Новейшая антология
Алексей ТАТАРИНОВ
НА РАЗНЫХ ПОЛЮСАХ? <...> Новые романы Сергея Шаргунова
и Владимира Сорокина
Я продолжаю искать новый русский роман, способ
ный удивить качеством придуманного мира. <...> Надоела бо
лезненная бледность и сплошная относительность новей
ших художественных текстов! <...> Сергей Шаргунов — один из лидеров «новых реали
стов», Владимир Сорокин давно оценен как самый лихой
«постмодернист». <...> «1993» — текст о прошлом: расстрел Парламента — тя
желая травма двадцатилетней давности, позволяющая
Шаргунову претендовать на эпический размах, соединяя
вещество истории и тяжелую материю не слишком благо
получной семьи. <...> «Теллурия» — текст о будущем: фанта
стические изображения вновь разлагающейся человечины
соседствуют и стыкуются с нашими страхами и мечтами. <...> Словно их носите
ли живут в разных углах вселенной, исполняя законы,
писанные кровью разных существ. <...> Шаргунов заботится о
правде значительного события, выстраивает причинно
следственные связи, показывает зависимость характера
от социальных обстоятельств, тщательно прорабатывает
образ времени. <...> Для реализации плана нужен типичный
герой, обширный контекст, протяженный, несомненно
линейный сюжет. <...> Сорокин отказывается от героя, не до
пускает линейности, предпочитая буйство фрагментов:
каждая глава — отдельная речь или распухающий от раз
ной ненормативности эпизод. <...> У Шаргунова — слесари и
электрики, домохозяйки, физкультурники и дети с соот
ветствующей психологией проблемного взросления. <...> У
Сорокина — православные коммунисты и модернизиро
ванные крестоносцы, псоглавцы, кентавры, лилипуты и
великаны. <...> Сергей Шаргунов словно говорит своим читателям:
будьте внимательны в общении с собственным сознани
ем! <...> Литературное произведение должно сохранить вас в
мире обыденности, кризисной, но единственно возмож
ной повседневности, где человек встречается с историей,
с нравственными сюжетами, а значит — с лучшим в себе,
с тем, что знает <...>