Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №3 2014

ЧЕХОВ - НАЧАЛО И КОНЕЦ ТЕКСТА (6,60 руб.)

0   0
АвторыКарасев Л.
Страниц18
ID272683
Аннотация-
ЧЕХОВ - НАЧАЛО И КОНЕЦ ТЕКСТА / Л. Карасев // Вопросы литературы .— 2014 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/272683 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История русской литературы Леонид КАРАСЕВ ЧЕХОВ: НАЧАЛО И КОНЕЦ ТЕКСТА Главная цель предлагаемых заметок — обратить вни мание на то, как часто в чеховских текстах перекликают ся или вообще повторяются те слова, с которыми персо нажи появляются в пьесе или рассказе и с которыми они их покидают. <...> В идеале это самые первые или последние слова текста. <...> Однако поскольку первыми и последними словами могут быть, скажем, слова приветствия или про щания, имеющие вполне ритуальный характер, то мы об ратим внимание на те реплики, которые не просто звучат в начале и конце текста, но имеют действительно значи мый характер. <...> «Чайка» Первая реплика Аркадиной — это несколько слов, кото рые она скажет Шамраеву, слов столь же случайных, как и сам вопрос. <...> Понастоящему же важна ее вторая реплика, об ращенная к Треплеву: «Мой милый сын, когда же начало?» (здесь и начало треплевского спектакля, и начало самой «Чайки»). <...> А затем, продолжая гамлетовскую тему (сын при 240 глашает мать на поставленный им спектакль), Аркадина декламирует уже непосредственно из «Гамлета»: «Мой сын! <...> »1 Последние слова Аркадиной в пьесе, сказанные после того, как раздается хлопок выстрела: «Фуй, я испугалась. <...> » В обоих случаях присутствуют темы страха, смерти и темноты. <...> Страшно от того, что «нет спасенья», страшно от звука, напомнившего Аркадиной о попытке самоубийства сына. <...> В обоих случаях речь идет о сыне — с той значимой разницей, что тема начала («когда же начало?») сменяется темой трагического конца (хлопок выстрела). <...> В финале темнота названа непосредственно («в глазах потемнело»), в начале же пьесы темнота предполагается (взгляд, обращенный внутрь черной или темной души). <...> Та ким образом, ситуации первого и последнего появления Аркадиной в пьесе, несмотря на свое внешнее несходство, при внимательном разборе обнаруживают немало общего. <...> Обычно же у Чехова сходство первых и последних слов персонажа куда более очевидно. <...> Нина Заречная появляется в пьесе <...>