических переводов, а также развернутых примечаний к
1
Первоначальный вариант статьи был опубликован в книге: Голо
совкер Я. Э. Сказание о титанах. <...> 44
ним, Яков Эммануилович Голосовкер опубликовал к кон
цу жизни лишь две не слишком объемистые книги: «Ска
зания о титанах» и «Достоевский и Кант». <...> Годы спустя по
сле его кончины вышли «Логика мифа», «Сожженный
роман», «Засекреченный секрет», «Имагинативный Абсо
лют». <...> Книги эти, отчасти повторяющие друг друга, можно
рассматривать как разрозненные фрагменты единого и
большого Труда или Сказания его жизни, оставшегося не
довершенным, невосстановленным или неуспевшим сло
житься. <...> Голосовкер не был тще
славен, а если и был честолюбив, то лишь в какомто ином,
древнем, нежитейском смысле. <...> Не раз упоминал он о
«грандиозном тщеславии эллинов»2 («Оргиазм и число»),
и если примерить эту грандиозность к нему самому, то ее
никак не могла бы насытить наша вялая читательская бла
госклонность. <...> Как и
многие мыслители, он хотел не того, чтобы его както осо
бенно славили, он нуждался в том, чтобы им мыслили, его
воображением жили, его образы постигали и по ним учи
лись познанию. <...> И оттого к любой благожелательной или
юбилейной похвале он отнесся бы, верно, с той же прису
щей ему колкоснисходительной усмешкой, что и к оче
редному нападению идеологической метлы. <...> Но при этом
он всегда както мощно, болезненно желал, чтобы таящая
ся в нем мыслящая сила заявила о себе однажды во всеус <...>